Память, так или иначе, задействована в любых аспектах нашей жизни, ее развитие (тренировка) напрямую влияет на нашу успешность. Сама по себе память является способностью живой материи, мозговой ткани, накапливать и хранить информацию.
Приемы развития памяти известны с древних времен и существуют уже как минимум 2000 лет. Вся совокупность приемов, способствующих запоминанию и увеличению объема памяти, называется мнемотехникой (или мнемоникой). Существующие системы мнемотехники условно подразделяются на два вида – классическая и педагогическая мнемотехники.
Классическая мнемотехника использовалась греческими и римскими ораторами как вспомогательное средство для запоминания длинных речей, базировалась на механизмах образного (визуального) мышления. Запоминание при этом происходит в четыре этапа.
1. Кодирование в образы. Любые запоминаемые сведения преобразуются в простые зрительные изображения. Информация, не переводящаяся мозгом в образы, подвергается кодированию. Так, числа сначала преобразуются в буквенный код, далее по буквенному коду подбирается слово, которое уже имеет связь с соответствующим образом.
2. Соединение образов. Полученные зрительные образы соединяются в искусственную ассоциацию. На данном этапе в мозгу человека происходит закрепление взаимосвязей между образами ассоциации. Образы, объединенные в воображении, запоминаются как единая большая картинка.
3. Запоминание последовательности ассоциаций. При этом вырабатывает четкая программа припоминания, дающая возможность в будущем повторять последовательность запомнившейся информации без ошибок.
4. Закрепление в памяти. Осуществляется благодаря неоднократному мысленному повторению.
Наиболее известный прием запоминания информации, использованный древними греками, заключался в следующем: греки мысленно привязывали нужную для запоминания информацию к известным им объектам (комнатам, улицам города).
Педагогическая мнемотехника, сформированная Петром Рамусом в конце XVI века в Англии, уделяет особое внимание речевому мышлению. Типичными приемами являются:
- нахождение закономерностей в информации, которую необходимо запомнить,
- классификация и систематизация информации,
- разбивка запоминаемой информации на небольшие части и зубрежка частей,
- составление фраз по буквам, получаемым из запомненных числовых данных,
- представление материала в виде схемы.
Так, при создании всем известной фразы «каждый охотник желает знать, где сидит фазан» использовалась педагогическая мнемотехника. Подобные приемы по сию пору применяются в официальной системе образования, хотя классическая мнемотехника в разы эффективнее педагогической.
Во время тренинга памяти важен такой нюанс, как умение отсеивать ненужную информацию. Ученые нашли доказательства того, что одной из важнейших функцией мозга является способность отфильтровать информацию, отсеивая бесполезную, а не удерживать все принятые сведения. Таким образом, запоминаемая вами информация должна быть нужной и важной, и тогда эффективность запоминания значительно увеличиться.