Жизнь прекрасна, поэтому не стоит тратить её по мелочам, а думать о необходимости избавиться от неё -тяжелейшее из преступлений. М. Тереза
Частота суицидальных действий среди молодежи в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14-24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. В 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% подросток пытается привлечь к себе внимание. За последние пять лет самоубийством закончили жизнь 14 157 несовершеннолетних. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти.
Что может стать причиной подросткового суицида?
• Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца. • Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождающаяся печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может не проявляться столь явно: подросток старается скрыть её за повышенной активностью, чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением - правонарушениями, употреблением наркотиков, беспорядочными сексуальными связями. • Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети в чьих семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. • Риск самоубийства более высок среди подростков, пристрастившихся к наркотикам или алкоголю. Под их влиянием повышается вероятность внезапных импульсов. Бывает и так, что смерть от передозировки является преднамеренной. • Суицид может быть непосредственным результатом душевной болезни. Некоторые подростки страдают галлюцинациями, когда чей-то голос приказывает им покончить с собой. • Причиной самоубийства может быть чувство вины, страха, враждебности. • Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Решаясь на самоубийство, ребёнок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями, сверстниками, другими людьми. Ребёнок нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Так, например, восьмилетний мальчик, который пытался повеситься на собственных колготках, но вовремя был вынут из петли, рассказывал, что решился умереть, потому что не было никакой другой возможности убедить родителей не отправлять его в детский дом. Родители, впрочем, этого делать не собирались: его просто пугали - очень уж часто на него жаловались в школе.
- Понимаете, иначе на них подействовать было не возможно. Я уж и прощение просил, и ревел, и ругался, и скандалил, - не слышат, и всё. В детский дом, говорят, сдадим - будешь знать. - И ты решил умереть? А что такое, по-твоему, умереть? Что потом будет? - Ну, если я умру, мама тогда уже точно поймёт, что в детский дом меня сдавать нельзя, и всё будет хорошо. -Когда? - Когда смерть кончится. Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: - Я готова была на всё, лишь бы заставить её замолчать. Я даже выговорить не могу, как она меня обзывала. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье - это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочь слишком ярко накрасилась. Родителям следует помнить: - если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту; - в состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен; - любой предмет, находящийся поблизости и попавший под руку, может стать реально опасным, угрожающим жизни ребёнка.
Что может быть показателями предсуицидального поведения?
Смерть и самоубийства как постоянная тема разговоров и интересов. Предпочтения траурной или просто скорбной музыки Раздача личных вещей Развитие агрессивных и деструктивных компонентов в поведении, обращенных против себя Неудержимое желание причинить себе боль, увечье Социальная самоизоляция. Отход от друзей, семьи, молчаливость, замкнутость.
Что нельзя делать в случае, если подросток высказывает суицидальные мысли?
Объявлять суицидальные переживания глупостью и т.п.; Дебатировать по поводу допустимости самоубийства; Морализировать, упрекать, советовать, критиковать, угрожать, утешать, уходить от темы.
Что можно сделать для того, чтобы помочь суициденту
1. Подбирайте ключи к разгадке суицида. Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению. Уловите проявления беспомощности и безнадежности и определите, не является ли человек одиноким и изолированным.
2. Примите суицидента как личность. Допустите возможность, что человек действительно является суицидальной личностью. Не считайте, что он не способен и не сможет решиться на самоубийство. Именно поэтому тысячи людей — всех возрастов, рас и социальных групп — совершают самоубийства. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.
3. Установите заботливые взаимоотношения. Для человека, который чувствует, что он бесполезен и нелюбим, забота и участие отзывчивого человека являются мощными ободряющими средствами. Именно таким образом вы лучше всего проникнете в изолированную душу отчаявшегося человека.
4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. Они нуждаются в обсуждении своей боли. Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним. Вы можете оказать неоценимую помощь, выслушав слова, выражающие чувства этого человека, будь то печаль, вина, страх или гнев. Иногда, если вы просто молча посидите с ним, это явится доказательством вашего заинтересованного и заботливого отношения.
5. Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты же живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Такие замечания вызывают у несчастного и без того человека еще большую подавленность. Желая помочь, таким образом, близкие способствуют обратному эффекту.
7. Не предлагайте неоправданных утешений. Суицидальные люди с презрением относятся к замечаниям типа: «Ничего, ничего, у всех есть такие же проблемы, как у тебя», — и другим аналогичным клише, поскольку они резко контрастируют с их мучениями. Эти выводы лишь минимизируют, уничижают их чувства и заставляют ощущать себя еще более ненужными и бесполезными.
8. Вселяйте надежду. Надежда помогает человеку выйти из поглощенности мыслями о самоубийстве. Потерю надежд на достойное будущее отражают записки, оставленные самоубийцами. Саморазрушение происходит, если люди утрачивают последние капли оптимизма. Надежда не может строиться на пустых утешениях. Когда люди полностью теряют надежду на достойное будущее, они нуждаются в поддерживающем совете, в предложении какой-то альтернативы. «Как бы вы могли изменить ситуацию?», «Какому вмешательству извне вы могли бы противостоять?», «К кому вы могли бы обратиться за помощью?» Поскольку суицидальные лица страдают от внутреннего эмоционального дискомфорта, все окружающее кажется им мрачным. Но им важно открыть, что не имеет смысла застревать на одном полюсе эмоций.
10. Обратитесь за помощью к специалистам. Друзья, несомненно, могут иметь благие намерения, но им может не хватать умения и опыта, кроме того, они бывают склонны к излишней эмоциональности. Надежным источником помощи могут стать семейные врачи, священник, психиатр или клинический психолог.
Подросток и наркотики В наше время подростки могут столкнуться с наркоти¬ками гораздо чаще, чем это было 10 лет тому назад. Сейчас также существуют совсем новые наркотики, которых 10-15 лет назад не было. К сожалению, мы должны признать, что доступ к наркотикам стал достаточно свободным. И по¬этому подростки должны быть более стойкими, чтобы противостоять давлению извне, например, со стороны при¬ятелей, употребляющих наркотики, или торговли, кото¬рая рекламирует алкоголь и табак. Все подростки рано или поздно сталкиваются с этими веществами. И тогда им предстоит решить: стоит ли начинать экспериментировать с ними или нет. Что должны знать родители 1. Подросток может экспериментировать. Экспериментирование составляет часть взросления, но оно, к счастью, не ведет автоматически к возникновению зависимости. Большинство подростков вообще не начинают употреблять наркотики и ал¬коголь. Многие из тех, кто начинает, через некоторое время прекращают это делать, еще задолго до возникновения осложнений. Другие продолжат употреблять алкоголь или наркоти¬ки, делая это осторожно. Многие прекращают употреблять наркотики после нескольких проб, когда исчезает ощущение новизны. И только в некоторых случаях фаза экспериментиро¬вания может продолжаться долгое время. Часто интерес к подобным веществам уменьшается или даже исчезает вообще, когда подростки вступают в новый период своей жизни, когда, например, другие проблемы становятся для них важнее. 2. В подростковом возрасте дети очень подвержены вли¬янию ровесников. Подростки ощущают потребность принадлежать к опре¬деленной группе. Если в группе употребляются наркотики, то подростки считают себя обязанными их употреблять, что¬бы группа их не отвергла. Давление такой группы может быть очень сильным. Поэтому подросток должен сформироваться как лич¬ность, чтобы противостоять подобному давлению. Те, кто не очень уверен в себе, более чувствительны к групповому дав¬лению, нежели самоуверенные подростки. 3. В подростковом периоде очень важен уровень доверия к вам ребенка. К сожалению, в 12-15 лет влияние других людей на ва¬шего ребенка становится сильнее, в то время как ваше лич¬ное влияние как родителей уменьшается. Потому так важно научить своего ребенка уважать вас и прислушиваться к ва¬шему мнению. 4. Подросток должен чувствовать себя уверенным. Одним из способов, который повышает уверенность ребенка в себе, является одобрение поступков ребенка. Если одобрять действия ребенка в достаточной мере, он, в свою очередь, будет думать о себе позитивно и благодаря этому будет увереннее в жизни. А если ребенка часто критиковать, он начинает вос¬принимать себя негативно и станет более впечатлительным и внушаемым. Как можно раньше стимулируйте самооценку ребенка, его уверенность в себе и независимость. Вы можете дать ему эту свободу, потому что в этом случае вы будете знать, что ваш ребенок готов нести ответственность за некоторые ре¬шения, которые он обязан принимать самостоятельно. В этом случае возможность того, что ваш ребенок последует за другими, уменьшается, так как он легко не поддастся дав¬лению группы. 5. Служите для ребенка положительным примером. Ваше поведение влияет на ребенка больше, чем информа¬ция или чье-то мнение. Это касается как положительного, так и отрицательного примера. Если вы часто приходите домой не совсем трезвым, вы малоубедительны, запрещая подростку бокал пива в своей компании. Вы можете пока¬зать своему ребенку, что алкоголем можно наслаждаться, если употреблять его лишь в особенных случаях и в малых количествах. Именно такое поведение выберет ваш ребенок, потому что это будет для него примером. 6. Учите ребенка говорить «нет» не только другим людям, но и вам. Однако не забывайте попросить у него объяс¬нения и не скрывайте своего мнения, если вы не согласны с этими объяснениями. 7. Учите детей справляться с неудачами. Подросток, который не умеет справляться с проблемами, преодолевать неприятности, в борьбе с жизненными невзгодами окажет¬ся в проигрыше. Для таких подростков употребление нар¬котиков и алкоголя несет даже большую опасность. Они помогают ему забыть неприятный опыт и создают искусст¬венное ощущение счастья, что может привести к злоупот¬реблению и стимулировать зависимость.
Шесть советов родителям 1. Вы должны быть хорошо информированы о вреде ал¬коголя и наркотиков. Если в вашем распоряжении есть надежная и объектив¬ная информация, то беседовать намного легче. Начиная эк¬спериментировать с алкоголем и/или наркотиками, подро¬стки часто знают про них слишком мало. Но вы должны давать только достоверную и объективную информацию, потому что, если ваш ребенок поймет, что вы преувеличи-ваете, он может недооценить опасность употребления нар¬котиков (или алкоголя). 2. Говорите об этом. Разговор будет более эффективным, если вы начнете его с готовности выслушать другую сторону без злости и предубеждения. Старайтесь избегать эмоций, по¬тому что они создают некоторое напряжение. Не скрывайте своей встревоженности, но и не опускайтесь до обычного за¬пугивания возможным наказанием. Вы должны высказать ребенку свои собственные мысли, а не запугивать его. 3. Признайте, что должна существовать нормальная за¬интересованность. Экспериментирование с наркотиками и алкоголем часто является составной частью этой заинтересованности. Но, учитывая это, строго следите за тем, чтобы ваш ребенок не переступил грань между экспериментом и полной зависимостью. 4. Постоянно уделяйте ребенку внимание. Пригласите его друзей к себе домой. Таким образом, ваш ребенок будет у вас на глазах, и это даст больше возможности разговари¬вать с ним про употребление алкоголя и наркотиков. Вы¬сказывая свои мысли, даже если ваши взгляды целиком про¬тивоположны взглядам подростков, вы проявляете свою заинтересованность и внимание. 5. Предложите правила и ограничения. Очень часто подро¬стки нуждаются в поддержке со стороны родителей в формулировании правил и ограничений. Эти правила дают поддержку и показывают вашу заинтересованность в благополучии ваше¬го ребенка. 6. Помогите ребенку организовать его свободное время. Употребление таких веществ, как табак, алкоголь и нарко¬тики, может быть вызвано ничегонеделанием. Что делать, если ваш ребенок закончил период экспериментирования? В этом случае возможны три варианта. Удовлетворение от приема наркотиков больше не наступает, и внимание ре¬бенка переключилось на что-то другое. Второй вариант: ре¬бенок еще продолжает иногда употреблять наркотики, но делает это не часто. Но может произойти и так, что ваш ре¬бенок начнет злоупотреблять наркотиками, у него возникает риск привыкания к наркотику и зависимости от него. Если вам кажется, что ребенок полностью зависим, по¬пробуйте самостоятельно ответить на следующие вопросы. • Подросток регулярно пропускает школу? • Подросток счастлив или только делает вид, что счастлив? • Подросток выглядит так, будто он в стрессовом состо¬янии или в депрессии? • Подросток перестал контактировать со старыми приятелями? • Подросток употребляет алкоголь и наркотики только для удовольствия или ищет в них решение своих проблем? Эти вопросы наталкивают вас на серьезные размышле¬ния, а ответы смущают. Если вы считаете, что бессильны и не знаете, как реагировать в данной ситуации, вы долж¬ны связаться со школой или спросить совета в местном нар¬кологическом диспансере.