Иногда мы чрезмерно отождествляемся с тем или иным аспектом нашего опыта — например, со своими убеждениями, со своим телом, половой, расовой или религиозной принадлежностью, социальной ролью, профессией и т. д.
Такая сверх-идентификация может привести к тому, что мы начнем мысленно воспринимать собственное «я» как зависимое от каких- либо наших качеств или проступков. В результате у нас может появиться искушение сконструировать образ своего «я» как жертвы, как человека, зависимого от других людей и внешних обстоятельств, и мы начинаем болезненно реагировать на все, что угрожает такому кодированию.
Ассаджиоли разработал процедуру раскрытия своего высшего «я» с помощью специальных упражнений по деидентификации, которые начинаются с осознания сле¬дующего положения: «Я обладаю телом, но я — это не мое тело».
Всякий раз, когда мы отождествляем себя с физическими ощущениями, мы становимся рабами собственного тела... Я испытываю эмоции, но я — это не мои эмоции или чувства. Я обладаю интеллектом, и все же я не мой интеллект. Я — это я, центр чистого сознания.
Ассаджиоли использует лингвистически-семантическое поле «Я обладаю, но я не являюсь...», применяя эту форму деидентификации и к другим человеческим способностям и проявлениям. Например: «Я наделен волей, но я не эта воля» — и т. д. Затем, используя паттерны гипнотического языка, он составляет развернутую формулу получения доступа к состоянию относительно состояния (мета-состоянию):
Я принимаю удобную и расслабленную позу и закрываю глаза. Я повторяю себе: «Я обладаю телом, но я не мое тело».
Мое тело может быть здоровым или больным; отдохнувшим или усталым, но это не имеет ничего общего с моим существом, с моим реальным «я». Мое тело — драгоценный инструмент, дающий мне возможность чувствовать и действовать во внешнем мире, но это не более чем инструмент. Я забочусь о своем теле, пытаюсь сохранить его здоровье, однако это не я сам. «Я обладаю телом, но я не мое тело».
Я испытываю эмоции, но я — это не мои эмоции. Мои бессчетные настроения противоречивы и изменчивы — от раздражения до покоя. Поскольку я могу наблюдать, понимать и оценивать свои эмоции, чтобы лучше управлять и пользоваться ими, то совершенно очевидно, что они не тождественны моему «я». Я испытываю эмоции, но я — это не мои эмоции.
Я испытываю желания, но я — это не мои желания, возбуждаемые моими физическими и эмоциональными влечениями или внешними влияниями. Желания тоже изменчивы и противоречивы, и симпатия может сменяться неприязнью. Я испытываю желания, но я — это не мои желания.
Я обладаю интеллектом, но я — это не мой интеллект. Ин-теллект может быть более или менее развитым и более или менее активным; недисциплинированным, но обучаемым; это орган познания внешнего и внутреннего мира, но это не я. Я обладаю интеллектом, но я — это не мой интеллект.
Не отождествляя собственное «я» с содержанием своего сознания (ощущениями, эмоциями, желаниями и мыслями), я признаю и утверждаю, что я есть центр чистого самосо-знания. Я — центр воли, способный обуздать, направить и использовать любые мои психологические процессы и мое физическое тело.
Тогда что же есть я? Что остается, если отказаться от отождествления с физическим, эмоциональным и психическим содержанием моей личности, моего эго? Это моя сущность — центр чистого самосознания и самореализа¬ции. Это то, что остается неизменным в вечно изменчивом потоке моей индивидуальной жизни. Это то, что придает мне ощущение бытия, постоянства и внутренней устойчивости. Я признаю и утверждаю, что я есть центр чистого самосознания. При этом я понимаю, что этот центр
представляет собой не только статическое самосознание, но также и динамическую силу; он способен наблюдать, подчинять, направлять и использовать любые психологические процессы и физическое тело. Я центр сознания и силы.
Сверхидентификация с преходящими аспектами своего «я» или с внешней ситуацией делает нас «одержимыми» отождествлением. В этом случае мы становимся собственными ролями, масками, эмоциями и т. д. А это, в свою очередь, «делает нас застывшими и окаменевшими... узниками».
Эти упражнения особенно показаны излишне эмоциональным пациентам, а также тем, кто чрезмерно отождествлён с каким-либо аффективным состоянием, с определённой формой поведения, с теми или иными планами, иногда глобальными, иногда мелочными. Все это погружает человека в состояние одержимости. Таковы фанатики всех мастей.
Некоторые пациенты, особенно американцы, упорно сопротивляются тому, чтобы перестать отождествлять себя с собственным телом, чувствами и мыслями, и испытывают панический страх, что вследствие такой практики они могут оказаться разорванными на отдельные части. Но многим, наоборот, импонирует идея пережить ощущение центра внутри себя — центра, в котором они могут обрести силу и мудрость, помогающие противостоять стрессам современной жизни.
Паттерн
1. Для начала окажите себе моральную поддержку. Принимаете ли вы идею о том, что вы — это нечто большее,
нежели ваши способности, проявления вашей личности или внешние обстоятельства?
Знаете ли вы, что вы нечто большее, чем вы думаете и чувствуете? Готовы ли вы поиграть с этим утверждением?
2. Откажитесь от отождествления на лингвистическом уровне.
Используя лингвистическую формулу «Я обладаю, но я не являюсь», фреймируйте любые, а может быть, даже и все свои способности, функции и жизненные обстоятельства как «не я». Что вы при этом чувствуете?
Какие слова лучше помогают вам сделать шаг назад от состояния отождествления?
3. Откажитесь от отождествления в состоянии транса.
Ощутив расслабленное и комфортное состояние, войдите в
трансцендентное состояние относительно ваших психологических и физиологических сил и осознайте, что даже если вы утратите какие-либо из них, то ваше глубинное «я» останется безусловно значимым и ценным.
Прочтите сами или попросите партнера прочесть вам фор-мулу вхождения в транс, предложенную Ассаджиоли.
4. Находясь в трансе, отделите свое «я» от своих функций.
Как можно яснее осознайте, что каждая из ваших способностей, функций и т. д. отличается от вашего глубинного «я». Что вы чувствуете, когда рефреймируете все это лишь как функцию или инструмент, используемый вами в жизни?
5. Мысленно перенеситесь на еще более высокий уровень, чтобы сформировать трансцендентную идентичность.
Конкретизировали ли вы то «я», которое существует над и помимо ваших возможностей и способностей и только пользуется ими?
Сделайте шаг назад и наблюдайте свой опыт в состоянии «чистого сознания».
С помощью какого символа или слова вы могли бы репрезентировать его?
6. Представьте свое высшее «я» в виде устойчивого центра.
Что вы чувствуете, когда представляете это высшее «я» как центр, движущий вашей жизнью и самовыражением? Останьтесь с ним и подстройте его под линию времени вашего будущего