Музыкальная терапия: звуки природы и естественные вибрации
Музыкальная терапия: звуки природы и естественные вибрации
В.И.Петрушин профессор, доктор психологических наук, Москва
Еще в Античности сложились две концепции возникновения музыки. Первая полагала, что музыка возникла из желания подражать звукам природы - крику зверей, шуму воды, свисту ветра. Вторая - что музыка возникла из крика, из желания выплеснуть накопившиеся эмоции радости и горя. Обе концепции дошли до наших дней, обусловив деления мира музыки на изобразительный и выразительный.
В древнем язычестве существовала магия звукоподражания и голошения. Магия нужна была, чтобы как-то влиять на силы природы и не быть зависимыми от них. Для этого с животными говорили их голосом, чтобы они лучше росли и плодились. Вспомним хотя бы зов на кормление цыплят «Цып-цып-цып». Или, например, мяукали над источником, чтобы привлечь воду в иссякший родник. Когда человек умирал, совершали обряд голошения, через который происходило общение с душами умерших.
Голос стал первым музыкальным инструментом человека. Через интонацию человек передавал своё состояние. И сегодня опытный психиатр может поставить по звучанию голоса диагноз болезни, от которой страдает человек.
В противопоставлении жизнь - смерть - человеческий голос - признак живого, а молчание - признак мира «иного». В заговорах болезни изгоняют туда, где не поют петухи, не блеют овцы и не поют девушки, то есть, «мир иной» - это мир тишины. Вероятно, поэтому во время похорон люди инстинктивно стараются говорить шепотом - без голоса.
В русских сказках голос противопоставляется шуму, зевоте, свисту, смеху, шепоту. Всё это - звуки нечистой силы, которая шипит, свистит, ухает, а если и говорит, то «загробным голосом». По народным поверьям магические свойства приписываются голосу измененному. Такой голос встарое время находили у полусумасшедших городских и деревенских кликух, которые могли накликать беду и голоса которых боялись.
В современной Швейцарии до сих пор бытует пение по чипу /аЬо, что в переводе означает «ложный». Магическое пение в Швейцарии получило название «йодля». Его основу составляет быстрое чередование высоких и низких звуков. Так сегодня исполняют широко известные народные тирольские песни.
К магическому относят и звучание горлового пения. Сила необычных вибраций, передаваясь в звуке, составляла и составляет основу магического воздействия на мир и у наших северных народов, в частности у тувинцев, которые прославились своим двухгорловым пением.
В каждой культуре - свои нормы звучания голоса, отступление от которых воспринималось как фальшь. Так, если невеста по время свадьбы охрипнет или лишится голоса, если сорвется голос у певчего в церкви во время венчания, то все это могло повлечь смерть одного из новобрачных. Несчастье так же могло постигнуть человека, если во время исполнения ему величальной песни поющие сорвут голос или просто сфальшивят.
Голос резкий и сильный всегда служил охраной человеку. Им отворачивали грозовые тучи, им помогали расти растениям, будить пчёл, деревья по весне.
Голос - вместилище души и силы человека. Отобрав голос у человека, можно отобрать у него силу и душу. И сегодня когда человека на общественных собраниях лишают права голоса, это - древний приём лишения человека социального права и статуса.
С помощью голоса человек отделял своё пространство от чужого. «Мое Я там, где меня слышно». Когда спорят, стараются перекричать друг друга, стремясь не доказать правоту, а «захватить пространство». «Брать на горло» - старый приём неразборчивых в средствах оппонентов, которым не хватает ума доказать свою правоту логикой.
С изменением голоса меняется социальный статус человека, например, мы это видим, когда происходит мутация голоса подростков. После выхода на пенсию в связи с возрастными изменениями у многих людей меняется голос. У мужчин он повышается и становится как бы плоским, у женщин понижается и становится грубым.
Для человеческого слуха оказывается очень значимым не только звуки голоса, но и звуки колоколов. Колокола у всех народов - символ неба. Его звоном отпугивали пришествие эпидемий, отгоняли тучи и град. На колокольню приводили больных лечиться звоном. Звон колокола - символ правды и чистоты.
Бубенцы и колокольчики обладали отгонной и охранной силой. Они оберегали животных, на шее которых висят. Колокол сопровождает венчание и похороны. Маленький колокольчик в русской традиции был символом жизни. Его не использовали при похоронных обрядах. Шаманы всегда привешивают к своим бубнам маленькие колокольчики, чтобы те своим звоном оберегали их в путешествиях в подземные миры, связывая их с земным и небесным миром.
Когда у детей голосок звенит как колокольчик, это признак их физического здоровья. Когда ребенок заболевает, это можно легко определить по его голосу.
Естественные звуки природы - шум листвы и морского прибоя, капли дождя, и журчание ручья относят к так называемым к «белым» шумам, которые наиболее естественно воспринимаются нашим ухом. Они отличаются от музыкальных звуков тем, что не имеют точной и фиксированной частоты колебаний. Прислушивание к этим звукам, своеобразное впитывание их в себя делает человека на какое-то время частицей природы, которая даёт ему необходимое здоровье и спокойствие.
Восприятие звуков природы, записанные на звуковые носители, помогает жителю Большого Города быстро войти в ресурсное состояние, почувствовать своё единство с «матушкой-природой», быстро отдохнуть и набраться в этом состоянии необходимой духовной силы и энергии. Специальные видеофильмы и СД-диски с соответствующими записями шумов природы и пения птиц не случайно пользуются сегодня большой популярностью.
Музыкальные звуки, а так же речевые гласные и согласные имеют свои частотные характеристики, воздействующие на организм через вызываемые ими вибрации.
Восточные врачи составили богатое наследие использования звуковых ощущений в лечебных целях.
В китайской медицине были открыты следующие закономерности воздействия речевых звуков. С точки зрения китайской медицины звук:
* «И» прочищает нос и лечит глаза;
* «У» - укрепляет горло и голосовые связки;
* «В», «Н», «М», «Э» - улучшает работу головного мозга;
* «Ц», «К», «Щ», «И» - лечит уши;
* «У», «Ы», «X», «Ч» - улучшает дыхание;
* «О», «А», «С», «М», «И» - улучшает работу сердца.
В индийской оздоровительной системе «Биджа Мантрас» шесть звуков «храам», «хриим», «хруум», «храйям», «храум», «храа» и магический звук «ол<» использовались для лечения многих болезней. Вибрации, которые возникали в организме при произношении и пропевании этих мантр, приводили к выздоровлению.
Мантры. В переводе с санскрита «ман» означает ум, «тра» - освобождение. Мантрами называют особые звуковые молитвенные формулы, вызывающие в организме резонансные вибрации и приводящие человека к измененному состоянию сознания. Поскольку весь окружающий человека мир пронизан всевозможными вибрациями, начиная от движения планет и кончая биотоками мозга, то, создавая и управляя этими вибрациями, человек получает возможность влиять при помощи них как на самого себя, так и на других.
Так, мантра «храам» предписывалась при заболеваниях легких. Она помогала избавиться от таких болезней, как астма, бронхит, туберкулез.
Длительный звук «и» в мантре «хриим» стимулирует функции горла, носа и сердца. Повторение звукосочетания очищает дыхательные пути и пищеварительный тракт.
Мантра «хруум» предписывалась при заболеваниях печени, селезенки, желудка и кишечника. Эта мантра укрепляет мышцы брюшного пресса и поэтому убирает живот.
Мантрой «храйм» лечили почки.
Мантра «храа» - отвечала за грудь и за горло
Мантра «храум» - нормальное функционирование прямой кишки и заднего прохода.
Одна из самых знаменитых восточных мантр - мантра ОМ, которая в ведической традиции произносится как А-О-У-МММ. На вдохе медитирующий мысленно представляет эту мантру, на выдохе - пропевает на одной ноте. При этом звук «М» должен по длительности равняться первым трем гласным. В процессе пения представлять в своем воображении Космос и звезды, сверкающие ярким светом, беспредельные просторы Вселенной, входящие в сознание медитирующего.
Другая знаменитая индийская мантра звучит как ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ, что в переводе с санскрита означает «О! Сокровище в лотосе!» Повторение этой мантры на одной ноте дает очищение ума от посторонних мыслей и ведет к просветлению сознания. Когда мы о чем-то думаем, то всегда, хотим мы этого или нет, проговариваем в скрытом и свернутом виде наши мысли на наших голосовых связках. Когда же голосовые связки оказываются занятыми пропеванием мантр, то уже никакая другая мысль у большинства людей не может войти ни в их голосовой аппарат, ни в их сознание.
С прочтением каждого из шестизначных слогов мантры ОМ-МАНИ-ПАДМЕ-ХУМ рекомендуется представлять себе последовательную смену белого, синего, желтого, зеленого, красного и черного цветов.
В нашей практической работе было установлено, что пропевание под музыку мантры «ОМ», которая выполняется с закрытыми глазами и концентрацией внимания на вибрациях, которые передаются в различные участки тела, эффективно способствуют оздоровлению организма.
Внешне по форме выполнение этого упражнения похоже на обычное мычание и не производит чего-либо не обычного. Но на самом деле внутри клиента происходит большая работа по самооздровлению организма.
На сайте Здоровье-Музыка-Психология желающие могут найти образцы медитаций и психотерапевтические формулы, способствующие укреплению здоровья.