Готовность воспитанников домов ребенка к переходу в новые условия жизни-4
Таким образом, формирование таких свойств личности ребенка как чувство надежной привязанности, инициативность, самостоятельность, активность, достаточное количество получаемых ребенком впечатлений, формирующих его познавательные потребности, что способствует благоприятному течению адаптации к новым условиям жизни.
Ранговый ряд отклонений готовности детей 1-го года жизни к переходу в новые условия жизни на первом году показывает, что самую низкую оценку получили такие показатели, как уровень нервно-психического развития, наличие отрицательных привычек (сосание пальчика, раскачивание и др.), таких показателей как чувствительность к воздействию взрослого, инициативность.
У детей более старшего возраста наибольшие отклонения проявляются в таких показателях, которые связаны с социальным развитием ребенка.
Это игра, уровень нервно-психического развития (особенно развитие речи), инициативность, уверенность в себе, умение решать проблемы в игре и др.
Таким образом, наиболее низкие показатели проявляются в функциях, которые отражают явление депривации.
Несмотря на то, что в домах ребенка особенно в последнее время создаются условия для преодоления данных факторов (небольшое количество детей в группе, индивидуальное ведение специалистами разного профиля: врачами, психологами, логопедами, дефектологами), тем не менее, проблема депривации остается по-прежнему острой.
Конечно, наличие специалистов разного профиля, необходимых для ведения ребенка очень важно, но недостаточно.
Помимо ласки, тепла, которые так важны малышу, необходимо при четком укладе жизни создание своевременно меняющейся среды, развитие познавательных и социальных потребностей.
Но, кроме того, очень важным в воспитании ребенка является создание условий для его обособленности - уважение к его особому характеру, привычкам, возможности наличия своих вещей, игрушек, одежды.
С раннего возраста ребенок должен ощущать себя как защищенная личность, способная к преодолению психологических преград.