Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) описан у лиц альтруистических профессий, в том числе у психотерапевтов (Фрейденберг, 1974; Согеу, 1988; и др.). По МКБ-10 СЭВ трактуется как состояние истощения жизненных сил (2-73,0).
Когда повседневная нагрузка превышает физиологические возможности организма с нарушением состояния равновесия, СЭВ «представляет собой механизм экономного расходования энергетических ресурсов» (В.Н.Прокудин, Ю.П.Бойко, В.В.Архипов, Т.В.Лященко, 2007; и др.).
Состояние человека, которое по описанию аналогично СЭВ, известно давно. «Болезненное состояние само есть вид злобы.
Против него есть у больного человека только одно великое целебное средство, - я называю его русским фатализмом, тем фатализмом без возмущения, с каким русский солдат, когда ему слишком тяжел военный поход, ложится, наконец, в снег.
Ничего вообще больше не предпринимать, не допускать к себе, не воспринимать в себя, - вообще не реагировать больше... Глубокий смысл этого фатализма, который не всегда есть мужество к смерти, но и сохранение жизни при самых опасных для жизни обстоятельствах, выражает ослабление обмена веществ, его замедление, род воли к зимней спячке.
Несколько шагов в этой логике и приходишь к факиру, неделями спящему в гробу... Так люди истощались бы слишком быстро, если бы реагировали вообще, то они уже вовсе не реагируют: это логика.
Но ни от чего не сгорают быстрее, чем от аффектов злобы. Досада, болезненная чувствительность к оскорблениям, бессилие в мести, желание и жажда мести, отравление во всяком смысле - все это для истощения есть, несомненно, самый опасный род реагирования: быстрая трата нервной системы, обусловлена всем этим.
Злоба есть нечто запретное само но себе для больного его зло: к сожалению, так же и его самая естественная склонность.
Это понимал глубокий физиолог Будда: освободить от зла душу есть первый шаг к выздоровлению. «Не враждою оканчивается вражда, дружбою оканчивается вражда» (Будда).
Это не мораль, это - физиология. Злоба, рожденная из слабости, всегда вредна самому слабому, - в противоположном случае, когда предполагается богатая натура, злоба является лишним чувством, над которым остаться господином, есть уже доказательство богатства. Это инстинкт -уверенность на практике, когда человек себе запрещает зло, как вредное, что-то ниже меня» (Ф.В.Ницше, 1886).
Жизнь - это опасность, поэтому тревога постепенно определяет все существо такого человека, подтачивая его изнутри: с нами случается только то, что свойственно нашей натуре.
Человек, адаптированный к среде обитания, повседневно делает выбор: он выбирает единственную альтернативу, которая максимально соответствует системе ценностей его личности.