Глазами психолога. Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от психологической обстановки в школе, от взаимоотношений между учителем и учеником. Школа № 656 работает в режиме эксперимента по 10-балльной шкале оценки знаний, умений и навыков учащихся, и задача психологов выяснить, как влияет эта система на психологический климат в школе.
«Проблема тревожности – узловой пункт, в котором сходятся самые различные и самые важные вопросы, решения которых должны пролить яркий свет на всю нашу душевную жизнь». Зигмунд Фрейд. Делая сравнительный анализ пятибалльной и десятибалльной шкалы оценок, можно отметить, что в первом случае во влиянии тревожности на школьную успеваемость успешность проявились общие закономерности влияния тревожности на результативность деятельности. Как известно, устойчивая тревожность способствует успешности в относительно простой для человека деятельности и препятствует в сложной. Неудовлетворенность своими отметками (по пятибалльной системе) тревожные школьники объясняли разными причинами – от «несправедливости» учителя до «случайности» хорошей оценки. Главные причины – ожидаемая реакция к этой оценке родителей и понимание оценки как отношение к себе учителя.
Используя десятибалльную шкалу оценки в своей деятельности, педагог демонстрирует каждому ребенку адекватность в выставлении той или иной отметки; идёт оценка знаний, а не личности, и дети это прекрасно понимают. Ведь можно назвать десятибалльную шкалу – рейтинговой системой оценок, которая помогает разомкнуть плотный круг формальной внешней оценки учебного труда ребенка и самооценки учителя и резко снизить напряженность в их отношениях.
Что же касается мотивационной сферы, то мотивы учения, являясь одним из её компонентов учебной деятельности, выполняют функцию её регулирования и поддержки.
Исходя из нашего эксперимента по введению в школе десятибалльной шкалы оценки, можно сделать вывод о том, что дети младшего, среднего и старшего возраста по-прежнему стремятся получать более высокие отметки, но с более глубоким погружениям в тот или иной предмет, с целью познания нового и получения наивысшего балла за свою работу.