Интеллектуальные способности. 1. На занятиях все легко и быстро схватывает. 2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. 3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. 4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются. 6. У ребенка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. 7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на 1 или 2 года. 8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 9. Задает очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых. 10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два года; т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за этого. 11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. 12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности. 1. В своих рисунках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия сюжетов). 2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку и т.д. 3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок и т.д.). 4. Всегда готов использовать новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков, в работе с ножницами, клеем. 5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.п.). 6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре. 8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трех измерениях.
Музыкальный талант. 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 2. Хорошо поет. 3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные записи. Стремится слушать музыку. 5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятию научной работой. 1. Выражает мысли ясно и четко (устно или письменно). 2. Читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два. 3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит). 5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные. 6. Не унывает, если его проект или новая идея не поддержаны взрослыми или если его эксперимент не получился. 7. Пытается выяснить причины и смысл событий. 8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием. 9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Литературное дарование. 1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то знакомом и известном всем. 3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное. 4. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли. 5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства. 6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания событий, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 7. Любит писать рассказы и стихи. 8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передает их чувства, настроение, характер.
Артистический талант. 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека. 4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность разыграть какую-либо драматическую ситуацию. 5. Передает чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает. 7. С большой легкостью драматизирует. Передает чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испытанные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от нее отказаться.
Технические способности. 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. 3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприемников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов. 5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск». 6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Способности к спорту. 1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. 2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе. 5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. 6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7. Предпочитает проводит свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол)
Профиль интересов ребенка.
Дайте оценку в баллах (по 5-балльной системе) каждой из характеристик, обозначенных вопросами анкеты. Если какая-то характеристика присуща ребенку в наивысшей степени – 5 баллов; если она выше средней – 4 балла и т.д. Оценка «2 балла» - самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из 8 областей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. На горизонтальной оси обозначьте 8 областей способностей и отметьте полученный каждой из них балл по вертикали. Вы получите ломаную линию – профиль интересов ребенка.