НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 4482 ГОЛОСОВАТЬ!
У проблемы женское лицо
Сорок пять. Не юность, и до старости еще далеко. Возраст, определяемый обычно пословицей: «В 45 баба ягодка опять». Для женщин, репатриировавшихся в Израиль из стран СНГ, эта цифра становится критической.
С чего начинать? Пособия не положено, специальность есть и любимая, но в каждой стране свои тонкости, сразу изучить их невозможно из-за отсутствия иврита, есть курсы, но не для всех. В этом плане легче медикам, юристам…Ульпан тоже не решает проблему знания языка, его осваивают по ступеням: «Алеф», «бет», «гимель». Когда еще поднимешься по этим ступенькам, трудно по ним карабкаться, не у каждого получается. Как много надо иметь воли, здоровья, трудолюбия!
А…кушать хочется, да надо оплатить проживание в съемной квартире и коммунальные услуги, обучение детей….
Тогда эта «ягодка», погрязшая в платежах и проблемах, начинает искать пути-выходы. Это тяжелые физические работы, отупляющие, влияющие на здоровье. Приходится забыть, что у нее есть высшее или специальное образование, профессиональный опыт, желание приносить пользу обществу, а себе - удовлетворение от труда. Музыканты, учителя, инженеры, актеры, геологи, строители…работают уборщицами и нянями для того, чтобы выжить и выучить детей, может, им будет легче. И не от кого получить дельный совет, женщинам «ягодного» возраста приходится плыть по течению.
К сожалению, немногие знакомы с общественной организацией «Женщины Израиля», хотя она существует с 2000 года. Теперь эта организация собрала женщин из разных городов страны на собрание, посвященное острой проблеме, как помочь женщинам возраста 45 + и найти себе достойное место в государстве Израиль.
В Тель-Авиве, в дружеской обстановке, шел неторопливый разговор о наболевшем. Согласно статистике Министерства абсорбции женщин в возрасте 45+ около 180000.
Недавно был проведен семинар по проблемам среднего возраста организацией «Ядид», на котором присутствовали члены Кнессета. Впрочем, в Америке и других развитых странах проблемой 45+ занимаются давно и успешно.
А теперь – слово собравшимся. Они готовы отдать новому делу душу, подставить плечо, помочь по мере сил, сказать «Нет» равнодушию.
Фрида Клец (Ришон-ле-Цион) Проблема потери социального статуса женщин-репатрианток на сегодняшний день одна из самых актуальных. К сожалению, в Израиле они терпят три вида дискриминации: по возрастному признаку, по гендерному признаку (пол), как неивритоговорящие.
Планируем провести Всеизраильский семинар, посвященный проблемам женщин среднего возраста и их решению. Мы хотим поднять этот вопрос и во властных структурах, и в прессе. Женщины должны жить, а не выживать – вот наш девиз
Людмила Чиркова (Тель-Авив): Я по специальности модельер, у меня есть около 100 женщин, которые желают принять участие в делах амуты. Разработан проект, связанный с модой, составлен бизнес-план, но все упирается в средства, для осуществления этого необходимы 30 тысяч шекелей. Это и показ мод на подиуме, выставка - продажа изделий, в изготовлении которых будут принимать лучшие мастера пошива, а таких у нас немало. Это не единственный проект, который я разработала, их несколько. Есть проект борьбы с раком груди.
Бабяк Татьяна (Холон): Мне все, о чем говорилось, пришлось испытать на себе. Я могу принести пользу в области туризма, хорошо знаю гостиницы, маршруты. Мне это интересно. Знаю людей, которые могли бы успешно работать в амуте. Моя близкая знакомая умеет работать с детьми, она делает для них развлекательные программы с куклами, которые сделаны ее руками. Имеет связь с театром Образцова. Женщины и дети, это было бы здорово.
Дригина Наталья (Рамат-Ган): Я живу в хостеле, мне бы хотелось заниматься туризмом, тем более, что этим занимается мой сын. Готова работать.
Людмила Карасева (Тель-Авив) Моя работа связана с русским языком, я – редактор газеты «Эпоха». Плохо, что наши дети постепенно теряют язык своих бабушек и дедушек. Мой проект связан с работой: предлагаю выпускать детский журнал на русском языке. Пыталась осуществить это через Министерство просвещения и Министерство абсорбции, даже обращалась в посольство России, но…ни у кого нет средств.
Финдель Марина (Рамат –Ган): Я в Израиле после долгих мытарств состоялась: музыкант, пианистка, преподаю в Консерватории, аккомпанирую певцам. Пока в общественной работе себя не проявила, но хотелось бы. Умею играть по слуху, поддерживать компанию, могу быть концертмейстером. Предлагайте любую работу, связанную с музыкой. Можно осуществить следующий проект. Многие профессиональные пианисты страдают «зажатостью рук». Мне повезло, я училась в Свердловской консерватории у педагога, который знал, как решить эту проблему. Могу помочь другим.
Раиса Храковская (Ашдод): Я тоже пианистка, но мне повезло меньше. Статус свой подтвердила, но в силу возраста и репертуара осталась не у дел, хотя от управления абсорбции получила подарок – электропианино. Живу в Ашдоде недавно, но познакомилась со многими интересными и умными людьми. Одна из них – бывший лектор филармонии, знакома со многими известными творческими знаменитостями. В Израиле ей не хватает знания иврита, но она старается проводить лекции об искусстве. Хочет работать в нашей амуте. Можем работать с детьми, вести кружки.
Лариса Городецкая (Хайфа): У меня свой бизнес. 17 лет назад я создала «Клуб семейной помощи», ко мне обращались различные клиенты, чтобы урегулировать семейные вопросы. Открыто еще одно отделение: знакомства, желающих познакомиться много от 17 до 92 лет. Мне помогают в работе сотрудники. Существовала программа на радио и телевидении. Пишу книги на эту тему. Последняя «Заговор на безбрачие» получила Серебряную медаль на книжной ярмарке в Москве. Легко можно определить мою роль в амуте.
Рина Москович: В Израиле живу 35 лет. Моя жизнь была успешной, окончила 3 степени Бар-Иланского университета, затем преподавала в нем в течение 15 лет. Хотелось новизны, перемен в деятельности. Открыла ресторан, но и это меня не устроило. Оказалась в политической жизни страны. Советник в Минздраве, я занималась людьми, пережившими Катастрофу, были получены для них 20 миллионов шекелей из Германии. Работала с Ципи Ливни, организовала выставку художников репатриантов из разных стран. Сегодня занимаюсь передвижной выставкой «Погибшие во всех войнах Израиля» при содействии нескольких министерств. Любой проект дается с трудом, но мне это интересно. В моей жизни появилось хобби. Я изучила камни, делаю из них украшения. Я рассказала вам о себе, а конкретное задание предложит мне руководство амуты.
Ева Портная (Ришон-ле-Цион): Член правления организации, в стране больше 30 лет, по профессии бухгалтер, работает по специальности
На встрече присутствовал Арье Гойхман – исполнительный директор организации (Иерусалим):
В стране я более 30 лет. В нашей организации более 1000 женщин. Готовы выслушать любые интересные предложения. Планируем привлекать в новых членов – только вместе мы – сила.
Из Петах-Тиквы мы приехали вдвоем: автор этих строк и Лия Шашагина, активистка амуты инвалидов. Увидели талантливых людей, которые согласны делать все, чтобы помочь таким женщинам, как я сама. Я – инженер-строитель, составляла сметы, но моя специальность здесь не востребована. Руковожу на общественных началах самодеятельным театральным коллективом «Азохен Вей» при профсоюзном клубе «Катюша». Сталкиваюсь с женщинами 45+ постоянно. Не надо далеко ходить: ни одна из моих друзей по театру не работает по специальности. Вот и ищут они отдушину в общении и самодеятельности. Да и сама я занялась тем, чем не занималась никогда: пишу пьесы, скетчи, рассказы, стихи…Чтобы не сойти с ума.
Как загораются глаза женщин, когда рассказывают о бывшей творческой и интеллектуальной работе. Врачи, ученые, учителя, инженеры, логопеды, актеры…не востребованы в Израиле. Настало время нам самим помочь себе. За нас это не сделает никто.