НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 11501 ГОЛОСОВАТЬ!
СПЕЦОПЕРАЦИЯ «ПАТРИАРХ» НАЧАЛАСЬ ! ч.7
Ну, вот мы с Божией помощью, уважаемый читатель дошли в нашем рассказе о «монахе Алексии» до 7 июня 1990г. В этот день он был избран Патриархом Московским и Всея Руси. Интронизация же состоялась 10 июня 1990 года. Алексий стал пятнадцатым Предстоятелем Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси (1589 г.). Но история Патриарха Алексия II, это тема отдельной работы, ибо за 18 лет с момента вышеназванного события, как с Русской православной церковью, так и с Алексием II, произошло, сколько всяких новых, неожиданных, исторических перемен и даже «метаморфоз», что все это требует более серьезного переосмысления и оценки времени. Так уж повелось в РПЦ, что если ты стал Патриархом, то ты почти уже один из вероятных кандидатов в Святые угодники. Мы же, в этой работе, рассказываем как «монах Алексий» стал Патриархом Московским и Всея Руси. В том числе пришло время рассказать о том, кто были его предшественники на этой высокой должности, и какую они играли роль в его восхождении на этот высший в русском православии чин! В предыдущих частях мы обращали внимание, что именно 1961 г. стал для А.М. Ридигера «переломным» в достижении церковных вершин и описывали его назначение заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, а так же то чем эта организация в действительности была занята во времена СССР. Успешно зарекомендовав себя в ОВЦС в 1964 году М.Ридигера назначают управляющим делами Патриархии, по его собственным словам, "ключевой в то время должности". Она была тем более ключевой, что в 1960-е патриарх Алексий I был уже чрезвычайно преклонных лет, а в 1980-е "болезнь Брезнева" повторилось и его наследником - патриархом Пименом. В тридцать пять лет Ридигер оказался у вершины власти и уже не спускался вниз, а выше была только должность Патриарха!. Тут уместно будет задать риторический вопрос: А,что же это были за Патриархи времен СССР и что мы о них знаем? Может, это они виновны в том, что «монах Алексий» стал тем, чем стал? Если говорить сжато, то это можно описать примерно так. В 1943 году И.Сталин решил использовать в политических целях десятки миллионов русских за рубежом, а заодно и попробовать сплотить населения новых стран Восточная Европа и Балканы, попавшие в круг влияния коммунистической Москвы уже взявшего на вооружение «идею Третьего Рима», разыграв при этом этноконфессиональную карту. И. Сталин вызвал в Кремль трех: митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), и после краткой беседы о восстановлении РПЦ под контролем КПСС и советских органов власти, распорядился выделить самолет и велел с поморщь работников МГБ собрать по концлагерям оставшихся в живых» лояльных» по мнению вышеназванной «троицы» епископов, для избрания нового "Патриарха". Тогда же были срочно провели несколько сомнительных хиротоний, и в итоге 19 человек объявили себя православным собором, на котором, в нарушение многих основополагающие канононов вселенского Православия, провозгласили Сергия Страгородского "Патриархом всея Руси". Новообразованную религиозную организацию - Московскую Патриархию – в СССР назвали также по-новому: "Русская Православная Церковь" вместо Российская". В феврале 1945 года за казенный счет власти СССР организовал в Москве так называемый "Поместный собор РПЦ". К действовавшему, никем не отмененному каноническому уставу Российского Православия утвержденному в 1917г. при избрании Патриархом Тихона, порядок созыва и проведения указанного "собора" не имел никакого отношения: организаторы попрали и требования действовавшего устава, и каноны Вселенских соборов. Прибывших на так называемый собор иностранных гостей, прежде всего - представителей восточных православных Церквей, коммунистическая власть подкупила щедрыми подарками: Красноречивым подтверждением этому может служить, например, письмо патриарха Алексия I председателю Совета по делам РПЦ генерал-лейтенанту Г.Карпову от 20.11.1947 года: "Наряду с идейным тяготением к Москве, Антиохийский Патриархат имеет надежду, что Русская Церковь, и в особенности Русское Правительство - возобновит давнюю традицию систематической материальной помощи бедной Антиохийской церкви - на школы, на церкви, на отдельных особо неимущих иерархов и т.д. Именно государство само, а не через Церковь в дореволюционное время широко субсидировало Антиохийскую церковь, исходя из государственных соображений о необходимости поддерживать Православие на Востоке. ... Митрополит Илья вызвался быть нашим официозным (не официальным) посредником между нами и Патриархами греками; и тут, по его мнению, решающим фактором является степень нашей возможности совать им деньги..." В конечном итоге, в результате работы Поместного собора 1945 года, было принято "Временное положение об управлении РПЦ", полностью противоречащее канонам Православной Церкви. Это положение превратило Московскую Патриархию в особую организацию, где три человека во главе с так называемым Патриархом Московским и всея Руси получили власть большую, чем Поместный собор, и право административно управлять Церковью еще более диктаторски, чем петровский синод. 2 февраля 1945 года Поместный Собор Русской Православной Церкви единоногласно избрал митрополита Алексия Патриархом Московским и всея Руси. 4 февраля 1945 года состоялась его интронизация. Но, что мы знаем о Патриархе Алексии I? Алексий (Симанский) I (1877-1970), Патриарх Московский и всея Руси. В миру Сергей Владимирович Симанский. Родился 27 октября 1877 года в Москве, в св. крещении он получил имя Сергий в честь преподобного Сергия Радонежского. По своему происхождению принадлежал к древнему дворянскому роду Симанских. В семье строго придерживались православных традиций, отец строго следил за исполнением домашнего молитвенного правила, посещением праздничных богослужений в храме. В 1888 году поступил в первый гимназический класс Лазаревского института восточных языков, затем перешел в Московский Николаевский Лицей, который окончил с серебряной медалью. В 1896 году поступил на юридический факультет Московского Университета, который окончил за три года. Кандидатская диссертация в Юридич. факультете). «Комбатанты и некомбатанты во время войны" (1899 г.) ( Некоторое время находился на службе в гренадерском Самогитцском полку. 1 октября 1899 (осень 1900?) поступил в Московскую духовную академию, где епископом Арсением (Стадницким), 9 февраля 1902 года пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона. В 1903 году рукоположен во иеромонаха. В 1904 году окончил Академию со степенью кандидата богословия и 16 августа назначен инспектором Псковской духовной семинарии. • Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета". (Кандидатское сочинение 1903 года); 16 сентября 1906 года назначен ректором Тульской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. С 22 декабря 1911 года - ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Антониева монастыря в Новгороде. 28 апреля 1913 года хиротонисан во епископа Тихвинского, викария Новгородской епархии. Хиротония совершена в Новгороде Патриархом Григорием IV в сослужении пяти русских архиереев: архиеп. Новгородского Арсения, еп. Никона, еп. Псковского и Порховского Евсевия, еп. Кирилловского Иоанникия и еп. Гдовского Вениамина. С 1921 года - епископ Ямбургский, викарий Петроградской епархии с пребыванием в Александро-Невской Лавре. В 1926 году возведен в сан архиепископа Хутынского и назначен управляющим Новгородской епархией. С июля 1927 года - постоянный член Врем. Патр. Св. Синода. 18 мая 1932 года возведен в сан митрополита Старорусского с предоставлением ему права ношения белого клобука и креста на митре. С 11 августа 1933 года - митрополит Новгородский. С 5 октября 1933 - митрополит Ленинградский. С 1943 года - митрополит Ленинградский и Новгородский. С сентября 1943 года - постоянный член Св. Синода. Весь период блокады безотлучно находился в Ленинграде. Награжден медалью "За оборону Ленинграда". В 1943 году - участник Собора 8 сентября по избранию Патриарха Сергия и отлучению от Церкви и лишению сана священнослужителей за измену и переход к фашистам. 2/15 мая 1944 года после кончины Патриарха Сергия, в силу своего старшинства среди прочих епископов Русской Церкви и, согласно завещательному распоряжению почившего, становится Патриаршим Местоблюстителем. Награжден орденом св. ап. Марка и высшими орденами Ливанской и Сирийской республик. В 1946, 8.11.1952, 8.11.1962 награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1947 награжден Румынским орденом. 24 февраля 1949 года присуждено звание доктора богословия. 19 июня 1952 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии. 28 апреля (ст./ст.) 1963 года Русская Церковь отметила славный юбилей Святейшего Патриарха Алексия - 50-летие его служения в епископском сане. В июне 1945 г. Первосвятитель совершил поездку на Восток: он побывал в Иерусалиме, Александрии, Каире, Бейруте, Дамаске и Лидде. С 1 по 14 октября 1945 года находился в поездке по Грузии. В 1946 году с 20 мая по 3 июня совершил поездку в Болгарию. В 1947 году с 1 по 15 июня пребывал в Румынии. В мае 1948 года совершил поездку по Украине: посетил Харьков, Полтаву, Киев и Чернигов. В сентябре 1956 года посетил Кишинев. В 1957 году в начале сентября побывал в Болгарии, а в октябре с 11 по 31 - в Югославии. В ноябре и декабре 1960 года совершил паломничество в страны Ближнего и Среднего Востока: посетил Александрию, Каир, Дамаск, Ливан и Иерусалим. В сентябре 1964 года Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. Скончался Святейший Патриарх Алексий 17 апреля 1970 года. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре. Но это официальная справка. А вот что писал о Алексии Первом известный церковный деятель Г. Якунин: "Патриархом всея Руси" на "соборе" 1945 года неканоническим открытым голосованием был избран митрополит Алексий (Симанский), ближайший сподвижник Сергия (Страгородского), дискредитировавший себя активным пособничеством ГПУ и участием в обновленческом расколе в 1922 - 1923 годах. За верное и продолжительное служение советскому правительству и органам госбезопасности Алексий Симанский постоянно получал свои "тридцать серебренников": правительственные ЗИС, дачу, отдых в Крыму, круизы на комфортабельных пароходах, спецвагон для железнодорожного передвижения, продовольственное и медицинское спецобслуживание. До самого распада СССР Московская Патриархия снабжалась деликатесами и алкоголем с кремлевской базы. Все руководители сталинско-брежневской церковной иерархии награждались за заслуги в деле строительства коммунизма орденами, медалями и почетными грамотами, в том числе и от КГБ СССР. Патриарх Алексий 1 стал рекордсменом среди советских архиереев по орденам: 4 ордена Трудового Красного Знамени, которые до сих пор бережно хранятся и с гордостью демонстрируются в музее Духовной Академии (в Сергиевом Посаде). Но и в статусе большевистского вождя сталинская Патриархия прославляла своего крестного отца паче всех святых. Вот как описывают впечатления от встречи с И. Сталиным 10 апреля 1945 года патриарх Алексий 1 и митрополит Николай: "Полные счастья видеть лицом к лицу того, одно имя которого с любовью произносится не только во всех уголках нашей страны, но и во всех свободолюбивых и миролюбивых странах, мы высказывали Иосифу Виссарионовичу нашу благодарность... Беседа была совершенно непринужденной беседой отца с детьми". А в 1947 году по случаю празднования 800-летия Москвы патриарх Алексий 1 заявляет, что ведомая им религиозная организация осуществляет "усердную всецерковную, всероссийскую молитву о державе, победе, мире, здравии и спасении... всех доблестных руководителей нашей страны во главе с нашим Великим мудрым Вождем, твердо ведущим нашу Родину по издревле священному пути мощи, величия и славы". Смерть основателя РПЦ Генералиссимуса И.В.Сталина в 1953 году стала тяжелым ударом для его духовных чад - патриарха Алексия (Симанского) и его подручных, ввергла их в тяжкую скорбь. Поминать свое божество как "раба божьего Иосифа" (стандартная формулировка церковного поминовения) показалось с "богословской" точки зрения унизительным. Поэтому на заупокойной службе поминали усопшего вождя как "Генералиссимуса Иосифа". В слове перед панихидой патриарх Алексий I благовествовал: "Великого Вождя нашего народа Иосифа Виссарионовича Сталина не стало. Упразднилась сила великая, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течении многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя... Ни один вопрос, с которым бы мы к нему обратились, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. Память о нем для нас незабвенна..." Придя к власти, первый перестройщик Н.С.Хрущев решил поставить православных служителей культа Сталина на место. В отместку за почитание Сталина он предложил им самим начать новое массовое закрытие приходов, духовных семинарий и монастырей. Орденоносные советские владыки стали сами спешно доказывать ненужность религии социалистическому обществу и поспешно закрывать приходы. Наиболее преуспевшие в этом архиереи удостаивались наград и повышения по службе. С 1958 по 1964 год количество приходов сократилось более, чем в 2 раза! Воспротивившийся этому архиепископ Калужский Гермоген (Голубев) был беззаконно лишен кафедры и заточен в монастырь на тюремных условиях. Слившаяся с КГБ сергианская иерархия была в принципе неспособна заботиться об интересах верующих. В 1961 году руками патриарха Алексия 1 и будущего патриарха Пимена все духовенство было полностью отстранено от влияния на хозяйственно-административную жизнь Церкви, так что приходские священники стали наемными работниками у сформированных советскими исполкомами "двадцаток" учредителей приходов, каковыми на самом деле являлись не верующие, а зачастую ветераны КПСС и КГБ. В результате по требованию властей так называемая "двадцатка" могла в любой момент закрыть храм или расторгнуть договор с политически нелояльным священником и сделать его, по сути, безработным. В 60-е годы лишались места пастырского служения даже за то, что выдавали характеристики молодым верующим для поступления в официально действующую Духовную семинарию». Это мнение человека знавшего положение дел в РПЦ из нутри, и никто не подал на него в суд за клевету! Алексия Первого сменил Патриарх Пимен. И хотя это было относительно недавно, но не думаю, что читатели могут припомнить сразу, что нибудь связанное с Пименом. Поэтому так же предлагаю краткую официальную справку: « Патриарх Пимен (в миру — Серге́й Михайлович Изве́ков; 10 (23) июля 1910,Богородск Московской губ. — 3 мая 1990, Москва) — епископ Русской Церкви; с 3 июня 1971 Патриарх Московский и всея Руси. Родился 10 (23) июля 1910 в Богородске в семье Михаила Карповича Извекова, работавшего механиком на фабрике Арсения Морозова в пос. Глухово. Родительница — Пелагея Афанасьевна — была верующей женщиной, совершала паломничества в монастыри. Учась в средней школе, в начале 1920-х уже пел на клиросе, иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора (Кудрявцева) и Платона (Руднева). В 1923 приглашён в архиерейский хор Богоявленского собора Богородска, где проходил обучение вокалу у проф. Александра Воронцова. В 1925, по окончании школы, переехал в Москву и вскоре принял постриг в рясофор с именем Платон в Сретенском монастыре на ул. Б. Лубянка. Нёс послушание регента в храме Пимена Великого, в кафедральном Богоявленском соборе в Дорогомилове и в других храмах Москвы. 4 октября 1927, семнадцати лет, принял монашеский постриг с именем Пимен, в честь преподобного Пимена Великого в пустыни Св. Духа Параклита — скита Троицой-Сергиевой Лавры. 16 июля 1930 рукоположен во иеродиакона архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским), управлявшим тогда Московской епархией; 12 января 1931 — в иеромонаха в Богоявленском соборе в Дорогомилове (храм был разрушен в 1938 году). Вдова художника П.Дм. Корина Прасковья Корина подтверждала, что один из этюдов к его картине Реквием (Русь уходящая), который сам мастер называл «басы-профундо» (Двое) в лице молодого монаха изображает о. Пимена. Этюд был написан в начале 1930-х. По её свидетельству, рисунок Корина, подписанный «Молодой монах. Регент. Церковь св. блаж. Максима чудотворца, на Варварке. Всенощная. 10/23 ноября 1926 года» также написана с будущего Патриарха Пимена. Официальные прижизненные биографии не содержат никаких сведений о последующих годах вплоть до 1945, к которому переходят стереотипной фразой: «Окончание войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе МуромеВладимирской области»[2]. В 1932 году был призван на 2 года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии..( Правда неясно как же было с монашеством? Или утаил этот факт от всезнающего ГПУ-НКВД?- автор) По некоторым сведениям, не принял Декларации митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 года не примыкал ни к одной из церковных структур, созданных митрополитом Сергием. В 1934 году был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и был осуждён на три года лишения свободы; срок отбывал на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области[3]. В 1937 году, после окончания срока, был подвергнут административной высылке в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения. В июне 1941 года был призван в действующую армию и воевал в составе 702 стрелкового полка на Южном и Степном фронтах. Согласно документам, обнаруженным писателем Алексеем Григоренко в Подольском архиве Советской Армии, был мобилизован в 1941, служил на должности помощника начштаба по тылу полка, зам. командира роты, «28 июня 1943 года пропал без вести». По некоторым сведениям, дезертировал и жил по подложным документам в Москве; в 1944 был осуждён на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945амнистирован в связи с победой над Германией. По сведениям архимандрита Дионисия (Шишигина), с сентября 1945 года по февраль 1946 года проходил лечение в Московском областном туберкулёзном институте от туберкулёза позвоночника; 20 марта 1946 года епископом Владимирским и Суздальским Онисимом (Фестинатовым) был назначен штатным священником Благовещенского собора бывшего Благовещенского монастыря в городе Муроме. В то время в Муроме, в доме у стен монастыря, жили монахини закрытого Серафимо-Дивеевского монастыря во главе с Анной Ефимовной Бариновой (в монашестве — Мария). В августе 1946 года переехал в Одессу, став сначала настоятелем крестового архиерейского храма, а затем казначеем Ильинского монастыря. В Одессе оказался под началом и покровительством епископа Сергия (Ларина) (в прошлом обновленческого архиерея, рукоположенного Александром Введенским), с которым перебрался в 1947 в Ростов-на-Дону. В начале 1947 года в течение нескольких месяцев, по просьбе Рязанского епископа Иеронима (Захарова), нёс послушание ключаря Борисоглебского собора в Рязани, но был вынужден уехать в связи с недовольством его деятельностью местных органов власти.[7] 2 декабря 1947 года указом епископа Сергия игумен Пимен был назначен секретарём Ростовского епархиального управления; 9 марта1948 года — ключарём Ростовского кафедрального Рождествобогородичного собора.[8] С 1949 года — наместник Псково-Печерского монастыря; в 1950 году митрополитом Ленинградским Григорием возведён в санархимандрита. С 1954 наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С 1957 епископ Балтский Одесской епархии, затем епископ Дмитровский, управляющий делами Московской Патриархии. С 1961архиепископ Тульский и Белевский, затем митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1963 митрополит Крутицкий и Коломенский. После кончины Патриарха Алексия I 17 апреля 1970, в соответствии с Положением об управлении Русской Православной Церковью, как старейший по хиротонии постоянный член Синода, вступил в должность Местоблюстителя Патриаршего Престола (1970—1971) и в таковом качестве председательствовал на Поместном Соборе 1971. 2 июня 1971 единогласно, тайным голосованием, избран Поместным Собором Патриархом Московским; настолован 3 июня того же года. С точки зрения государственной политики в отношении религии и Церкви, период патриаршества Пимена распадается на два неравных периода: до празднования 1000-летия Крещения Руси (1988) и последние два года. В первый период государство проявляло терпимость к Русской Православной Церкви при сохранении жёсткого контроля над её деятельностью. В тех условиях Патриарх проводил лояльную и конформистскую политику в сфере общественной жизни страны: например, не ответил на «Великопостное письмо» А. И. Солженицына[10] с призывом открыто противостоять государственной политике атеизма. В сфере, прямо касавшейся церковной жизни, нередко твёрдо обозначал свою позицию: например, он поддержал епископа Феодосия (Дикуна), обратившегося к Л. И. Брежневу с письмом о вопиющем бесправии Церкви, демонстративно возведя его в 1978 в архиепископский сан. С приходом 12 ноября 1982 к власти Ю. В. Андропова ужесточилось преследование религиозных диссидентов. Период 1988—1990 — время отказа руководством СССР от политики государственного атеизма, когда начали массово открываться новые приходы, возобновляться монашеская жизнь некоторых закрытых прежде монастырей. Этот отрезок времени совпал с крайне тяжёлым состоянием здоровья Патриарха, когда он не был в состоянии активно заниматься неотложными делами; тем не менее, он находил силы для встреч с М.С. Горбачёвым, что было чрезвычайно значимыми событиями для того времени». А теперь снова дадим слово священнику Г. Якунину: «А архиепископ Пимен (Извеков), бывший одним из главных проводников безбожного порядка в Церкви в том же 1961 году, получил в награду от социалистической Родины звание митрополита, орден Трудового Красного Знамени и вторую по значимости кафедру - Ленинградскую, а позднее был продвинут в патриархи. Весьма знаменательна характеристика архиереев РПЦ, данная Советом по делам религий при Совмине СССР в качестве отчета перед ЦК КПСС в 1978 году. Наиболее положительными для коммунистов являются те "архиереи, которые и на словах и на деле подтверждают не только лояльность, но и патриотичность к социалистическому обществу, реально сознают, что наше государство не заинтересовано в возвышении роли религии и церкви в обществе и, понимая это, не проявляют особенной активности в расширении влияния православия среди населения. К ним можно отнести: патриарха Пимена, митрополита Таллиннского Алексия (нынешнего патриарха "всея Руси"- Г.Я.) митрополита Тульского Ювеналия (ныне митрополита Крутицкого и Коломенского, - Г.Я.), архиепископа Харьковского Никодима .... Не удивительно, что незаконный арест, лишение гражданства и высылку из страны великого русского писателя А.И.Солженицына в 1974 году митрополит Алексий (Ридигер) назвал даже очень "гуманной" акцией советского правительства! Не удивительно, что именно Алексий сменил Пимена на посту Патриарха "всея Руси". В том же 1974 году Алексий Ридигер, руководивший также и учебным комитетом РПЦ, по собственному почину получил добро Совета по делам религии на введение новых "богословских" дисциплин в подведомственных ему духовных семинариях: "Воспитание паствы в духе любви к Родине, советского патриотизма, честного, добросовестного отношения к труду на благо Отчизны - задача православного пастыря", "Что такое советская Родина, советский гражданин". Еще более впечатляют одни только названия лекций, прочитанных в духовных семинариях по духовному почину рвавшегося к патриаршеству Алексия Ридигера, нынешнего Патриарха: "В.И.Ленин и культурная революция", "Коммунистическая мораль об отношении к труду и социалистической собственности", "Воспитание нового человека - важнейшая задача коммунистического строительства". Совет по делам религий при Совмине СССР в 1975 г. искренне "радуется" тому, что благодаря проделанной нынешним патриархом Алексием работе появилась "возможность воздействовать на будущих служителей культа в необходимом для нас направлении, расширить их теоретические и практические познания в материалистическом духе. А это будет подрывать религиозно-мистические идеалы будущего пастыря; может привести ... к пониманию собственной бесполезности как служителя культа". За такие труды одного ордена Трудового Красного Знамени явно не достаточно!» В 1990 году на Поместном соборе РПЦ тайным голосованием патриархом "всея Руси" был избран Алексей Михайлович Ридигер, причем вновь был нарушен канонический порядок, установленный на Поместном соборе 1917-1918 годов. Члены собора 1990 года побоялись доверить Богу, "который смотрит не так, как человек... не на лицо, а на сердце" (II Царств, гл.16 ), судьбоносное для России дело. Поэтому епископат сам себе выбирал начальника из двух "борцов с отсталыми и враждебными взглядами" (т.е. с религией): митрополитов Алексия (Ридигера) и Владимира (Сабодана), воспитавшими не одно поколение советских пастырей в духе ленинской морали и социалистического отношения к собственности. Митрополит Алексий, имевший больше орденов, почетных знаков и грамот, одержал закономерную победу». Сегодня митрополит Владимир ( Сабодан) снова в числе претендентов на пост Патриарха Московского и Всея Руси. Выберут ли его мы узнаем через пару месяцев. Но тут самое время напомнить читателям, слова написанные будущим Патриархом Алексием I в 1917 году, еще до начала прихода к власти большевиков во главе с В.Лениным! Как раз тогда в российском обществе обсуждался вопрос выбора нового Патриарха! «Долг Патриарха, — говорилось в Послании, — хранить неизменность и неприкосновенность церковного учения, священных канонов и преданий церковных; охранять вверенную ему Поместную Церковь от разделений и расколов; насаждать доброе житие в своей пастве; иных “страхом спасать”, иных по апостолу “обличать”, “запрещать”, “да всяко некие спасутся”. Великое обетование Христово: “Созижду Церковь Мою, и врата адовы не одолеют ее” (Мф. 16, 18) — относится к Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Поместная же Церковь, по словам одного древнего писателя, иногда возносится к Небу, иногда опускается в бездну, иногда Христовою управляется силою, иногда колеблется страхом, иногда покрывается волнами страстей, иногда всплывает на веслах исповедания. Охранять ее от падения, возносить дух ее горе, поддерживать в ней горение духа — все это лежит на Патриархе и требует от него непрестанного бодрствования, “не давая сна очима и веждома дремания”, принося Богу в жертву все способности и силы, весь труд и покой, и утешения, и скорби, и самою жизнь, должен он нести до конца принятый им подвиг, “внимая себе и всему стаду” ради Церкви Господа Бога, “юже стяжа Христос кровию Своею”». Так может через 100 лет, после написания этих красивых слов, положение дел в РПЦ изменится? Ведь снова перед РПЦ стоит вопрос выбора!