НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 11481 ГОЛОСОВАТЬ!
Двойное служение Алексия II: что, правда и что вымысел (продолжение). Прежде чем продолжить наш рассказ о жизни и деятельности монаха Алексия в миру - А.М. Ридигера, автор считает необходимым сделать как бы предварительные выводы о некоторых важных моментах рассказанных в предыдущих частях. В частности, дать ответ на вопрос « Сотрудничал ли М.А. Ридигер с органами безопасности вначале МГБ СССР потом КГБ СССР? Ответ: Да сотрудничал, как и все остальные священнослужители от приходского священника, настоятели монастырей на первичном уровне (скажем территориально район) до, эпископы, митрополиты (область, регион) и сам Патриарх Сергий и сменивший его Патриарх Алексий I (вся страна и зарубежные филиалы). Почему они (священнослужители) вопреки церковным канонам пошли на сотрудничество с БОГОБОРЧЕСКОЙ, властью КОММУНИСТОВ, мы об этом уже рассказывали в 3 и 4 частях и продолжим и в этой. Так же может возникнуть вопрос: А где доказательства этих утверждений автора? Ответ: Те доказательства, которые ему удалось найти в открытых источниках он уже привел. Все остальные естественно хранятся в Архивах КГБ СССР. И не все они вывезены в Россию или уничтожены на местах. Они по-прежнему находятся под контролем уже национальных спец. служб. И только от волевого решения руководства той или иной страны СНГ завит решение об обнародовании списков священнослужителей сотрудничавших с КГБ. Почему этого не делается? Скорее всего, потому что многие нынешние руководители из числа как ультранациональных патриотов, так и противоположных политических убеждений так же в свое время были «стукачами» в КГБ. А поэтому разреши люстрацию в отношении священослужителей, так постепенно дойдет этот процесс и до них сами! Поэтому правду о сотрудничестве с КГБ СССР можно будет узнать примерно через 100 лет! Когда все прежне поколение «стукачей» и их жертв вымрет, а наследники будут озабочены совсем другими проблемами. Если конечно не произойдет в Украине чего нибудь сверхреволюционного и тогда отроют все архивы, как уже сделали, правда, цивилизированно, было в бывших ГДР и Чехословакии. Ну, а теперь самое время вернутся в А.М. Ридигеру, и проследить, как он продвигался в церковной карьере? 3 марта 1961 года в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры он был пострижен с именем Алексий, но уже в честь другого святого: не Алексия, человека Божия, именем которого был наречён в крещении, но Алексия, митрополита Киевского, святителя Московского. И тут для неподготовленного читателя необходимо снова прервать наше повествование и рассекать о том, как же происходит принятие монашества, для чего это делается и какие последствия это влечет для решившегося принять монашеский сан. В качестве путеводителя, по сложным лабиринтам церковных канонов, автор предлагает читателю свой вольный пересказ 25 главы из малодоступной широкому читателю книги В.Цыпина «Церковное право» Итак, кто такой «монах» и что это за религиозное движение –монашество? Само слово «монах» (μοναξος) означает «уединенный». Монашество это особое состояние в христианской церкви, при этом, однако, оно не представляет собой третьего, наряду с клириками и мирянами, сословия в церковном народе, поскольку одни монахи принадлежат к чину клириков, а другие, как и простые миряне, не имеют сана. Монашество - институт, выросший исторически, но корни его заложены уже в самой Евангельской проповеди.
Господь Иисус Христос призывал Своих учеников к совершенству и отречению от благ мира. Путь к такому отречению лежит и через обет девства. В Евангелии сказано: «Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 10-12). Евангельское совершенство предполагает, помимо целомудрия, нестяжательность, бескорыстие, вплоть до отказа от всяких земных имений: Первоначально христианские девы и девственники не разрывали связи с семьей и миром. Потом, в III веке, некоторые из давших обет девства стали уходить в пустыню. Так родилось монашество. Первые монахи были отшельниками, анахо¬ретами, проводившими аскетическую и духовно-созерцательную жизнь в пустыне, в пещерах, в лесах. Основателем пус-тынножительства явился преподобный Антоний Великий. Другой египетский монах - Пахомий Великий - соединил многих отшельников в одном обиталище, которое было устроено в Фиваидской пустыне. Это была первая киновия. Пахомий Великий составил первый общежительный монастырский устав. Вскоре такие киновии, получившие название монастырей, стали появляться и в других христианских странах - в Палестине, Сирии и Понте. Подробная регламентация монастырского устроения принадлежит святителю Василию Великому. Он составил 55 пространных и 313 кратких правил для монастырей и монахов. Эти правила и поныне являются законом для монашества. Они сводятся к неукоснительному соблюдению монахами трех обетов: послушания старшим, начальствующим с отрече¬нием от собственной воли; целомудрия; нестяжательности, с отречением от всякой собственности. На Западе со временем появились различия между монастырями по их целям, строю жизни, уставам - так сложились монашеские ордена. Древние монастыри, жившие по Уставу святого Венедикта (по-латыни - Бенедикта), и те обители, которые позже принимали этот Устав, составили ор¬ден бенедиктинцев. В Средневековье появились ордена доминиканцев, францисканцев, предикаторов, в эпоху контрреформации - иезуитов. «Специализация» католических монастырей по орденам связана с тем, что уже в Уставе преподобного Венедикта акцент сделан не на духовно-созерцательных и аскетических целях, а на церковно-практических. Между тем, на Востоке в смысле не только Восточное Европе, а прежде всего на Ближнем Востоке, различие между разными видами монашеского подвижничества сводилось всегда к делению монастырей на общежительные и особожительные. Первоначально монахам возбранялось принимать на себя духовный сан. Они приглашали для богослужения в свои обители священников, которым запрещалось даже переночевать в монастыре. Однако уже по «Уставу» Василия Великого каждый монастырь должен был иметь своих священников из числа монашеской братии. Впоследствии монахи, служащие в монастырских церквах пресвитерами, стали именоваться иеромонахами, а служащие диаконами - иеродиаконами. Со времени Трулльского Собора, узаконившего безбрачие епископата (12-е прав.), монахи, прославившись безукоризненной чистотой своего жития, стали чаще других возводиться на епископские кафедры. В Русской Церкви даже установился обычай, получивший силу церковного закона, хиротонисать во епископы исключительно монахов. Так, что теперь читателю наверно получше понятны мотивы действия М.А. Ридигера, разведшегося с женой и принявшего монашество? Но то, что приемлемо для русской православной церкви, не соблюдается в других православных церквях. Так Греческая Церковь до сих пор не знает этого правила. Там большею частию в архиереи посвящаются только так называемые монахи, то есть не принявшие полного монашества. Сами по себе монашеские обеты не сообщают монахам звания духовных лиц. Монахи, подобно клирикам, во всем подчиняются своим епископам. Поэтому государственные законы Российской империи всех монахов причисляли к духовенству , отличая только черное (или монашествующее) духовенство от белого. Как происходит Пострижение? Для пострига не требуется строгой богоугодной жизни в прошлом, какая предполагается относительно кандидата священства. Необходимо только искреннее покаянное настроение. Даже самый порочный образ жизни в прошлом не препятствует постригу, ибо монашество суть подвиг непрестанного покаяния, а каяться должен всякий грешник. Для принимающих монашеский постриг существует, однако, ряд условий. Что касается возраста, то каноны дозволяют принимать для подготовления к постригу 10-летних а для произнесения самих обетов - семнадцатилетних В России дозволяло постриг мужчинам не ранее тридцати лет от рождения, а женщинам - сорока лет. Из этого закона допускались и отступления, но при рассмотрении ходатайств Святейшим Синодом. На учащихся духовных семинарий и академий этот возрастной ценз не распространялся. Им дозволялось принимать постриг в 25 лет. Не распространялся возрастной ценз и на вдовых священников. Поместный Собор в своем опреде¬лении «О монастырях и монашествующих» снизил возрастной ценз для постригаемых до 25 лет. Для пострига послушника в более раннем возрасте, согласно Определению, требовалось благословение епархиального архиерея. В наше время, Архиерейский Собор 2000 года принял определение: «Для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственно¬сти лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и вдовых священнослужителей». Постригу предшествует предварительный послушнический искус, который нормальным образом должен продолжаться три года, но в случае тяжкой болезни или для лиц, очевидно расположенных к иноческому житию, послушнический искус мог быть сокращен Необходимое условие для пострига - свободное и непринужденное стремление к иночеству. В российском законодательстве синодальной эпохи принуждение к монашескому постригу квалифицировалось как уголовное преступление. Обеты родителей, обрекающих своих детей на постриг, сами по себе, без согласия на то детей, признавались и в церковном, и в государственном праве не имеющими силы. В российском законодательстве особое значение придавалось тому, чтобы ищущий пострига был свободен от обязанностей, несовместимых с монашеством. Законами запрещалось постригать мужа при живой жене и жену при живом муже, если только не было взаимного согласия со стороны и того и другого поступить в монастыри. При этом требовалось также, чтобы супруги были бездетными, или чтобы их дети уже не нуждались в родительском попечении. В таком случае жену можно было постричь в любом возрасте, но муж должен был достичь тридцати лет. Запрещалось постригать лиц, обремененных долгами, находящихся под судом, состоящих на военной или гражданской службе без увольнения от городских или сельских обществ. Архиерейский Собор 2000 года подтвердил этот порядок: «Постриги должны совершаться только по благословению епархиальных Преосвященных. Постриг совершали в древности настоятели монастырей. В VI веке считалось, что пострижение может совершать только монах-пресвитер. Блаженный Иероним называл постриг «вторым крещением». Подобно тому, как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец, или старец, который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. Согласно 2-му правилу Двукратного Собора, духовным отцом должен быть настоятель монастыря. Из содержания монашеских обетов, смысл которых в отречении от обыкновенного человеческого общежития, вытекают определенные ограничения: монахи не могут вступать в брак; российскими монастырскими уставами им запрещается употребление мяса; монахи не могут быть восприемниками, поскольку восприемничество налагает обязанности, несовместимые с удалением от мира; монахам в священном сане, возбраняется служение в приходских церквах и совершение приходских треб, в особенности венчание браков; по «Уставу» Василия Великого и в соответствии с 6-м правилом Двукратного Собора, монахи не могут иметь личной собственности; все имущество, внесенное ими в монастырь, должно принадлежать монастырю. Поэтому законы Российской империи предписывали, чтобы перед постригом ищущий монашества распорядился своим имуществом: отдал родовое имение законным наследникам, а благоприобретенное - по усмотрению. На этом же основании государственные законы не признавали за монахами ни права на завещание, ни права получать имущество по наследству и по завещанию. Однако по российским законам из этих правил делались исключения, во-первых, для начальствующих монахов, во-вторых, для монахов необщежительных монастырей. Начальствующие лица из числа монахов (архиереи, архимандриты, игумены, настоятели и настоятельницы, наместники монастырей и ризничий Московского Синодального дома) имели право иметь движимую собственность, передавать ее по наследству и по завещанию, кроме вещей ризницы (митр, крестов, панагий). Эти вещи, даже приобретенные на личные средства, переходили в собственность церкви, где служил почивший. Как писал А. С. Павлов, «канонический принцип монашеской нестяжательности не выдерживался во всей строгости и по отношению к простым монахам монастырей необщежительных». К таким монастырям в России принадлежали те, которые до 1764 года владели вотчинами и которым после секуляризации церковных земель назначалось штатное жалование. От штатного монастыря насельники получали только общую трапезу, а все остальное они приобретали собственным трудом, на доходы от монастырской службы и жалованье от казны, по штатам. Монахи штатных монастырей могли на свои средства строить и покупать кельи, но с условием, чтобы они оставляли их монастырю в случае своей смерти или по выходе из монастыря. По завещанию монахи таких монастырей могли приобретать от архиереев и других монастырских начальников иконы, панагии, кресты, книги. Однако в общежительном заштатном монастыре правило монашеской нестяжательности выдерживалось строго. Все здесь было общим, все принадлежало монастырю. Даже на¬стоятели общежительных монастырей не имели права заве¬щать имущество. В настоящее время у нас ни гражданские, ни церковные законы не запрещают монахам иметь собственность, но при этом идеал нестяжательности сохраняет свое значение в пол-ной мере. Всем монахам канонами запрещается торговля: исключение делается только относительно продажи изделий, выполненных их руками (с дозволения начальства и через посред¬ство особо выделенных престарелых братий). Монахи не могут принимать на хранение чужие вещи, кроме духовных книг. Монахи также лишены права вмешиваться в гражданские и общественные дела, права быть опекунами, попечите¬лями и поверенными в делах, не касающихся монастырей. Об этом говорилось уже в 3-м и 4-м правилах Халкидонского Собора. Обеты монашеские даются пожизненно. Поэтому самовольное сложение с себя иноческих обетов и возвращение в мир рассматривается как тяжелее каноническое преступление. Согласно 7-му правилу Халкидонского Собора, такие преступники подвергаются анафема. В России в синодальную эпоху дозволялось просить о сложении с себя монашеского сана. Эта просьба исполнялась после шестимесячного увещания через моностырского настоятеля и старшую братию, потом через духовных лиц. назначенных архиереем, , наконец, в консистории. Постановление о снятии сана выполнялось духовной консисторией, но в исполнение оно при водилось только с разрешения Святейшего Синода. Уволенный из монашества возвращался в то сословие, к которому принад¬лежал по рождению. При этом он лишался тех званий, чинов, отличий, которые мог приобрести до пострига. Не возвращалось ему и имущество, внесенное им в монастырь; он навсегда лишался права поступать на гражданскую службу. Три чина монашествующих. По степени приближе¬ния к идеалу иноческого жития монахи разделяются на три чина: рясофорных монахов, то есть получивших черную монашескую рясу в залог будущих обетов монашества; действительных, или мантийных монахов, уже произнесших три установленных обета - послушания, целомудрия и нестяжательности - и получивших при постриге мантию; и схимников, или схимонахов, связанных обетом совершенного отречения от мира и человеческого общества и отличающихся осо¬быми одеждами, которые называются все вместе великою схимою. Монахи, принимающие великую схиму, которая предполагает совершенное отречение, обыкновенно оставляют исполнение церковных должностей, уходят на покой. Правило, согласно которому епископ, принявший постриг, подлежит удалению с кафедры в монастырь на монашеские подвиги, прилагается в русской православной церкви применительно к архиереям, принимающим великую схиму, ибо в буквальном смысле этот канон у нас не может быть применен, поскольку поставлению во епископы в Русской Церкви непременно предшествует постриг. Понятно, что принявший великую схиму епископ при этом не лишается своего сана, но только утрачивает епископскую власть. Аналогичный порядок установлен и для принявших великую схиму наместников монастырей и других должностных лиц в пресвитерском или диаконском сане. Разобравшись, с понятием монаха и монашества мы смело можем перейти к продолжению рассказа о монахе Алексии. Правда как не искал автор, но не нашел, в монахи какого же монастыря был определен, хотя бы формально монах Алексий и кто был у него духовный восприемник? Но, тем не менее, уже 14 августа 1961 года иеромонаху Алексию определено быть епископом Таллиннским и Эстонским с поручением ему временного управления Рижской епархией. 21 августа 1961 года иеромонах Алексий возведен в сан архимандрита. Опять же какого монастыря? Ни один из официальных источников в РПЦ не дает ответа на этот вопрос. 3 сентября 1961 года в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Таллиннского и Эстонского. Этот факт, по мнению некоторых церковных правоведом является нарушением церковных канонов, поскольку он должен был предшествовать принятию Алексием епископского чина.
14 ноября 1961 года епископ Алексий назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
А вот что это за отдел в смысле чьим отделом он являлся в системе тогдашней государственной власти и какие события произошли в СССР в 1961 году читатель узнает в из следующей части. ( конец 5 части)