НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 11432 ГОЛОСОВАТЬ!
В этой части пойдет речь уже непосредственно о жизни и деятельности Алексия II? И главный вопрос, на который автор в силу своих возможностей попытается дать ответ, можно сформулировать следующим образом: « Так кем же был в действительности Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру — Алексей Михайлович Ри́дигер)? Дать ответ, на этот вопрос крайне сложно и начав работу над его раскрытием, автор столкнулся с рядом трудностей. Не по всем фактам, биографии Алексия II имеется достаточно достоверных документов. А имеющиеся РПЦ комментирует по своему, а независимые историки и исследователи по-своему. Поэтому и мы из полного уважения к личности Алексия II начнем изучение его биографии с обстоятельств его рождения и до дня смерти. Автор заранее благодарен за возможные замечания по поводу тех или иных неумышленных упущений или искажений в биографии Алексия II, которые выскажут читатели после прочтений этой и следующих частей. Родился он 23 февраля 1929 года, Таллинн, Эстония. День это особый в красном календаре. День рождения Красной армии! Ну, помните, той, что от тайги до Британских морей, всех, мол, сильней! Но это по светскому, да еще красному календарю, а по церковным канонам, так называемое тезоименитство — 12 февраля (25 февраля), это день Алексия, человека Божьего. Вот почему и нарекли родители сына Алексеем! Первые же шаги в непредвзятом изучении личности Алексия II в смысле важных вопросов происхождение, детство и юности дают нам и первую сенсацию! Алексей Михайлович Ридигер, был потомок, тех самых немецких «рыцарей-завоевателей», осевших в тогдашней Курляндии, после окончательного распада Тевтонского рыцарского ордена крестоносцев. Если хорошо порыться в разных генеалогических справочниках европейских дворянских родов, то выясняется, что германский дворянский род фон Ридигеров, или Рюдигеров (von Rüdiger, Redigeer), имеет курляндское происхождение. И то, что предки А.М. Ридигера только в конце XVIII веке приняли православие. И тут, исследователь, наталкивается на первое препятствие, кем были предки А.М. Ридигера до 1917 года? А поверьте вопрос не безынтересный, что для кадровиков, что до компетентных органов! В годы советской власти этот пункт анкеты был один из важных, и судьбоносных в числе таких как национальность, образование, принадлежность к эксплуататорским классам, или проживание заграницей, в том числе и на оккупированной территории, в дальнейшей и жизни того или иного гражданина СССР! Но благодаря тому, что Эстония в 1991 году вышла из СССР и очистилась от тайных и явных агентов ФСБ, были отрыты архивы и исследователям удалось восстановить подлинную генеалогию рода Ридигер, Рюдигер, Рюдингер (Примечание: шведский, немецкий, эстонский, финский языки: буква "ю" по латинице - "u" с двумя точками наверху (у-умлаут) или "у" (игрек); буква, близкая по произношению к русской "ю", в русском языке отсутствует, что привело к принятой замене латинской буквы "у" на русское "и"). Вот отрывок из исследования: Итак, Патриарх Московский и всея Руси Алексий происходит из известного прибалтийского дворянского рода. Хейнрих Николаус (Нильс) - Heinrich Nicolaus (Nils) - Рюдингер (? - 1711). 1681-1693 - капитан крепостей шведского короля в лифляндском Дюнамюнде (ныне часть Риги - Даугавгрива, где Даугава впадает в Балтийское море). В 1695 году король Карл XI возвел его во шведское дворянское достоинство. В 1696 году брак в Риге с Кристине Элизабет фон Викеде(н) (Christine Elisabeth von Wickede(n)) (1680-1721). Их сын: Петер - Peter - Рюдингер Капитан, лифляндский помещик - Пандимыйс в деревне Кооркюла, близ Тырва. В 1752 году - третий брак с Элизабет Виснер (Elisabeth Wiesner), дочерью лифляндского пастора. Их сын: Карл Магнус - Karl (Carl) Magnus – Рюдингер (1753-1821 в Гапсале, ныне - Хаапсалу). Генерал-майор, тайный советник, Выборгский губернатор, член Эстляндского рыцарства. Брак в 1779 году в Петербурге с Шарлоттой Маргарете баронессой фон Мальтиц (Charlotte Margarethe von Maltitz) (1758-1786 в Петербурге), дочерью егеря двора императрицы Екатерины Второй. Их сын: Фридрих (Федор) Вильхельм - Friedrich Wilhelm - Рюдигер (1780 в Петербурге - 1840). Инспектор казарм Преображенского полка, полковник, принял православие. Брак с Софией Доротеей (Дарьей Федоровной) Ержембской (Sophia Dorothea Jerzhembska), дочерью императорского двора придворного из польских дворян. Их сын: Егор (Георгий) Рюдигер (1811-1848). Брак с Маргаритой Федоровной Гамбургер. Их сын: Александр Рюдигер (1844-1877). Брак с Евгенией Германовной Гизетти (Gizetti) (?-1905) Их сын: Александр Рюдигер (1870-1929). Брак с Аглаидой Юльевной фон Бальц (von Baltz) (1870-1956) Их сын: Михаил Ридигер (1902-1962). Протоиерей Казанской церкви в Таллинне. Брак с Еленой Иосифовной Писаревой (1902-1959), дочерью полковника царской армии. Алексей Ридигер (23 февраля 1929 в Таллинне - ) Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Корректно предположение, что до дарования шведским королем Карлом XI шведского дворянского достоинства род уже обладал им по линии польско-немецкого дворянства и происходил из одного корня с другими Ридигерами, например, русскими графами из курляндских дворян Ридигеров. Ридигеры // Дворянский календарь. Справочная родословная книга российского дворянства. Спб., 2003. Тетрадь 10. С. 84-99). Авторы росписи: В.К. фон Беренс, М.Ю. Катин-Ярцев, А.А. Шумков». Но это предки далекие. А мы перейдем к рассмотрению сведений о родителях А.М. Ридигера. Из интервью с Алексием II «Своих предков я знаю хорошо. От брака Федора Ридигера и Дарьи Ержемской родились семь детей, в том числе в 1811 году и мой прапрадед Георгий. Его второй сын Александр, родившийся в 1842-м, это мой прадед, а уже его второй сын, тоже Александр, мой дедушка. Он родился в 1870 году, а умер в год моего рождения - в 1929-м. У Александра Александровича Ридигера была большая семья. Он сумел вывезти ее в Эстонию из Петрограда, когда там вспыхнули беспорядки, закончившиеся государственным переворотом. - Ваш отец в это время был еще подростком? - Да, он родился в 1902 году последним в семье, четвертым ребенком. Учился в одном из самых привилегированных столичных учебных заведений - Императорском училище правоведения. Там воспитывались дети потомственных дворян. Hо, завершать образование ему пришлось уже в эстонской гимназии. Семья эмигрировала спешно и первоначально поселилась в Хаапсалу, небольшом городке на берегу Балтийского моря, примерно в 100 километрах к юго-западу от Таллинна. Тут пошла совсем другая жизнь. После окончания гимназии отец отправился на заработки. В Хаапсалу для русских никакой работы, кроме самой тяжелой и грязной, не было, и зарабатывать пришлось рытьем канав. Потом семья перебралась в Таллинн, и уже там отец поступил на фанерную фабрику Лютера, где служил сначала бухгалтером, затем главным бухгалтером отделения. Hа фабрике Лютера он работал вплоть до принятия священного сана в 1940 году. - Значит, именно в Эстонии ваши родители познакомились? - Да, это так. Они одногодки. Люди одного круга, одной веры. Мама моя, Елена Иосифовна, в девичестве Писарева, была дочерью полковника Белой армии. Его расстреляли большевики в Териоках, сейчас это Зеленогорск в Ленинградской области. Свадьба моих родителей состоялась в 1926 году, причем мама в это время уже знала о желании своего избранника стать священником." Независимые источники сообщают следующее: отец — протоиерей Михаил Александрович Ридигер (28 мая 1902 — 9 апреля 1964), родился в Петербурге, был последним, четвёртым, ребёнком в браке Александра Александровича и Аглаиды Юльевны Бальц (26 июля 1870 — 17 марта 1956). После Октябрьской революции вывезен родителями в независимую Эстонию. В 1942 был рукоположен во пресвитера (священника) в Казанском храме Таллина митрополитом Александром (Паулусом), первоиерархом ЭАПЦ. Если вернутся в 1944г.( когда Эстония была освобождена от немцев) и стать на точку зрения тогдашних работников НКВД или МГБ СССР, то на лицо, имеется бывший гражданин Эстонской Советской Социалистической Республики Михаил Александрович Ридигер, 1902г.р., потомок немецкого дворянского, рода, который не только не боролся в составе партизан и подпольщиков, принадлежавших к коммунистической партии Эстонии с немецкими оккупантами, а прямо встал на путь сотрудничества с оккупантами. И работал на них, вознося молитвы за здравие Адольфа Гитлера и призывая местное население к покорности оккупационному режиму и сотрудничал с бойцами и командирами 1-й Русской национальной армии генерала Власова(Дивизия «Руссланд») ! По законам военного времени, действовавшим в 1944-1945годов это означало - Скорый суд военного трибунала и расстрел! Мать — Елена Иосифовна Писарева (1902—1959), родилась в Ревеле (ныне Таллинн),. Биография тоже надо сказать, не из лучших, для коммунистической власти! Дочь расстрелянного большевиками полковника царской армии. В общем, если говорить прямо по-советски, руководствуясь коммунистической моралью и социалистическим правосознанием, к чему призывал следователей нормы тогдашнего уголовно-процессуальный кодекса, то родители А.М. Ридигера были из числа тех, про которых чекисты обычно говорили «Контра недобитая». А что же сам А.М. Ридигер? Ведь в тогдашнем СССР, куда с 1940г входила и Эстонская ССР, действовал важный принцип: «Дети за родителей не отвечают!» Так может юный, 11-12 летний Михаил, учась в советской школе, вступил в пионеры и стал активно борется, типа героя-пионера, примера для всех пионеров СССР Павлика Морозова со своим отцом мракобесом, служителем церковного культа в безбожной стране победившего атеизма? Ведь в школе учили детей «Бога нет! И Человек произошол от обезьяны!». И А. Ридигер по коммунистической морали имел право пойти в МГБ и «сдать отца» за его антисоветскую деятельность и прошлое буржноазно-дворянское происхождение? И это не просто фантазии автора, юный А.М. Ридигер был активно привлекаем отцом в его антисоветской деятельности, с точки зрения тогдашних законов! Но нет. Вот этого поступка мы за Алексеем Ридигером ни в 1940-41г.г. и после 1944 года тоже не видим. Более того, он не только не вступил в 1940г. пионеры и не стал активным строителем светлого будущего - Социализма, а под влиянием старших по возрасту церковников, стал в Николаевском храме г. Таллинна, алтарником, т.есть церковным прислужником (работником) официально взятым налоговой службой на учет. В этом же храме его отец служил – диаконом. Но тут автор задал себе вопрос. А читатели вообще понимают, что такое алтарник, диакон и настоятель храма? И чем они там втроем обычно занимаются в храме? Для тех, кому это диковинку маленький ликбез. А тем, которым все известно просьба читать далее! Справка: Алта́рник — именование мужчины-мирянина, помогающего священнослужителям в алтаре. Термин не употребляется в канонических и литургических текстах, но стал общепринятым в указанном значении к концу XX в. во многих европейских епархиях Русской Православной Церкви. Более традиционное написание термина в русском языке, как и иных славянских языках, — олтарникъ. Вплоть до XIX термином «олтарникъ» обозначались сами священнослужители, то есть служители алтаря Господня Традиционные названия для лиц, исполнявших функции современных алтарников, суть пономарь, псаломщик, дьячок, чтец. Ко второй половине XX века закрепилось современное значение, и в штатах крупных приходов должности чтеца и алтарника стали строго различны. Более того, такое положение было закреплено в налоговой практике фискальных органов СССР, которые взимали подоходный налог с чтецов по ставке священнослужителей, а с алтарника - как рабочего. В настоящее время в обязанности алтарника входит наблюдение за своевременным и правильным возжжением свечей, лампад и иных светильников в алтаре и пред иконостасом; подготовка облачения священников и диаконов; принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана; разжигание угля и подготовка кадила; подавание плата для отирания уст во время Причащения; помощь священнику при совершении таинств и треб; уборка в алтаре; при необходимости – чтение во время богослужения и исполнение обязанностей звонаря. Алтарнику запрещено касаться престола и его принадлежностей, а также переходить с одной сторона алтаря на другую между престолом и Царскими вратами. Алтарник носит стихарь поверх мирской одежды. Диа́кон (греч. служитель) - священнослужитель, относящийся к первой, низшей степени духовенства. Диакон имеет благодать непосредственно участвовать в совершении священником или архиереем таинств, но не может совершать их самостоятельно (кроме Крещения, которое могут при необходимости совершать и миряне). Во время богослужения диакон приготавливает священные сосуды, возглашает ектению и т.п. Поставление в диаконы совершается архиереем через Рукоположение. России диаконы и в настоящее время занимают такое же иерархическое положение, как в древности. Их дело и значение — быть помощниками при богослужении. Настоя́тель в Православной церкви — старший клирик прихода или монастыря. В современной Русской церкви настоятель храма обычно имеет сан протоиерея (если он является лицом белого духовенства). Согласно пп. 18 и 19 Главы XI Устава РПЦ (от 2000), «во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. В своей деятельности настоятель подотчётен епархиальному архиерею. Настоятель призван нести ответственность за исправное, согласное с Церковным Уставом совершение богослужений, за церковную проповедь, религиозно-нравственное состояние и соответствующее воспитание членов прихода. Он должен добросовестно выполнять все богослужебные, пастырские и административные обязанности, определяемые его должностью, согласно установлениям канонов и настоящего Устава.» А к чему этот рассказ? Да к тому, что бы читатель понял, что служба Алексея Ридигера алтарником небыли безобидными детскими занятиям. Типа игры в казаки-разбойники. По тогдашнему уголовному кодексу, ответственость за контрреволюционные и иные антисоветские преступления наступала с 12 лет! А чем в действительности занимался Алексей вместе со своим отцом, читатель узнает далее. Биографы же с «научных отделов» РПЦ пишут нам об Алексии II периода его детства, примерно следующее: «Уже в раннем отрочестве, по его собственному свидетельству, у него появилось желание стать священником. И ничего в этом небело бы крамольного, даже с точки зрениями всевидящих и всезнающих органов госбезопасности СССР, если бы не очень важные обстоятельства, так сказать специфика, этого начального периода церковного служения А.М. Ридигера и его отца! И тут нас ожидает новая сенсация, обычно тщательно замалчиваемая компетеными лицами РПЦ. В 1941—1944 годы А. М. Ридигер служил алтарником в Николаевском храме в Таллине, в котором Михаил Ридигер служил диаконом, а священником-настоятелем храма - Александр Киселёв, и в нем, и их усилиями, и не только их, в ходе исполнения церковных нужд и треб «оформлялись» т.е. обслуживались бойцы 1-й Русской национальной армии (Дивизия «Руссланд») -власовцы, по сталинским законам это прямые изменники Родины. Справка: Была сформирована в июле 1941 года (10 тыс. чел.). В результате разногласий Хольмстон-Смысловского с руководителем созданной позднее РОА генералом Власовым, не вошла в состав РОА, как все остальные русские формирования вермахта. 1-я РНА была укомплектована бывшими белогвардейцами, ходила в бой под старым российским флагом (бело-сине-красным) и везла с собой наследника российского престола великого князя Владимира Кирилловича, что претило Власову, строившему свою идеологию и кадровую политику на принципе «советских граждан, обманутых большевиками». Уже после предоставления РОА союзного статуса 4 апреля 1945 года получила статус союзной вермахту армии и название Первая Русская Национальная Армия, а не подразделения в составе вермахта. 18 апреля 1945 начала отступление на Запад, завершившееся уходом в Лихтенштейн. Несмотря на требования советских властей о выдаче интернированных, правительство Лихтенштейна отказалось это сделать и в 1948 г. позволило всем, кто не желал возвращения в СССР, эмигрировать в Аргентину. Начав изучать более подробно эти обстоятельства, автор нашел на сайте www.ari.ru целую статью, посвященную этоиму вопросу. Она называется так. «РАБОТАЛ ЛИ НА ГЕСТАПО БУДУЩИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II ?» «В церковных, православных кругах нынешнего патриарха Алексия II официально именуют «Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй». То, что подобное кумиротворение не отвечает христианскому духу, понятно любому по-настоящему верующему и постигшему через Евангелие слово Спасителя. Кому-то покажется, ну да пусть величаются, как хотят, однако проблема здесь глубже, ибо если взглянуть на эту проблему с точки зрения человеческой психологии, то обнаруживается, что подобное самовосхваление подчас есть попытка замаскировать свои глубокие комплексы, желание заглушить спрятанные в закоулках сознания и подсознания истинные ощущения, проще говоря, совесть. Для того, что бы её подавить, как мы постараемся донести до читателя, у господина Ридигера есть очень и очень серьёзные мотивы. Однако задача этой статьи совсем не желание усовестить просто гражданина Ридигера - что нам его совесть? Но если человек, именуемый патриархом всея Руси, с таким вот изъяном в душе своей представляет русское православие, это уже плохо. Хорошо, что русское православие - это не только Ридигер, есть и Зарубежная Церковь, и Катакомбная, и другие, да и среди простых православных и священников в системе РПЦ есть истинно верующие люди. Вместе с тем именно РПЦ, возглавляемая Ридигером, фактически обладает монополией в России не только на православную, но и вообще на всякую христианскую пастырскую деятельность, тем трагичнее, что во главе Московской Патриархии стоит этот человек. В обществе часто задаётся вопрос, почему Россия продолжает сползать в пучину, почему не возродилась в должной мере вера, с которой только и возможно возрождение России. А она не может возродиться на лжи. «Каков поп таков и приход», - гласит русская поговорка. Чистым фарисейством является официальная позиция РПЦ, что-де неважно, кто во главе, не надо обращать внимание, смущать верующих, якобы Господь его избрал. Хочется спросить, а неужели вам будет неважно, если слово Божье понесёт вам Иуда Искариот? Что он вам передаст? Поэтому ВАЖНО, очень ВАЖНО - и не в последнюю очередь. Мы продолжаем блуждать в потёмках, потому что Ридигеры и иже с ними взяли на себя практически монопольную миссию освещать путь духовного постижения нашему народу. Ipse dixit – сам сказал (лат.) В интервью («Известия» 10 декабря 2002г.) Алексий II пересказывает уже не единожды рассказанную им свою биографию (в частности, «Собеседнику» 5 мая 2002 г.), перемежая свой рассказ трогательными деталями: «В 1943 году в Таллине мне довелось помогать отцу-священнику, который окормлял русских военнопленных. Но это были фашистские концентрационные лагеря». И далее поясняет: «Епископ Нарвский Павел добился согласия немцев на духовное окормление заключенных и помощь им продуктами и одеждой. ……. Мой отец горячо поддержал Владыку и едва ли не ежедневно стал бывать в лагерях. Псаломщиком отец, как правило, брал с собой будущего митрополита Таллиннского и всей Эстонии Корнилия, а мальчиком-прислужником — меня». Затем, усиливая накал, продолжает: «В бараке нам выделяли комнату или просто отгораживали закуток. Там ставили переносной престол, на котором и совершались богослужения. Многие пленные просили их окрестить, никому из них не отказывали. Особенно жалко было детей — перепуганных, голодных. С одним из них, Василием Ермаковым, я познакомился ближе». Кого не заденет этот рассказ об ужасах войны и духовном подвиге юноши Алёши и его папы-священника? А Алексий продолжает: «Особенно жаль было детей. Иногда местным жителям удавалось уговорить коменданта и взять кого-то из обреченных ребятишек в свои семьи. Вот и нам, таким образом удалось спасти пятнадцатилетнего Васю Ермакова и его сестренку, а также семьи священников Василия Веревкина и Валерия Поведского». Всё замечательно, сердце кровью обливается, даже как-то и не хочется задумываться о некоторой нескромности рассказчика, повествующего о своём и своего папы духовном подвиге. Но также возникает и ощущение нелогичности, какой-то недостоверности. Много очень много несуразностей; как так немцы, с одной стороны, загребают в облаву о. Василия Верёвкина и о. Валерия Поведского и отправляют в концентрационный лагерь, а с другой стороны, другому священнику Ридигеру-старшему позволяют ходить в этот лагерь, совершать богослужения, носить продукты? А к мальчику Васе Ермакову, который учился вместе с Ридигером и стал священником, мы ещё вернёмся. Вдруг в последнем интервью «Известиям» Алексий вспоминает о своем близком знакомстве с неким Александром Киселевым, называя его «последним человеком, говорившем мне «ты»». Собственно, Ридигер много фамилий в разных своих воспоминаниях называет, однако почему-то в других интервью с патриархом до сих пор о протопресвитере Александре Киселеве не было вообще никаких упоминаний, нет ни слова о Киселёве и в официальной биографии Алексия от РПЦ, а вот тут внезапно вспомнил: «Отец закончил богословско-пасторские курсы, был рукоположен в диакона. Служил в храме Святителя Николая, где настоятелем тогда был священник Александр Киселев». Как сообщает Алексий корреспонденту «Известий», оказывается, они с ним, единственным человеком были на «ты»: «С отцом Александром я был знаком с юных лет, когда мальчиком помогал ему на богослужениях. Потом судьба его сложилась непросто. В конце войны он уехал из Эстонии. Ни я, ни мои родители ничего о нем не слышали. И вот однажды, когда, будучи уже архиереем, я оказался в служебной поездке в Америке, мне в гостиницу вдруг позвонил отец Александр и пригласил к себе в церковь. Встреча была очень трогательной. Обнялись, расцеловались… На какое-то время онемели. А потом погрузились в щемящие для каждого общие воспоминания: я - о детстве, он - о родине». После прочтения этих строчек у читателя по идее должны навернуться слёзы, настораживают только слова: «В конце войны он уехал из Эстонии». Как так уехал и даже наши войска не подождал? Вот здесь мы и подходим к самому главному. Краткая официальная биографическая справка в РПЦ о Киселёве выглядит так: «Отец Александр родился 7 октября 1909 года в Тверской губернии. В 1918 году после гибели отца от рук большевиков его вывезли в Эстонию. Там он окончил семинарию, после чего был рукоположен в священный сан. Отец Александр служил в Нарве, затем в Таллине. Известно, что там, в алтаре ему прислуживал будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, тогда еще Алеша Ридигер. В эмиграции Киселева он поддерживал Русскую Православную Церковь Заграницей, длительное время о. Александр жил в Германии и Америке. С началом перестройки о. Александр вернулся в Россию и перешел под юрисдикцию Русской Православной Церкви Московского Патриархата. По возвращении он жил в Донском монастыре. 3 октября 2001 года в Москве, в Донском монастыре, не дожив всего нескольких дней до 92 лет, отошел ко Господу протопресвитер Александр Киселев, старейший священнослужитель Русской Православной Церкви». Факты в общем-то, банальные, однако почему при жизни отца Александра Ридигер нигде и никогда не вспоминает о нем, а первые признания о столь близком знакомстве поступают только после смерти клирика? Все проясняется достаточно быстро, стоит лишь ответить на вопрос: А кто вообще такой протопресвитер Александр Киселев? Ни одна из биографий отца Александра как-то не акцентирует внимания на том, что Киселев был духовником А.А. Власова, перешедшего к гитлеровцам генерала Красной Армии и главы Русской освободительной армии - РОА. О Власове и власовцах написано много. Мы не ставим своей задачей осуждать никого из солдат РОА, ни из её офицеров младшего и среднего звена. Окажись любой в то время, трудно сказать, кто как бы поступил, и что подвигло некоторых на сотрудничество с немцами. Однако мотивы предательства генерала, цели его ближайших сподвижников - это уже несколько иные вещи. Эти «командиры» не могли не знать, чему должна была служить РОА. Мы постараемся быть максимально объективными в этой оценке и дадим слово великому русскому философу, жившему и работавшему в эмиграции и не имевшему основания любить коммунистов: «Цель Германии была совсем не в том, чтобы «освободить мир от коммунистов», и даже не в том, что бы присоединить восточные страны, но в том, чтобы обезлюдеть важнейшие области РОССИИ и заселить их немцами» (И.А.Ильин Собр. Соч. М. «Русская книга» 1993 г. т.2 с. 11). Это к вопросу о том, чему должна была помочь РОА. О Власове же научное издание («Бол. Рос. энц.». Санкт-Петербург. «Норинт». 1997, с. 211) даёт такую справку: ВЛАСОВ Ан. Ан. (1901-1946) - Ген.-лейт. (1942). С 1920 г. в Кр. Армии. В ВОВ командовал корпусом и армией, зам. Ком. Волховским фронтом, командующий 2-й Ударной армией. (Волх. Фронт), оказавшейся весной 42-го года в окружении. Попал в плен, возглавил «Комитет освобождения народов России» (КОНР) и «Русскую освободительную армию» (РОА), составленную из военнопленных (офицеры и солдаты РОА наз. «власовцами»). В мае 45-го г. захвачен советскими частями. По приговору военной коллегии Верховного суда СССР повешен. Вот духовное управление этого самого КОНР и возглавлял милый Алексию II человек о. А. Киселёв, более того, он выступал на съезде этого КОНР в Берлине 18 ноября 1944 года в так называемом «Европейском доме». Сказал он, в частности, и такие слова: «У кого из нас не болит сердце при мысли, что святое дело спасения Родины связано с необходимостью братоубийственной войны – ужасного дела…..» Закончил же свою речь о необходимости поддержать Германию словами: «ВОЙНА ЕСТЬ ЗЛО, НО ОНА БЫВАЕТ ЗЛОМ НАИМЕНЬШИМ И ДАЖЕ БЛАГИМ. Именно таково положение в сегодняшний исторический день». Теперь, возможно, понятно, почему господин Киселёв, по словам Ридигера, «в конце войны уехал из Эстонии». Если бы не «уехал», болтался бы, наверное, рядышком с Власовым. Знал об этом Ридигер? Конечно, знал, потому и всячески скрывал настоящую подоплёку, обходил стороной фамилию Киселёва в своих «воспоминаниях», хотя и служил, как потом сам и сообщил, он и его отец под началом Киселёва. Надеемся, понятно и то, что делали Киселёв и Ридигер-старший, которому помогал Алёша в немецких концентрационных лагерях, и почему их туда пускали. Цитируем оперативный приказ главного управления государственной безопасности Германии №10 от 16.08.1941, подписанный Гейдрихом и составленный на основе личных директив Гитлера: «Религиозную опеку военнопленных не следует особо поощрять или поддерживать. Там, где среди военнопленных имеются духовные лица, они могут, если это соответствует желаниям самих советских, заниматься религиозной деятельностью. Привлечение священников с территории генерал-губернаторства или самого Рейха к религиозному окормлению советско-русских военнопленных исключено». Исключено, понимаете! Ознакомившись с этим документом, трудно теперь будет поверить, что некий батюшка мог просто приехать в лагерь и начать «окормлять страждущих». А вот цитата архимандрита Берлина Иоанна (Шаховского), известного своим сотрудничеством с немцами, из его книги воспоминаний «Город в огне»: «Всего один раз, но мне удалось – это было в 1942 году – посетить лагерь военнопленных. Это был офицерский лагерь, расположенный около Бад-Киссингена. В нем содержалось около трех тысяч советских командиров […] Можно представить себе мое удивление, когда среди этих советских офицеров, родившихся после Октября, сразу же организовался церковный хор, спевший без нот всю литургию. Приблизительно половина пленных захотели принять участие в церковной службе, общей исповеди и причастились Святых Тайн. В этой поездке меня сопровождал о. Александр Киселев». Здесь мы узнаём, что Киселёв активнейшим образом сотрудничал с немцами ещё в 1942 году, как раз когда папа Ридигера и сам Алёша служили в его храме. Легко понять, что сотни тысяч бойцов тяжело завербовать. Как же тогда набиралась армия Власова? Это известный факт – из военнопленных. Но кто приезжал агитировать в концентрационные лагеря? Мало бы нашлось таких, кто откликнулся на призыв какого-нибудь фрица повоевать против своих соотечественников – эти все либо остались дома полицаями, либо были неплохо устроены в администрации лагерей. А ведь людей надо было убедить совершить такой шаг, и как мы знаем, не так много таких нашлось. Но вот, если бы агитировал русский священник? Поскольку немцы - дураки только в советском кинопрокате, легко догадаться, что такой мощнейший инструмент, как Православие, гестаповцы не могли не использовать. Вот только кто-то, как о. Верёвкин и многие другие, отказывался от «сотрудничества», и за это их отправляли в концлагеря, а кто-то «сотрудничал». Как это было? Литературы на эту тему существует мало, однако одно можно утверждать однозначно – если поп приезжал в лагерь, это почти всегда был вербовщик РОА или аналогичной структуры. Вот выдержка из речи того же архимандрита Шахновского, призывающего вступать в РОА: «Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предназначение… Сверх человеческого действует меч Господень». Иноземная сила (не без помощи совковых генералов, конечно) отправила на тот свет 25 миллионов наших людей. Неслабый меч, только Господень ли? Ещё один интересный момент: деятельность по вербовке в РОА курировал небезызвестный группеннфюрер СС Мюллер, только не тот смешной киношный, а настоящий. Мы не будем утверждать, что юный Алёша был знаком с Мюллером, но если дело с вербовкой обстояло именно так, как мы предполагаем, то Алёша и его папа числились именно за его ведомством. Таким образом, мы пришли к следующей цепочке связей: Гиммлер – Мюллер - Власов – Киселев – Ридигер-старший – Ридигер-младший. Так что папа патриарха всея Руси скорее всего агитировал пленных предать Родину и перейти к гитлеровцам (а, в отличие от пленных красноармейцев, Ридигер-старший знал, что фашисты творят в других в концентрационных лагерях и вообще на оккупированной территории). Существует и ещё один слух, который на фоне всех известных и достаточных фактов о жизни и деятельности Ридигеров вполне может иметь подтверждение. А именно, что будто существует в одном небезызвестном ведомстве фото 1944 года, на котором крестным ходом вокруг немецких береговых батарей, дабы они лучше отражали атаки советской армии при снятии блокады с Ленинграда, ходят уже упомянутые о. Киселёв, Ридигер-старший и ещё юноша Алеша, будущий патриарх Всея Руси. Интересно, в 1986 году, когда Алёша стал Алексием, митрополитом Ленинградским и Ладожским, в, не дрожали ли у него руки, когда их целовали несведущие прихожане, перенёсшие и пережившие блокаду, потерявшие в войне своих родных и близких? Ничего не шевелилось в душе этого человека, «окормлявшего» людей, что молились о погибших в этой войне, ведь он то-был на другой стороне? Мы, однако, хотим подчеркнуть, что ни в коей мере не считаем себя судьями солдатам РОА, отцу Александру, даже Власову и другим генералам. Дело здесь, в другом. Отступая, НКВД оставляло за собой впечатляющую сеть агентуры. Когда же Красная Армия возвращалась на оккупированные территории, информаторы стояли в очередях, чтобы сдать друг друга раньше других. Могло ли в такой ситуации пройти незамеченным так называемое «окормление страждущих» Ридигерами в концентрационных лагерях? Очевидно, что такое совершенно исключено. В качестве иллюстрации приведём небольшой отрывок из брошюры 1999 года того самого Васи Ермакова, ставшего впоследствии священником, о котором упоминает Алексий и который ныне служит протоиреем в петербургской церкви: «В октябре (1945 ред.) всех, кто был в оккупации, вызвали в Большой Дом. Советская власть смотрела очень строго, чтобы никто не пролез с «чуждыми» идеологическими убеждениями». Что значит «окормление», было показано выше, кто такой Александр Киселев и чем он занимался, НКВД так же знало, как знало о взаимоотношениях с ним Ридигеров. Почему же патриарх Алексий скромно умалчивает об этом факте? Нам известно, что псковского священника ныне архимандрита Санкт-Петербургской митрополии Кирилла, уличенного в получении дров в немецкой комендатуре, осудили на 10 лет за сотрудничество с оккупантами. Но почему ни Ридигер-старший, ни его семья не были наказаны Советами? Тому может быть единственная причина – виновный должен был пойти на сотрудничество с НКВД, тем более, что Иосиф Виссарионович в 1945–м усердно занимался церковным строительством и толпы молодых лейтенантов НКВД, приняли тогда постриг. В интервью газете «Известия», с которого мы начинали наше повествование, Алексий очень много говорит о мистике, можно, конечно, найти мистическое объяснение такому чудесному изволению из лап чекистов будущего патриарха, но, как говорится, есть мистика, а есть и статистика. Так что, по всей видимости, семья Ридигеров досталась в наследство НКВД от гестапо. Ничего удивительного в этом нет. Наоборот, такие «сотрудники» были самыми покладистыми и активными в доставке ценных сведений об «окормляемых», а их, врагов советской власти, в бывшей буржуазной Эстонии, надо полагать, был непочатый край. Мы не хотели бы выступать в этой статье только со своей морализаторской позиции, поэтому попробуем обратиться и к тем, о ком упоминает сам Ридигер. Чуть раньше нами была упомянута брошюра «46 лет на службе у Бога» протоирея Василия Ермакова, которого когда-то «чудесно» спасли из концлагеря. В ней есть, конечно, пара дежурных хороших слов об Алексии, однако, если прочитать её внимательно, можно обнаружить скрытую полемику именно с Ридигером. Чувствуется, что ее автор, упоминая об Алексии, как бы объяснял читателю, почему он всего лишь настоятель кладбищенской церкви, в отличие своего продвинувшегося соученика и приятеля. Вот один из моментов, в котором протоирей описывает, кто и по каким критериям назначал церковнослужителей: «Известно, что уполномоченные Комитета по делам религии беззастенчиво вмешивались в дела церковной жизни, даже в таинства рукоположения священников и епископов». Далее он описывает, как вербовали его самого: «Эта опасность коснулась и меня. В 1957 году меня вызвали в КГБ. Было это перед всемирным фестивалем молодёжи в Москве. И вот работник, не знаю, какого чина в штатском, спрашивает, хотел бы я побывать на московском фестивале. - Да ведь это дело светское, - отвечаю, - а я – священник. - Там будут и служители культа, это политика. Разумеется, вас пошлёт Епархия, всё как положено. - Я молчу. - А нам вы будете давать информацию: кто из священников встречался с иностранцами. Всё. Больше ничего от вас не требуется. - Непосильная для меня задача, - говорю. - Отчего же непосильная? - Память у меня плохая. - А почему вы отказываетесь? О Вашем сотрудничестве с нами никто никогда не узнает. Но я твёрдо, хотя и без вызова, отказался. После этого меня в течение многих лет не включали ни в одну делегацию священников, отправляющихся за рубеж». Теперь посмотрим, что пишут об этом периоде в официальной биографии Ридигера: С мая 1945 года по октябрь 1946 года служил алтарником и ризничим Александро-Невского собора, с 1946 года служил псаломщиком в Симеоновской, а с 1947 года — в Казанской церкви города Таллина. В 1947 году, со второй попытки, поступил в Ленинградскую духовную семинарию, а окончив её в 1949, стал студентом Духовной академии в Ленинграде. Согласно публикации исследования «коллектива авторов» Е.В. Комаровым сотрудником Московской Патриархии в 1987—1995, 11 апреля 1950 года, в Светлый Вторник, студент 1-го курса Академии Алексей Ридигер венчался браком с Верой Георгиевной Алексеевой (Мянник по второму мужу), дочерью о. Георг