Пятница, 08 Ноя 2024, 23:39
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Без рубрики [124]
Миниатюры [231]
Сентиментальная [26]
Юмористическая [42]
Фантастика [0]
Ироническая [0]
Рассказы [158]
Статьи [234]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51642


Онлайн всего: 114
Гостей: 114
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Проза » Статьи

Ну, и кто сильнее трёх евреев?
НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 12988 ГОЛОСОВАТЬ!

…В Хайфе я живу в нижней части города, а любимая синагога находится на знаменитой горе Кармель. Домой (более часа) всегда возвращаюсь пешком. После молитвы, под гору, прекрасно и дышится, и думается.
-Адон! (господин – евр) Извините, у меня кончились деньги, а до дома добираться - не близко. Дайте, пожалуйста, пару шекелей на автобус, - обратился ко мне на чистом русском молодой человек при галстуке.
-Что за вопрос, возьмите, ведь в жизни всё бывает!
Через минутку – мысль: «Лох! Сегодня вечером уже начался шаббат, автобусы не ходят! И в какой раз вешают спагетти на твои еврейские уши?»...
Есть ли нищие в Израиле, и, в частности, в Хайфе?
Да. Например, в подземном переходе на центральной улице – двое, один играет на электропиано и поёт; метрах в двухстах от них, у сигнала светофора, «передвижной» чуть согбенный муж с ручным синтезатором просит у водителей авто; против главпочтамта – ещё один. Думаю, что в сумме десяток-другой на 270 тыс. жителей – насобирается.
К слову, через пару месяцев после указанного случая днём, в будний день, услышал: «Адон.. помогите… на проезд…» Передо мной стоял «старый знакомый». Я внимательно присмотрелся – да, следы наркоты – налицо...
Приехав в Обетованную на ПМЖ, как и все, начал изучать иврит в ульпане. После первого занятия ко мне обратился сосед по парте: «Пошли, пообедаем. Рядом – столовая, за два шекеля сытно покушаешь».
-Ты чё, так дёшево (4 шек = 1 долл) – не бывает!
-Давай, проверишь.
И действительно – чистенькое помещение, хлеб на столах, обед из трёх блюд, на второе обязательно очень приличный кус мяса с гарниром. Так как на стене большой портрет Любавического Ребе, пища, естественно, кошерная.
Всё – класс. Удручает только одно – у некоторых посетителей на лицах отражены следы употребления нерекомендуемого.
(Позже узнал, что в Тель-Авиве еда в аналогичном общепите обходится всего в один шекель, а совсем недавно в Хайфе появились две бесплатных столовых - на ул. Рафаэль 1 и ул. Михаэль 41…)
Вы знаете, как питаются в Израильских тюрьмах? А в кииле, где за бесплатно лечат наркоманов? Мясо, фрукты, овощи – ежедневно!
Когда-то в Рязани «прожил» трое суток в КПЗ (камера предварительного заключения). И как там «кормили»? Утром на день – три кусочка хлеба и горка сахарку – ложки две, плюс кружка темноватого кипятка, именуемого чаем, днём – щи (жиденький супчик с капустой и картохой) да каша, вечером – ещё один стаканчик «чая». Хлеб и сахар уничтожаешь утром, поэтому вечером – просто кипяточек. Очевидно, в матушке России хорошо знают, что на ночь кушать – вредно-с.
Так как я попал случайно (мои пижонские усики и короткое коричневое пальто совпадали с приметами разыскиваемого воришки), то с удовольствием вспоминаю этот случай. А как тем, для кого КПЗ – нормальное явление?...
В Израиле нынче умереть с голода просто невозможно. Сразу попадёшь в книгу достижений товарища Гиннесса.
Всегда ли так было?
Посмотрим на 2000 лет назад.
Обескровленная Иудея – под римлянами. Голод. Очень многие ели мясо только по праздникам.
Нищих – навалом. Безработица. Ежели, к примеру, муж выгнал жену, а в отчий дом по каким-либо причинам возврата нет, то спасение – только в проституции. А коли телом не вышла?...
Господь знал, насколько многоступенчат, сложен и тяжёл будет путь его Сына – первенца, поэтому в Святой Торе предусмотрены все варианты – что делать. А вот когда и как – вопрос другой и очень серьёзный...
Итак - принцип – помоги нуждающемуся - в ТаНаХе констатируется чётко и однозначно, от главного указания «Возлюби ближнего как самого себя» [1], и различных вариантов помощи продуктами питания [2], до выдачи денежной ссуды [3].
Также Тора напоминает: «К концу семи лет установи отпущение. И вот в чём заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога») [4].
По расчётам наших мудрецов недавно закончился год прощения долгов (шмиты) – 5768-й (2007-2008).
Итак, если Изя занял у Нохума сто шекелей, то по завершению последнего дня 5768 года долг автоматически аннулируется.
Что получалось в те времена, когда ещё подавляющее большинство нас, евреев, несмотря на колоссальные трудности, старалось жить по указаниям раввинов?
-Взаймы давали своему родственнику и вообще еврею?
-Конечно - да.
Но вполне закономерно, что с приближением года шмиты резко возрастала вероятность того, что можно и не получить назад свои деньги.
И, вполне понятно, что по разным поводам и причинам в это время деньги в долг старались не давать.
Кто страдал от этого?
Конечно, в первую очередь - голодные. Но, не исключено, что хотя с еврея брать проценты категорически запрещалось [5], многие богатые находили обходные пути для получения прибыли, ведь, например, ежели бедный «от чистого сердца» помогает имущему или его родственнику выполнить за бесплатно какую-нибудь работу – какой же это грех?
Значит, и обеспеченным было невыгодно указание Торы.
Мы сильны тем, что в подавляющем большинстве случаев можем эксклюзивно думать. И - придумали.
Да, Нохум у Изи получить долг в год Шмиты и позже, в соответствии с указанием Торы - не имеет права. Но он может поручить кому-то, (вполне естественно, суду) забрать деньги у должника.
Для этого достаточно попросить трёх религиозных евреев, чтобы они образовали для него раввинский суд.
А как же запрет Торы?
А всё – по Торе! Вспомним, она вещает: «не сжимай руки твоей перед братом твоим».
НО У СУДА НЕТ НИ РУК, НИ БРАТЬЕВ! ОН – БЕСТЕЛЕСЕН! Вот Вам и вся любовь - к ближнему, Торе, Богу!
Так мы в древности, используя Сангедрин, «обошли» одно из указаний Святой Книги. Да, действительно, «нормальные герои всегда идут в обход»!
И это - несмотря на множество указаний Моисея о том, что в Тору нельзя вносить никаких изменений [6] и предупреждений о наказании [7]!
Сие «мероприятие» назвали прозболом.
Талмуд (5 век) узаконил его [8].
Естественно, что и свод еврейских законов «Шульхан Арух», (16 век) не стал на стражу Торы, как и краткий свод законов «Кицур Шульхан Арух» [9], появившийся всего полторы сотни лет назад.
Не правда ли – странно, ведь Сангедрин, Верховный суд раввинов, существует для того, чтобы соблюдать законы Торы!
И кто же конкретный идеолог?
По прошествии более 1000 лет со дня дарования Торы главой Суда Справедливости был назначен один великий еврей. Гиллель. И это он нашёл обходной вариант!
…И всё же – что-то гложет. Ведь не мог же он просто так, используя служебное положение...
А ежели война, стихийные бедствия, экономические кризисы? Они же изменяют условия жизни людей, и значительно возрастает угроза смерти.
И – вообще, чисто юридически, имел ли право наш Высший Суд на земле – далее звучит кощунственно - вносить корректировки в Святую Тору, т.е. в указания Верховного Судьи - Всевышнего?
Да, таки имел. «В исключительных обстоятельствах Тора наделяла пророков, мудрецов правом принимать решения, противоречащие Синайскому Закону» [10].
Но когда ЧП кончается, как правило, в жизни всё возвращается на круги своя.
Не мог же Гиллель считать, что голод в Обетованной - вечен, ибо Тора говорит о будущем: «Не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Бог в стране, которую Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел» [11].
А ежели это так, то обсуждаемое решение не может быть бессрочным.
Известно, что «в некоторых случаях мудрецы, принимая новый указ, заранее оговаривали, что при изменении обстоятельств он может быть отменен, и этот закон автоматически прекращал действовать без вмешательства бейт дина» [10].
Сознательно ли наш великий предшественник опустил «срок действия», или ошибся, сегодня не определит никто.
В Святой Книге нет ничего лишнего. И нет мелких вопросов. Ведь мы – народ, которому Творец доверил нести слово Истины всем людям земли. А для этого необходимо быть кристально чистыми, в первую очередь, нам самим.
Приведу жёсткий пример.
После того, как при попустительстве Аарона был вылит золотой телец (бык, которому поклонялись язычники), последовала команда вернувшегося от Творца Моисея: шашки – наголо. «Пусть каждый убьёт своего брата, и своего друга, и своего близкого, если тот преступник» [12].
Сразу же в бой бросились левиты. И кого они уничтожили первыми? Левитов, своих братьев, изменивших идеологии Творца. Т.е. самые страшные из врагов – те, кто с нами, внутри нас. Внешние враги – виднее и менее опасны. Да и когда бьют по физиономии – хоть и больно, но понятно; а вот ежели – в спину, то и опасней, и обидней…
Время диктует: одно было верно, а другое – не совсем так. Элементы «не совсем так» нужно исправлять. При всём колоссальном уважении к нашему великому прошлому.
Тем более, что мировая структура помощи нуждающимся кардинально изменилась: существуют благотворительные фонды (наиболее мощный, на мой взгляд, - американский «Джойнт»), просто безвозмездно помогающие, в частности ежемесячно – старикам, вплоть до доставки пищи больным на дом.
Наша история – фундамент жизни. И он должен быть безупречен. А некорректные элементы национальной юности (а они были, ибо «сказал Господь – помысел сердца человека зол от молодости его» [13]), необходимо искоренять.
Спокойно, без шума и громких дебатов. Ведь многое, и прозбол в том числе – понятия предельно ясные.
И что мешает?
-Шея. С нею у нас не всё в порядке. Это явление жестоковыйностью именуется, любимые евреи.
Сколько же можно жить по принципу: партия - сказала, комсомол – откозырял, т.е. древние решения остались навсегда?
Недруги иудаизма нынче внимательно изучают не только Тору, но и наши традиции. Ведь чтобы победить придуманного врага, им необходимо знать его оружие! Поэтому и возникли всякие кураевы – умные, грамотные, скользкие, перевирающие, берущие на вооружение неверные толкования, выдумки, и использующие любой повод, чтобы как-то облить нас духовной грязью. В результате появляются даже «судебные иски», например, требующие запретить Талмуд и «Кицур шулхан арух» (!), т.к. в них умудряются «найти» непорядочное, вплоть до еврейского национализма.
И поэтому мы должны исключительно щепетильно относиться ко всем постулатам Торы. Ведь ежели мы не аннулируем самые мелкие «ошибки нашей молодости», то нам всегда будут тыкать – вы, евреи, сами нарушаете свои религиозные ценности, даже по отношению к своим. Так как же к нам, чужим? Конечно, намного хуже.
Получается, что этой проблемой нелюбовь к евреям, грубо говоря, как-бы «подпитывается» нами самими.
И ещё. ГИЛЛЕЛЬ ВЕЛИК, И С ПРОЗБОЛОМ, И БЕЗ НЕГО. И даже, если допустить, что этот Человек в каких-то деталях ошибся, стараясь сделать лучше именно в тот период времени, когда основная масса евреев жила впроголодь, - не нам Его судить.
В любой системе управления, законодательстве, в том числе и религиозном, всё должно своевременно доводиться до логического конца.
Поэтому исправлять временные отклонения, коль это возможно, - просто необходимо, ибо, законсервировавшись, мы свершаем духовный грех.
А зачем нам это надо?...

PS1. Допустим – таки да, таки случилось невероятное и сегодняшние умы согласились – пришла пора отменить прозбол!
И кто рискнёт? Ведь идти против великого Гиллеля мог только Шаммай, но он, к сожалению, пока ещё не воскрес.
По идее – глава нынешнего бейт дина, раввин Адин Штейнзальц.
А имеет ли он вместе со своим Сангедрином такое право?
«Когда бейт дин выносил решение по какому-то алахическому вопросу, это решение становилось частью Устного Закона, и ни один последующий бейт дин не мог отменить его, "если он не превосходил (прежних судей) мудростью и числом» [10].
Ну, с числом – понятно: т.к. Сангедрин состоял из 71 члена, то, учитывая различные мнения мудрецов [10], возьмём за основу наиболее логичный из них постулат Рамбама – большим количеством.
А как - с умом?
Господь постоянно открывает нам новые горизонты как в духовном, так и в науке, искусстве, технике. Естественно, что раввины сегодняшнего дня по своему уровню, как минимум, не уступают мудрецам древности.
Казалось бы, здесь проблем нет…
Но есть параметр, по которому никто из сегодняшних самых-самых не сравниться с некоторыми нашими предшественниками. «В качестве примера Талмуд берет Сангедрин города Бейтара, в состав которого во 2-м веке входили величайшие Учителя Мишны - раби Элиэзер, раби Иегошуа и раби Акива. И все они знали по 70 языков. В результате многочисленных споров было принято галахическое постановление – достаточно двух судей, знающих 70 языков» [14].
А нынешние раввины даже не знают, что же это были за языки! [15]. Ведь сегодня «коренных» языков в мире – более 5000, а всех – около 7000! [16].
Но сие ещё не всё! Каждый судья должен быть знаком с приемами магии, которые «позволят ему нейтрализовать парапсихологическое и надматериальное воздействие на свидетелей»! [14].
И что делать?
Думаю, выход единственный – наконец-то признать, (а аналогичные мысли высказывались в разные времена многими уважаемыми евреями [17]), что в Талмуд с благороднейшими целями были вкраплены элементы сознательно придуманного. Они поучительны, интересны, и очень важно - заставляют нас рассуждать и дискутировать. Естественно – за круглым столом.
Как и сказки, они – увлекательны и зачастую – иносказательны! А сказка не только учит доброму, вечному, прекрасному, но может стать и былью!
Только всему – своё время…

PS2. Когда произойдёт вышесказанное (не сегодня, так «завтра» - но обязательно), сразу же параллельно встанет масса нерешённых вопросов. Например, - а как же формально быть с многоженством? Ведь рабби Гершом, количественно сравнявший в законном браке оба пола в 10 веке, знал, что, с одной стороны, Тора говорит - «оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей» [18], (т.е. к одной, единственной), а с другой – все наши праотцы имели по несколько жен, и Творец по этому поводу просто предупредил, что царь не должен иметь много коней и жен [19], а, естественно, все остальные – кто сколько может. Сангедрин в это время вообще не функционировал, и рав сделал все правильно – вероятно, пригласил ещё двух евреев для соблюдения установленных правил и определил срок запрета – 1000 лет, (может быть, потому, что царь Давид вещал о Творце: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний» [20]). Они действительно пролетели, как один миг. Т.е. введенный р.Гершомом закон автоматически прекратил своё действие, и вновь вступил в силу разрешающий постулат Торы!
Итак, чисто формально, для верующих евреев Израиля вновь пришла эра реализации существования гарема. И наступило равенство с сефардами, проживающими в арабских странах, которым разрешено иметь 4 жены; вернее – опять неравенство, но наоборот, ибо израильтяне получили преимущество, т.к., при всём уважении, для нас мусульманские ограничения четвёркой – не указ.
В Х веке функционировал Юлианский календарь, введённый в 45 году до н.э. римским императором Юлием Цезарем. Ну, уж от римлян, этих язычников, мы в своё время натерпелись! А раввины всех поколений чётко знали, что у многобожников ничего нельзя перенимать…
С учётом этого, существует реальная версия [21], что р.Гершом отменил многоженство не на 1000 лет, а до конца тысячелетия (естественно, по еврейскому календарю), а оно закончилось примерно в 1240-м…
И что же делать?
По идее разума, сегодня наш Сангедрин должен продлить срок действия постановления р. Гершома ещё хотя бы на один Божий день, а далее поживём - увидим.
Повторяю – несмотря на возражения многих уважаемых евреев, как обсуждаемые, так и некоторые другие элементы Галахи будут меняться, ибо РАЗВИТИЕ – БЕСКОНЕЧНО, А БОГ – РАЗУМНОЕ ПОСТОЯНСТВО, НО НЕ ЗАСТОЙ…

Литература:
[1] Тора, книга Ваикра (19:18).
[2] Тора, книги: Ваикра (19:9,10; 23:22; 25:35); Дварим (23:24; 24:19-21). ТаНаХ: Мишлей (22:9); Книга пророка Исаии (58:7) и др.
[3] Тора, книга Дварим (15:7–8): «Если же будет у тебя нищий из братьев твоих... то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрой ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его...»
[4] Тора, книга Дварим (15:1,2).
[5] Тора, книги: Шмот (22:24), Ваикра (25:36), Дварим (23:20).
[6] Тора, книга Дварим (4:2) «Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога», а также Дварим (5:32, 6:17, 7:11, 8:1, 8:6, 12:32, 13:1, 28:13,14).
[7] Тора, книга Дварим (30:15,16) «Предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его», а также Дварим (11:26, 28:2, 30:19).
[8] Талмуд, пер. Н.Переферковича, том 1, Трактат «Шевиит», стр. 224.
[9] Рав Шломо Ганцфрид «Кицур Шульхан Арух», глава 180, стр. 499, перевод под редакцией Л.Городецкого, Москва 2006.
[10] Хаим Шиммель «Истоки Устного Закона. Воля Б-га, суда и народа» со ссылками на: Хидушей Меири, Авода зара 36а; При хадаш, Йорэ дэа 116; Эдуйот (1:5); Рамбам, Мамрим (2:2). #1
[11] Тора, книга Дварим (15:4).
[12] Тора, книга Шмот (32:26-28).
[13] Тора, книга «Брейшит (8:21).
[14] Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин, лист 17, комм. Элиягу Эссас.
[15] Вопрос раву Лайтману: «Рав! Есть ли описание 70-ти народов мира - 70-ти желаний? Или это до махсома - абстракция?» Ответ: «И после махсома это раскрывается, как духовные корни, постепенно. Описать это невозможно, потому что нет в вас адекватных ощущений. 70 народов мира - надо брать в кавычки, потому что это определение, категория, а не существующее».
[16] Послание Коитиро Мацууры, Генерального директора ЮНЕСКО, 9 августа 2008,
[17] Раввин Григорий Котляр «От религиозных реформ к сионизму». Альманах Е.Берковича "Еврейская Старина", № 5(52), 2007 г.
[18] Тора, книга Брейшит (2:24).
[19] Тора, книга Дварим (17:16-18).
[20] ТаНаХ, Тегилим (90:4).
[21] Рав Зеев Дашевский «Законы семьи» .

Владимир Леви
Хайфа, апрель 2009
lvs@bezeqint.net

Все тексты автора Владимир Леви
Категория: Статьи | Добавил: Lerka (17 Ноя 2012)
Просмотров: 382 | Рейтинг: 1.0/ 5 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
08 Ноя 2024
23:39


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz