НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 12988 ГОЛОСОВАТЬ!
…В Хайфе я живу в нижней части города, а любимая синагога находится на знаменитой горе Кармель. Домой (более часа) всегда возвращаюсь пешком. После молитвы, под гору, прекрасно и дышится, и думается. -Адон! (господин – евр) Извините, у меня кончились деньги, а до дома добираться - не близко. Дайте, пожалуйста, пару шекелей на автобус, - обратился ко мне на чистом русском молодой человек при галстуке. -Что за вопрос, возьмите, ведь в жизни всё бывает! Через минутку – мысль: «Лох! Сегодня вечером уже начался шаббат, автобусы не ходят! И в какой раз вешают спагетти на твои еврейские уши?»... Есть ли нищие в Израиле, и, в частности, в Хайфе? Да. Например, в подземном переходе на центральной улице – двое, один играет на электропиано и поёт; метрах в двухстах от них, у сигнала светофора, «передвижной» чуть согбенный муж с ручным синтезатором просит у водителей авто; против главпочтамта – ещё один. Думаю, что в сумме десяток-другой на 270 тыс. жителей – насобирается. К слову, через пару месяцев после указанного случая днём, в будний день, услышал: «Адон.. помогите… на проезд…» Передо мной стоял «старый знакомый». Я внимательно присмотрелся – да, следы наркоты – налицо... Приехав в Обетованную на ПМЖ, как и все, начал изучать иврит в ульпане. После первого занятия ко мне обратился сосед по парте: «Пошли, пообедаем. Рядом – столовая, за два шекеля сытно покушаешь». -Ты чё, так дёшево (4 шек = 1 долл) – не бывает! -Давай, проверишь. И действительно – чистенькое помещение, хлеб на столах, обед из трёх блюд, на второе обязательно очень приличный кус мяса с гарниром. Так как на стене большой портрет Любавического Ребе, пища, естественно, кошерная. Всё – класс. Удручает только одно – у некоторых посетителей на лицах отражены следы употребления нерекомендуемого. (Позже узнал, что в Тель-Авиве еда в аналогичном общепите обходится всего в один шекель, а совсем недавно в Хайфе появились две бесплатных столовых - на ул. Рафаэль 1 и ул. Михаэль 41…) Вы знаете, как питаются в Израильских тюрьмах? А в кииле, где за бесплатно лечат наркоманов? Мясо, фрукты, овощи – ежедневно! Когда-то в Рязани «прожил» трое суток в КПЗ (камера предварительного заключения). И как там «кормили»? Утром на день – три кусочка хлеба и горка сахарку – ложки две, плюс кружка темноватого кипятка, именуемого чаем, днём – щи (жиденький супчик с капустой и картохой) да каша, вечером – ещё один стаканчик «чая». Хлеб и сахар уничтожаешь утром, поэтому вечером – просто кипяточек. Очевидно, в матушке России хорошо знают, что на ночь кушать – вредно-с. Так как я попал случайно (мои пижонские усики и короткое коричневое пальто совпадали с приметами разыскиваемого воришки), то с удовольствием вспоминаю этот случай. А как тем, для кого КПЗ – нормальное явление?... В Израиле нынче умереть с голода просто невозможно. Сразу попадёшь в книгу достижений товарища Гиннесса. Всегда ли так было? Посмотрим на 2000 лет назад. Обескровленная Иудея – под римлянами. Голод. Очень многие ели мясо только по праздникам. Нищих – навалом. Безработица. Ежели, к примеру, муж выгнал жену, а в отчий дом по каким-либо причинам возврата нет, то спасение – только в проституции. А коли телом не вышла?... Господь знал, насколько многоступенчат, сложен и тяжёл будет путь его Сына – первенца, поэтому в Святой Торе предусмотрены все варианты – что делать. А вот когда и как – вопрос другой и очень серьёзный... Итак - принцип – помоги нуждающемуся - в ТаНаХе констатируется чётко и однозначно, от главного указания «Возлюби ближнего как самого себя» [1], и различных вариантов помощи продуктами питания [2], до выдачи денежной ссуды [3]. Также Тора напоминает: «К концу семи лет установи отпущение. И вот в чём заключается отпущение: пусть каждый заимодавец простит долг ближнему своему и не притесняет ближнего своего и брата своего, когда объявлено отпущение от Бога») [4]. По расчётам наших мудрецов недавно закончился год прощения долгов (шмиты) – 5768-й (2007-2008). Итак, если Изя занял у Нохума сто шекелей, то по завершению последнего дня 5768 года долг автоматически аннулируется. Что получалось в те времена, когда ещё подавляющее большинство нас, евреев, несмотря на колоссальные трудности, старалось жить по указаниям раввинов? -Взаймы давали своему родственнику и вообще еврею? -Конечно - да. Но вполне закономерно, что с приближением года шмиты резко возрастала вероятность того, что можно и не получить назад свои деньги. И, вполне понятно, что по разным поводам и причинам в это время деньги в долг старались не давать. Кто страдал от этого? Конечно, в первую очередь - голодные. Но, не исключено, что хотя с еврея брать проценты категорически запрещалось [5], многие богатые находили обходные пути для получения прибыли, ведь, например, ежели бедный «от чистого сердца» помогает имущему или его родственнику выполнить за бесплатно какую-нибудь работу – какой же это грех? Значит, и обеспеченным было невыгодно указание Торы. Мы сильны тем, что в подавляющем большинстве случаев можем эксклюзивно думать. И - придумали. Да, Нохум у Изи получить долг в год Шмиты и позже, в соответствии с указанием Торы - не имеет права. Но он может поручить кому-то, (вполне естественно, суду) забрать деньги у должника. Для этого достаточно попросить трёх религиозных евреев, чтобы они образовали для него раввинский суд. А как же запрет Торы? А всё – по Торе! Вспомним, она вещает: «не сжимай руки твоей перед братом твоим». НО У СУДА НЕТ НИ РУК, НИ БРАТЬЕВ! ОН – БЕСТЕЛЕСЕН! Вот Вам и вся любовь - к ближнему, Торе, Богу! Так мы в древности, используя Сангедрин, «обошли» одно из указаний Святой Книги. Да, действительно, «нормальные герои всегда идут в обход»! И это - несмотря на множество указаний Моисея о том, что в Тору нельзя вносить никаких изменений [6] и предупреждений о наказании [7]! Сие «мероприятие» назвали прозболом. Талмуд (5 век) узаконил его [8]. Естественно, что и свод еврейских законов «Шульхан Арух», (16 век) не стал на стражу Торы, как и краткий свод законов «Кицур Шульхан Арух» [9], появившийся всего полторы сотни лет назад. Не правда ли – странно, ведь Сангедрин, Верховный суд раввинов, существует для того, чтобы соблюдать законы Торы! И кто же конкретный идеолог? По прошествии более 1000 лет со дня дарования Торы главой Суда Справедливости был назначен один великий еврей. Гиллель. И это он нашёл обходной вариант! …И всё же – что-то гложет. Ведь не мог же он просто так, используя служебное положение... А ежели война, стихийные бедствия, экономические кризисы? Они же изменяют условия жизни людей, и значительно возрастает угроза смерти. И – вообще, чисто юридически, имел ли право наш Высший Суд на земле – далее звучит кощунственно - вносить корректировки в Святую Тору, т.е. в указания Верховного Судьи - Всевышнего? Да, таки имел. «В исключительных обстоятельствах Тора наделяла пророков, мудрецов правом принимать решения, противоречащие Синайскому Закону» [10]. Но когда ЧП кончается, как правило, в жизни всё возвращается на круги своя. Не мог же Гиллель считать, что голод в Обетованной - вечен, ибо Тора говорит о будущем: «Не должно быть у тебя нищего, ибо благословит тебя Бог в стране, которую Бог, Всесильный твой, даёт тебе в удел» [11]. А ежели это так, то обсуждаемое решение не может быть бессрочным. Известно, что «в некоторых случаях мудрецы, принимая новый указ, заранее оговаривали, что при изменении обстоятельств он может быть отменен, и этот закон автоматически прекращал действовать без вмешательства бейт дина» [10]. Сознательно ли наш великий предшественник опустил «срок действия», или ошибся, сегодня не определит никто. В Святой Книге нет ничего лишнего. И нет мелких вопросов. Ведь мы – народ, которому Творец доверил нести слово Истины всем людям земли. А для этого необходимо быть кристально чистыми, в первую очередь, нам самим. Приведу жёсткий пример. После того, как при попустительстве Аарона был вылит золотой телец (бык, которому поклонялись язычники), последовала команда вернувшегося от Творца Моисея: шашки – наголо. «Пусть каждый убьёт своего брата, и своего друга, и своего близкого, если тот преступник» [12]. Сразу же в бой бросились левиты. И кого они уничтожили первыми? Левитов, своих братьев, изменивших идеологии Творца. Т.е. самые страшные из врагов – те, кто с нами, внутри нас. Внешние враги – виднее и менее опасны. Да и когда бьют по физиономии – хоть и больно, но понятно; а вот ежели – в спину, то и опасней, и обидней… Время диктует: одно было верно, а другое – не совсем так. Элементы «не совсем так» нужно исправлять. При всём колоссальном уважении к нашему великому прошлому. Тем более, что мировая структура помощи нуждающимся кардинально изменилась: существуют благотворительные фонды (наиболее мощный, на мой взгляд, - американский «Джойнт»), просто безвозмездно помогающие, в частности ежемесячно – старикам, вплоть до доставки пищи больным на дом. Наша история – фундамент жизни. И он должен быть безупречен. А некорректные элементы национальной юности (а они были, ибо «сказал Господь – помысел сердца человека зол от молодости его» [13]), необходимо искоренять. Спокойно, без шума и громких дебатов. Ведь многое, и прозбол в том числе – понятия предельно ясные. И что мешает? -Шея. С нею у нас не всё в порядке. Это явление жестоковыйностью именуется, любимые евреи. Сколько же можно жить по принципу: партия - сказала, комсомол – откозырял, т.е. древние решения остались навсегда? Недруги иудаизма нынче внимательно изучают не только Тору, но и наши традиции. Ведь чтобы победить придуманного врага, им необходимо знать его оружие! Поэтому и возникли всякие кураевы – умные, грамотные, скользкие, перевирающие, берущие на вооружение неверные толкования, выдумки, и использующие любой повод, чтобы как-то облить нас духовной грязью. В результате появляются даже «судебные иски», например, требующие запретить Талмуд и «Кицур шулхан арух» (!), т.к. в них умудряются «найти» непорядочное, вплоть до еврейского национализма. И поэтому мы должны исключительно щепетильно относиться ко всем постулатам Торы. Ведь ежели мы не аннулируем самые мелкие «ошибки нашей молодости», то нам всегда будут тыкать – вы, евреи, сами нарушаете свои религиозные ценности, даже по отношению к своим. Так как же к нам, чужим? Конечно, намного хуже. Получается, что этой проблемой нелюбовь к евреям, грубо говоря, как-бы «подпитывается» нами самими. И ещё. ГИЛЛЕЛЬ ВЕЛИК, И С ПРОЗБОЛОМ, И БЕЗ НЕГО. И даже, если допустить, что этот Человек в каких-то деталях ошибся, стараясь сделать лучше именно в тот период времени, когда основная масса евреев жила впроголодь, - не нам Его судить. В любой системе управления, законодательстве, в том числе и религиозном, всё должно своевременно доводиться до логического конца. Поэтому исправлять временные отклонения, коль это возможно, - просто необходимо, ибо, законсервировавшись, мы свершаем духовный грех. А зачем нам это надо?...
PS1. Допустим – таки да, таки случилось невероятное и сегодняшние умы согласились – пришла пора отменить прозбол! И кто рискнёт? Ведь идти против великого Гиллеля мог только Шаммай, но он, к сожалению, пока ещё не воскрес. По идее – глава нынешнего бейт дина, раввин Адин Штейнзальц. А имеет ли он вместе со своим Сангедрином такое право? «Когда бейт дин выносил решение по какому-то алахическому вопросу, это решение становилось частью Устного Закона, и ни один последующий бейт дин не мог отменить его, "если он не превосходил (прежних судей) мудростью и числом» [10]. Ну, с числом – понятно: т.к. Сангедрин состоял из 71 члена, то, учитывая различные мнения мудрецов [10], возьмём за основу наиболее логичный из них постулат Рамбама – большим количеством. А как - с умом? Господь постоянно открывает нам новые горизонты как в духовном, так и в науке, искусстве, технике. Естественно, что раввины сегодняшнего дня по своему уровню, как минимум, не уступают мудрецам древности. Казалось бы, здесь проблем нет… Но есть параметр, по которому никто из сегодняшних самых-самых не сравниться с некоторыми нашими предшественниками. «В качестве примера Талмуд берет Сангедрин города Бейтара, в состав которого во 2-м веке входили величайшие Учителя Мишны - раби Элиэзер, раби Иегошуа и раби Акива. И все они знали по 70 языков. В результате многочисленных споров было принято галахическое постановление – достаточно двух судей, знающих 70 языков» [14]. А нынешние раввины даже не знают, что же это были за языки! [15]. Ведь сегодня «коренных» языков в мире – более 5000, а всех – около 7000! [16]. Но сие ещё не всё! Каждый судья должен быть знаком с приемами магии, которые «позволят ему нейтрализовать парапсихологическое и надматериальное воздействие на свидетелей»! [14]. И что делать? Думаю, выход единственный – наконец-то признать, (а аналогичные мысли высказывались в разные времена многими уважаемыми евреями [17]), что в Талмуд с благороднейшими целями были вкраплены элементы сознательно придуманного. Они поучительны, интересны, и очень важно - заставляют нас рассуждать и дискутировать. Естественно – за круглым столом. Как и сказки, они – увлекательны и зачастую – иносказательны! А сказка не только учит доброму, вечному, прекрасному, но может стать и былью! Только всему – своё время…
PS2. Когда произойдёт вышесказанное (не сегодня, так «завтра» - но обязательно), сразу же параллельно встанет масса нерешённых вопросов. Например, - а как же формально быть с многоженством? Ведь рабби Гершом, количественно сравнявший в законном браке оба пола в 10 веке, знал, что, с одной стороны, Тора говорит - «оставит мужчина отца и мать и прилепится к жене своей» [18], (т.е. к одной, единственной), а с другой – все наши праотцы имели по несколько жен, и Творец по этому поводу просто предупредил, что царь не должен иметь много коней и жен [19], а, естественно, все остальные – кто сколько может. Сангедрин в это время вообще не функционировал, и рав сделал все правильно – вероятно, пригласил ещё двух евреев для соблюдения установленных правил и определил срок запрета – 1000 лет, (может быть, потому, что царь Давид вещал о Творце: «Ибо тысяча лет в глазах Твоих, как день вчерашний» [20]). Они действительно пролетели, как один миг. Т.е. введенный р.Гершомом закон автоматически прекратил своё действие, и вновь вступил в силу разрешающий постулат Торы! Итак, чисто формально, для верующих евреев Израиля вновь пришла эра реализации существования гарема. И наступило равенство с сефардами, проживающими в арабских странах, которым разрешено иметь 4 жены; вернее – опять неравенство, но наоборот, ибо израильтяне получили преимущество, т.к., при всём уважении, для нас мусульманские ограничения четвёркой – не указ. В Х веке функционировал Юлианский календарь, введённый в 45 году до н.э. римским императором Юлием Цезарем. Ну, уж от римлян, этих язычников, мы в своё время натерпелись! А раввины всех поколений чётко знали, что у многобожников ничего нельзя перенимать… С учётом этого, существует реальная версия [21], что р.Гершом отменил многоженство не на 1000 лет, а до конца тысячелетия (естественно, по еврейскому календарю), а оно закончилось примерно в 1240-м… И что же делать? По идее разума, сегодня наш Сангедрин должен продлить срок действия постановления р. Гершома ещё хотя бы на один Божий день, а далее поживём - увидим. Повторяю – несмотря на возражения многих уважаемых евреев, как обсуждаемые, так и некоторые другие элементы Галахи будут меняться, ибо РАЗВИТИЕ – БЕСКОНЕЧНО, А БОГ – РАЗУМНОЕ ПОСТОЯНСТВО, НО НЕ ЗАСТОЙ…
Литература: [1] Тора, книга Ваикра (19:18). [2] Тора, книги: Ваикра (19:9,10; 23:22; 25:35); Дварим (23:24; 24:19-21). ТаНаХ: Мишлей (22:9); Книга пророка Исаии (58:7) и др. [3] Тора, книга Дварим (15:7–8): «Если же будет у тебя нищий из братьев твоих... то не ожесточай сердца своего и не сжимай руки твоей перед братом твоим нищим, но раскрой ему руку свою и давай ему взаймы по мере нужды его...» [4] Тора, книга Дварим (15:1,2). [5] Тора, книги: Шмот (22:24), Ваикра (25:36), Дварим (23:20). [6] Тора, книга Дварим (4:2) «Не прибавляйте к тому, что я повелеваю вам, и не убавляйте от этого, чтобы соблюдать заповеди Бога», а также Дварим (5:32, 6:17, 7:11, 8:1, 8:6, 12:32, 13:1, 28:13,14). [7] Тора, книга Дварим (30:15,16) «Предложил я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло, ибо заповедую я тебе сегодня любить Бога, Всесильного твоего, идти путями Его, и соблюдать заповеди Его, и установления Его, и законы Его», а также Дварим (11:26, 28:2, 30:19). [8] Талмуд, пер. Н.Переферковича, том 1, Трактат «Шевиит», стр. 224. [9] Рав Шломо Ганцфрид «Кицур Шульхан Арух», глава 180, стр. 499, перевод под редакцией Л.Городецкого, Москва 2006. [10] Хаим Шиммель «Истоки Устного Закона. Воля Б-га, суда и народа» со ссылками на: Хидушей Меири, Авода зара 36а; При хадаш, Йорэ дэа 116; Эдуйот (1:5); Рамбам, Мамрим (2:2). #1 [11] Тора, книга Дварим (15:4). [12] Тора, книга Шмот (32:26-28). [13] Тора, книга «Брейшит (8:21). [14] Вавилонский Талмуд, трактат Сангедрин, лист 17, комм. Элиягу Эссас. [15] Вопрос раву Лайтману: «Рав! Есть ли описание 70-ти народов мира - 70-ти желаний? Или это до махсома - абстракция?» Ответ: «И после махсома это раскрывается, как духовные корни, постепенно. Описать это невозможно, потому что нет в вас адекватных ощущений. 70 народов мира - надо брать в кавычки, потому что это определение, категория, а не существующее». [16] Послание Коитиро Мацууры, Генерального директора ЮНЕСКО, 9 августа 2008, [17] Раввин Григорий Котляр «От религиозных реформ к сионизму». Альманах Е.Берковича "Еврейская Старина", № 5(52), 2007 г. [18] Тора, книга Брейшит (2:24). [19] Тора, книга Дварим (17:16-18). [20] ТаНаХ, Тегилим (90:4). [21] Рав Зеев Дашевский «Законы семьи» .