НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 13495 ГОЛОСОВАТЬ!
Древнегреческая скульптура Венеры Милосской (богини любви Афродиты) считается идеалом женской красоты, и является одной из самых известных скульптур Лувра.
По легенде, моделью для создания скульптуры послужила гетера Фрина – известная женщина лёгкого поведения. Вряд ли приличная гречанка осмелилась так позировать.
Женщины тщеславны. Стань выдающимся художником – и все женщины твои (если, конечно, у тебя есть не только слава, но и деньги). Известность притягивает как мотыльков огонь.
Говорят, что Венера – «тайна при ярком свете».
Почему эту скульптуру назвали именем богини любви? Потому что красота вызывает любовь? Или потому что красота символ совершенства?
Но что есть красота?
Красота вещь необъяснимая — как морозный узор на стеклах. Что делает красивыми снежные торосы: мастерская ветра или наше воображение? И почему они кажутся нам прекрасными? Только потому, что соответствуют нашим представлениям о совершенном?
Статуя Венеры Милосской была найдена в 1820 году на греческом острове Милосс (вернее, Мелос, – откуда и взялось её название) крестьянином Йоргосом Кентротасом во время работы в земле. Руки её были утрачены уже после находки. Владельцы острова турки хотели увезти статую к себе, а французы к себе. В результате посол Франции маркиз де Ривьев приобрёл Венеру Милосскую у турецкого правительства и подарил своему королю.
Статуя богини любви Афродиты сделана из белого мрамора и относится к середине II века до нашей эры. Поскольку база с подписью автора утрачена, вначале авторство приписывалось Праксителю (350 год до н.э.). Именно Пракситель первый создал скульптуру типа Афродиты Книдской (Венера стыдливая: богиня, придерживающая рукой упавшее одеяние). Возможно, автором Венеры Милосской является Агесандр или Александрос Антиохийский (около 130-100 до н.э.)
Понятия о красоте весьма условны. Где-то ценится естественность, а где-то подпиленные зубы и вытянутые шеи; кому-то нравится большой бюст, а кому-то маленькая женская грудь.
Наверное, скульптура самое сложное из искусств. Может ли камень выразить любовь, запечатлеть движение страсти?
Когда я смотрю на работу Огюста Родена «Вечная весна», то думаю, что может! Я ощущаю раскрытую камнем страсть в скульптуре «Ромео и Джульетта».
С детских лет, посещая Эрмитаж, я каждый раз захожу в зал, где выставлены работы Огюста Родена. Фотография скульптуры «Ромео и Джульетта» с детства висит в моей комнате, вдохновляя меня.
Почему сейчас не могут создать столь совершенных творений? Казалось бы, технологии более совершенны. Но разве можно сравнить «Медный всадник» с конной статуей Александра Невского напротив Александро-Невской лавры?! Значит, дело не в технологиях!..
Я не считаю правильным, когда о художнике говорят «он – гений». Правильнее говорить «его гений», как это делали древние римляне, полагая, что у каждого человека от рождения есть свой дух, у мужчин – «гений», у женщин – «юнона».
Я согласен с тем, что неверующий человек никогда не станет настоящим художником. Ведь главный вопрос – в источнике вдохновения. Только любовь может внушить вдохновение. «Любовь окрыляет» – так называется одна из скульптур Родена.
Отношения творца и модели (музы) всегда или почти всегда трагичны. Быть моделью, а тем более музой, не меньшее искусство, чем собственно творить. От модели иногда наполовину зависит что сотворит в конце концов художник. Причём художник всегда творит себя, как он видит, как он чувствует, это всегда его собственный портрет.
Флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо, заказавший портрет своей третьей жены Лизы у Леонардо да Винчи, отказался забирать готовую картину. Будто бы потому, что Мона Лиза оказалась беременна и у неё случился выкидыш. Зато Леонардо да Винчи считал «Джоконду» своим любимым творением, и никогда с ним не расставался.
Мне очень близка легенда о Пигмалионе, сотворившим свою Галатею, которая ожила от силы любви творца к своему творению.
Недавно я посмотрел на DVD фильм «Камилла Клодель» с Изабель Аджани в главной роли (в роли Огюста Родена снялся Жерар Депардье). Камилла Клодель была ученицей, помощницей и любовницей великого Родена, оставаясь при этом самобытным скульптором.
– Я хочу, чтобы ты делала то, что я тебе говорил.
– Хочешь, чтобы я делала по-твоему? У меня собственный путь, я имею на него право!
Может ли искусство свести с ума? Примеров тому множество. Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и множество других примеров, доказывающих, что гениальность и помешательство весьма близки.
Искусство – великая сила, оно может возвысить душу, но может её и разрушить, как это случилось с Камиллой Клодель: «дар, отпущенный ей природой, привёл её к несчастью».
Стоит ли творчество сумасшествия, как это случилось с Камиллой Клодель?
Женщина-скульптор всегда героиня.
«Ты скульптор, а не скульптура!»
«Вас высмеивают, потому что не могут уничтожить. Гений всегда пугает современников».
«Ваше творчество столь велико, что его не могут понять».
Одна моя знакомая закончила Академию художеств и стала скульптором. Это при том, что у неё была профнепригодность – аллергия на гипс (мел). Врачи и родные долго уговаривали её не поступать в Академию. Но она всё-таки поступила и закончила Академию художеств, несмотря на «профессиональную болезнь». Я был свидетелем, как она творила свой дипломный проект. Это был, без преувеличения, подвиг. В то время как её подружки занимались созданием семьи, она, преодолевая недуг, создавала произведение искусства.
Настоящее искусство всегда самопожертвование!
Но стоит ли искусство того, чтобы ради него жертвовать своей жизнью?
Для настоящих художников это не вопрос.
То, что искусство требует жертв, подтверждает опыт и другого выдающегося «сумасшедшего» – короля Баварии Людвига. Его желание поддерживать Рихарда Вагнера, а также строить великолепные дворцы, не захотели понять и объявили короля параноиком. В фильме Лукино Висконти «Людвиг» весьма убедительно доказывается: «гений – всегда чужой, потому что не такой как все».
Да, я чужой себе и людям, Странный — вот имя для меня. Я не приемлю серых буден и лжи с названием “семья”. Пусть замерзаю средь бездушья, из слез свою броню создав. В ней одиночества удушье, и задыхаюсь весь в слезах. Как мотылек, я засыпаю на холоде и на ветру, и очень скоро, точно знаю, без понимания умру. И если где-то в одночасье вдруг вспыхнет огонек любви, лечу к нему сквозь все ненастья, чтоб в пламени сгореть свечи. Но лучше ль жить так, замерзая, мне в одиночестве своем? Пусть лучше, к смерти подлетая, все лучшее в себе спасем. И вот несусь, куда не зная, чтоб в пламени любви сгореть. Пусть лучше буду жить мечтая, чем жить, чтоб только умереть. Я жить хочу, а это значит любить, страдать и всех прощать. Любовь меня всему научит — как крест нести и умирать». (из романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru
Сегодня художник думает не о том, сохранится ли его творение в вечности, а как бы денег побольше заработать. Потому и творения не переживают своих творцов.
Настоящее искусство творится бескорыстно. И хотя подчас за деньги, но НЕ РАДИ ДЕНЕГ!
Фактически речь идёт о смысле искусства. Является ли оно всего лишь развлечением для праздной толпы, или это средство постичь мир и сделать его лучше, очистить душу свою.
Искусство не самоцель! Оно лишь средство совершенствования души. Потому-то люди и посещают музеи, потому-то и любуются скульптурой.
Я не живописец, да и талантом скульптора не наделён, а потому, как Пигмалион Галатею, пытаюсь «лепить» свою Венеру из подвластного мне материала, создавая на видео свою богиню любви и красоты.
Мой видеоролик «Венера Милосская» можно посмотреть здесь:
Красота. Что делает с нами красота! Это не просто мечта, ищущая воплощения в любви, а нечто большее. Это напоминает гипноз, когда мы становимся пленниками собственного воображения и готовы, как лунатики, следовать за красотой повсюду, бежать за ней, в надежде поймать милостивый взгляд, делающий нас счастливыми. Когда глаза любуются очаровательной наружностью, воображение дорисовывает остальное, заставляя восхищаться носителем чуда.
Красота околдовывает, и мы, не замечая того, что скрыто за прекрасной оболочкой, добровольно отдаем себя в плен собственных иллюзий. Красота восхищает, возбуждая любовь, однако не она является символом совершенства. Не всякая красота истинна, но всякая истина прекрасна! Красота от Сатаны. От Бога — доброта! Да, именно доброта путь к Совершенству.» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте http://www.newruslit.nm.ru
P.S. Читайте и смотрите далее мои заметки с видеороликами о путешествии по Европе: «В Стокгольм за любовью», «Выходной в Хельсинки», «Музей Альфреда Нобеля», «Кому улыбается Джоконда», «Новая русская литература в Париже», «Лувр», «Странник в Париже», «На башне Эйфеля», «По каналам Амстердама», «В квартале красных фонарей», «Ночная прогулка по Сене», «Брюссель – муха в янтаре», «Люблю Любек», «Храмы Парижа», «Увидеть Антверпен», и другие.