НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 8881 ГОЛОСОВАТЬ!
КАК НОВАЯ КОПЕЙКА
Барух Ата Адонай
Элоhейну Мелех ha-Олам,
Ашер Кидшану бе-Мицвотав
ве-Цивану Аль ha-Твила.
(Благословен Ты,
Господи Боже наш,
Владыка вселенной,
освятивший нас Своими заповедями
и заповедавший совершать омовение)
Молитвенник «Труд души», стр.251
В 1945 –м (год Великой Победы над фашизмом) я поступил в 1-й класс 2-й средней школы г.Бердянска. На неделе, по несколько раз, учителя проверяли наши головы на предмет наличия вшей. Борьба с грязью была настолько серьёзной, что в процедуре поиска принимала участие даже директор школы Елена Дмитриевна Хоминская, фронтовичка, очень жёсткая, но справедливая женщина.
И хотя я очень неаккуратный и тяжело управляемый человек, у меня никогда не было этих зверьков. Мама ежедневно, перед сном, обмывала меня в тазике. О газе мы не знали, воду нагревали на печке, которую топили остродефицитным углём. Коричневое хозяйственное, с неважнецким душком мыло тоже было в дефиците, а запах туалетного мыла я познал намного позже. Бердянская вода – жесткая, плохо мылящаяся, была прекрасным дезинфицирующим средством, хотя волосы после неё никогда не были мягкими.
И хотя я рос в нерелигиозной семье, еврейские корни, в том числе – зов к чистоте, имеющий более глубокую, внутреннюю основу, стал неотъемлемой частью моей жизни...
Общеизвестно, что евреи – народ книги. Книга, Тора, неоднократно напоминает нам не только о соблюдении внутренней, душевной чистоты, но и о чистоте тела. Очевидно, что эти понятия взаимоувязаны...
Приведу несколько примеров.
Только после погружения в воды человек нееврей, пожелавший стать иудеем, получает соответствующий статус;
-различная ритуальная нечистота аннулируется омовением тела в воде:
-в Иерусалимском Храме священнослужители начинали службу личным омовением:
-перед субботой благоверный иудей осуществлял омовение тёплой водой рук и ног;
-омовение рук в суде – признак невиновности подозреваемого;
-перед едой – обязательное омовение рук и молитва;
-при входе в Иерусалимский Храм человек омывал ноги;
-перед дарованием Торы Господь приказал, чтобы весь народ свершил очищение (Шмот 19:10) - и т.д.
Несмотря на то, что вода – серьёзный дефицит для Земли Израиля, как наши предки, так и современные жители Святой Земли, соблюдают основные постулаты духовной и физической чистоты.
Ритуальное омовение иудеи осуществляют в микве.
ДВЕ ЛОЖКИ ДЁГТЯ
«Чтобы вам было понятна эта гадливость - давайте ознакомимся с иудейским обрядом омовения - миквой. Миква - это иудейская обрядовая баня. У всех народов есть свои бани, есть она и у иудеев. Раз в неделю каждый иудей обязан сделать святое омовение в микве. Миква представляет собою яму-резервуар около 100 кв. м, в котором вода по причине ее святости подолгу не меняется. Часто - месяцами. Каждый иудей должен погрузиться с головой в эту яму, наполненную застоявшейся вонючей водой, полной слизи от многочисленного погружения в нее немытых тел (женщины после месячных обязаны омыться в микве). Погружаться в эту жидкость необходимо голым с обязательным полосканием рта и глотком этой жидкости с целью внутреннего очищения. Место расположения такой миквы гойские жители обходили стороной, затыкая нос по причине невыносимой вони. Об антисанитарии и прямой угрозы заразы и говорить не приходится». l
<div style="text-align: center;"></div>
«По поводу миквы. В середине 90-х я две недели работал в харьковской хоральной синагоге, что ты думаешь я там делал? Мы заканчивали отделку миквы. Миква в синагоге находится в подвальном помещении, разделена на раздевалку и собственно микву, сама эта миква имеет размер приблизительно 2,5х2,5х1,5 в глубину. Скажу тебе честно, дышать там было трудно, это при том, что она была закрыта настилом. Я вначале думал, что у них прорвало канализационную трубу, сомнения развеялись, когда посреди рабочего дня к нам зашел раввин вместе с женщиной, у которой была перебинтована рука по локоть, попросил нас освободить помещение и закрыл за собой дверь на ключ. А теперь вопрос на засыпку ты хоть раз сам купался в микве? Мы пошли обедать, через 40 мин. пришли и отодвинули настил... Тут готов признаться, может мы поступили неправильно таким образом сунув свой нос не туда куда нужно, но ты можешь даже не уточнять с какой периодичностью там меняют воду, я тебе скажу её меняют ооочень редко» k_st/polemik/mikva1.htm
<div style="text-align: center;"></div>
УСТРОЙСТВО, ОРТОДОКСАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ «Ивритское слово миква означает «бассейн», «скопление» воды. Единственным местом в Торе, где миква называется своим именем, является следующий стих (Ваикра 11:36): «Только источник и яма, скопление воды, будут чистыми...» В Торе мы нигде не найдем конкретного описания миквы, нет в ней и указаний на ее использование.
А вот что о ней говорит Устная Тора. Существует шесть основных условий, которым должно отвечать некое скопление воды для того, чтобы оно могло получить статус миквы:
1. Миква должна быть наполнена водой. Никакая другая жидкость для миквы не подходит.
2. Миква должна быть встроенной в землю или являться частью здания, укрепленного на земле. Ее роль не может выполнять емкость, которую можно отсоединить и перенести в другое место - например, ванна, корыто, бочка и т.п.
3. Вода в микве не может быть проточной - перемещаться или течь. Вода должна стоять неподвижно, «скопившись» в одном месте; Единственным исключением из этого правила является естественный источник — ключ, родник — или река, воды которой берут свое начало из такого же источника.
4. Воду для заполнения миквы нельзя набирать или черпать. Другими словами, вода не может поступать в микву посредством прямого вмешательства человека.
5. Вода не может поступать в микву через предметы, подверженные загрязнению. По этой причине ее нельзя подавать через трубы или емкости, изготовленные из металла, глины или дерева.
6. Объем миквы должен быть не меньше 40 сеа — приблизительно 760 литров.
Рядом с миквой можно построить другой бассейн и соединить их, предусмотрев соответствующее отверстие. Как только воды двух бассейнов соприкоснутся, мы получим один бассейн; при этом будет считаться, что вода из второго бассейна «добавлена» в микву. В результате, второй бассейн тоже станет миквой.
Подобным способом строится большинство современных микв. Основная миква представляет собой маленький бассейн, называемый бор, или «яма». Он заполняется естественной (например, дождевой) водой и должен удовлетворять шести условиям, которые упоминались выше. Рядом с «ямой» помещают более крупный бассейн, соединенный с ней отверстием. Этот более крупный бассейн начинают заполнять обычной водопроводной водой. Как только уровень воды в нем подымется выше отверстия, считается, что оба бассейна соединились и теперь они рассматриваются как один бассейн. В этом случае второй бассейн тоже становится миквой, и именно в него будут совершать погружения» (Арье Каплан «Воды Эдена»).
Итак, по рабоче-крестьянски, создаётся ёмкость, в неё естественным образом (дождь, талый снег) попадает вода. Это миква де-юре. Рядом строится бассейн, искусственно заполняемый водопроводной водой человеком, миква де факто. Две емкости соединяются трубой диаметром 5-7 см. После соединения статус святости миквы де-юре передаётся бассейну де-факто.
Просто, ясно и понятно.
ВМЕШАТЕЛЬСТВО ОРТОДОКСА
А теперь процитируем слова мудреца сегодняшних дней Адина Штейнзальца («Введение в Талмуд», стр.233): «Ритуальная чистота через ряд соединений. Например, если люди держатся за руки, образуя цепочку, и последний в цепочке касается мёртвого тела, то в этом случае ВСЕ принимают ритуальную нечистоту той же степени, что и последний в цепочке. Это правило является постановлением Мудрецов, а не законом Торы».
Исходя из сказанного равом Штейнзальцем, если два сосуда – сообщающиеся, и один из них ритуально нечист, то и другой – такой же! И, ни в коем случае не наоборот!
Кстати, аналогичное говорится и в Торе, в книге Иова (14:4): «Кто станет чистым от нечистого? Ни один!»
Значит, чисто с ортодоксальной точки зрения окунаться в бассейн с проточной водой нельзя, он нечист. А в первичный, имеющий стоячую воду, собранную естественным путём (дождь, растаявший снег) – уже нельзя окунаться, ибо он тоже стал нечистым!
Во первых, от сообщающегося сосуда, и во вторых – от окунувшегося перед тобой...
ВЧЕРА
А теперь вернёмся на 2-3 тысячи лет назад. Представим городок, типа Назарета, в котором нет ни озера, ни моря, ни реки. Естественно, нет и водопровода, ибо такая роскошь могла быть в Иерусалиме и ещё в нескольких больших городах Израиля. Религиозные люди, по указанию раввина, создали микву, две, три. В них окуналось множество людей в день. По ортодоксальным законам менять воду – нельзя. Нужно ждать дождя. Но он то обычно бывает в октябре-январе!..
Получается, что авторы гнусных статей правы – вода в микве становилась грязной, с запашком, а ритуал требовал омовения...
СЕГОДНЯ
Конечно, ортодоксальные раввины сегодняшнего цивилизованного дня вынуждены были пойти на «вариант» - сообщающиеся бассейны, и т.д.
В Киевской синагоге Бродского собственно «кошерную» микву ласково называют «бачёк». Это бак, куда стекает естественным путём дождевая вода через систему фильтров. Бак соединён с бассейном, в котором свершается омовение. Всё выполнено на прекрасном эстетическом уровне. Но бассейн то, с чисто ортодоксальной точки зрения, всё равно нечист!..
А Днепропетровские Любавические хасиды вещают так: «Большинство из нас думает: “вода - она и есть вода”. Однако каждый знает, что даже в разных городах вода отличается по вкусу, мягкости и другим признакам. Так ли уж невероятно, что различные воды имеют разную духовную природу? И почему Тот, Кто дал водам миквы очищающую силу, водопроводной воде такой силы не дал?
Законы, касающиеся устройства кошерной миквы, позволяют глубже понять духовную природу ее вод. Бассейн, в который женщина окунается, заполнен свежей водопроводной водой. С этим бассейном соединен резервуар, содержащий дождевую воду. Причем очень важно то, что эту воду нельзя помещать в передвижной сосуд или переносить вручную. Следовательно, вода, в которую мы погружаемся, прямо соединена с водой из естественного источника. Связь с природной водой напоминает нам о связи с первичными водами Творения)
<div style="text-align: center;"></div>
»
Уважаемые! Вы пытаетесь отвлечь нашу мысль от естественной о том, что вода из водопровода, колодца или реки, налитая в микву с помощью человека, тоже от Бога! И, естественно, тоже кошерна (а её пьют даже раввины!) и обладает той же Божественной силой.
ИТОГО
Итак, для нас ритуальная часть и исполнение внешних атрибутов стало намного важнее, чем суть еврейского обычая.
В древние времена священникам необходимо было как-то привлечь паству служению Богу. Народ глубоко не знал Тору, и его нужно было чем-то внешне заинтересовать.
Ведь освоить постулат Торы, а затем его выполнять (не лгать, не воровать, не убивать) намного сложнее, чем просто исполнять ритуал – молиться даже на непонятном языке, отрастить бороду, принести жертву.
Параллельно производилась работа с человеком – он изучал Тору, начинал понимать смысл обрядов...
Ритуалы, конечно, по разумному надо продолжать соблюдать, но они – не самое главное.
А главное в обсуждаемом вопросе – быть как внутренне, так и внешне чистым. И для этого в обсуждаемом ритуале самое простое – зайди в речку Днепр, произнеси от чистого сердца вышеприведенную молитву и искупайся.
Или нырни в микву, (изготовленную без всяких дополнительных отвлекающих бачков), с фильтрованной проточной подогретой водой, с предварительным омовением с мылом в душе, с комнатами отдыха, вплоть до доставки домой в кошерном авто синагоги к ждущему с нетерпением спутнику жизни...
От этого вы не станете менее евреем. Ведь Бог всё видит и понимает. И чем менее мы хитрим, тем становимся к Нему ещё ближе.