НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 14054 ГОЛОСОВАТЬ!
(Серия: «На первый-второй – рассчитайсь!»)
«На всей земле был один язык, одни и те же слова. И было: двигаясь с востока, они нашли долину в стране Шинар и стали жить там. И сказали друг другу: «Давайте сделаем кирпичи и обожжем в огне». И были им кирпичи вместо камня, а асфальт – вместо цемента. И сказали они: «Давайте построим себе город и башню, уходящую вершиной в небеса, и создадим себе имя - как бы не рассеяться нам по лицу всей земли». И спустился Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человека. И сказал Господь: «Вот народ единый и один язык у всех. И это лишь начало их дел: и теперь нет для них ничего невозможного – что бы они не вздумали делать. Давайте спустимся и так перемешаем их язык, чтобы никто из них не понимал речи другого». И рассеял их Господь оттуда по всей земле, и перестали они строить город» [1].
ВВЕДЕНИЕ. Мне повезло. Я брал интервью у самого Михаила Задорнова. Во сне. -Михаил! Как Вы думаете, в каком районе строили Вавилонскую башню? -Примерно там, где раньше был рай, а нынче - Ирак. -И что это был за народ? Арабы?... -Я не понимаю, почему ты этого не знаешь. Конечно – американцы, но руководил ими араб, - моментально ответил юморист. - Но – почему? - Да потому, что - тупые. Ну, тупые, ну, вместо того, чтобы лезть на небо, надо было наоборот - копать. А там – нефть! А нефть и нынче - золото! И Бога бы не разгневали, и богатенькими буратинами быстро стали бы... Господь давал тупым подсказку. Двумя словами: «Давайте спустимся» [2]. А один Ваш уважаемейший теоретик, истолковав по-своему основную идею, вещал на Бога вместо тех людей: «Не вправе Он выбрать Себе высшие сферы. Взойдем же на небеса и сразимся с Ним" [3]. Остальные мудрецы восприняли сие, как должное, и пошли по этой дороге. - Т.е. ты, Михаил, считаешь, что наши Равы не совсем корректно толкуют раздел Торы о Вавилонской башне? -Конечно! Например, строители изобрели изготовление кирпича, т.к. камни требуют обработки, это увеличивает трудоёмкость, и их обычно не хватает. Это же классно! А теперь прочитай комментарии к Вашей Святой книге: «В этом открытии и его использовании также прослеживается стремление людей уйти от естественного, созданного Всевышним строительного материала – камней, - и заменить его искусственным – кирпичами» [4]. Получается, что сегодня религиозные евреи против научно-технического прогресса и предлагают жить нам так, как существовал первобытный человек! А какие вы элегантные выдумщики! Наконец-то я узнал, откуда взялись обезьяны! Это же надо с серьёзным видом утверждать, что строители понесли три типа наказания: самых лучших Бог рассеял по земле, тех, кто похужее – превратил в обезьян, а самых неважнецких – отправил в иной мир! [5]. Итак, эти губошлёпы произошли из человека! А некоторые тупые учёные считают наоборот… Кстати, чего плохого ты видишь в создании небоскрёбов в условиях ограниченных площадей? До этого додумались даже американцы! А недавно арабы в Эмиратах отгрохали башню в 828 метров! Куда уж Вавилонской (300 м). А Ваши мудрецы утверждают, что «стремление к славе означает уход от того, что считалось основным видом деятельности человека – земледелие и скотоводство» [6]... И, кстати, получить известность и почёт за содеянное на пользу многих людей – это прекрасно! И этим человек может заслуженно гордиться. Важно только не переборщить. -Так и что, наши мудрецы, и мы, простые евреи, само собой, тоже тупые? -Да нет, наоборот, - умные. И даже – с избытком. Но Вам, «жестоковыйным», как сказал Сам Бог [7], мешает феноменальное упрямство: Вы считаете, что духовные теоретики были только в древности. А нынешние, хоть и неглупые, должны просто исполнять их указания. И чего тут думать, ежели два плюс два, как и дважды два – всегда четыре? Но ты-то понимаешь, что люди сегодня значительно более развитее и грамотнее древних, а наука арифметика и другие – ощутимые добавки к человеческой сообразительности. И этот процесс так и должен продолжаться. Вечно и во всём. В первую очередь, конечно, – в юморе. К слову, а ты знаешь, почему Вы, евреи, – умные? Да потому, что уже в 4-5 лет вели ребёнка в синагогу, и он начинал осваивать Святую Книгу. Конечно, научившись читать и писать. Само собою, и считать. Учили не только запоминать текст (а в этом возрасте ребёнок имеет прекрасную зрительную, слуховую и естественную память), но и рассуждать, дебатировать прочитанный материал. С учётом не только предыдущего, но и нюансов еврейской жизни. К 10-12 годам у них развивался так называемый системный подход, т.е. ни одно событие они не рассматривали локально, а связывали в комплекс с другими. Плюс – каждая еврейская мама хотела, чтобы её чадо поступило в университет или мединститут. И это всё передавалось из поколения в поколение, стало традицией для большинства, как говорят, сидит в крови их, а именно там душа человека [8]. А теперь сравни это с нашим русским ребёнком, который с малых лет начинал помогать родителям, чтобы поменьше голодать. Какая тут, в большинстве случаев, учёба! И счастье, что нас – много. А Ваш умный Гершом, отменивший многоженство, нарушив Тору, не подумал, что у арабов оно осталось. Вот тебе и системный подход! Парадоксально – чем способнее человек, тем, местами, он бывает и нерациональнее. Ну, прямо – какой-то аналог развала Вавилонской башни – не дай Бог! - одна арабская атомная бомба, и Вы опять сохранитесь только за счёт соплеменников, живущих за пределами Святой Земли... Вернёмся к башне. Итак, я считаю, что хотя ничего плохого люди в Вавилоне тогда не сделали, Бог в этом частном случае даёт нам какую-то глобальную подсказку. Думай, Леви, думай. Ведь недаром сказано: «… и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам будут сниться сны, и юноши будут видеть видения» [9]. Эстрадный муж пропал, а я – проснулся...
ЖАЛОБА. Сколько нынче проблем у человечества! Сколько недоразумений, скандалов, войн и убийств; множество различных государств, религий, партий, языков! Чего мы, люди, в конце-концов, хотим? Ну, это же просто - чтобы была единая глобальная идеология, базирующаяся на 10 основных заповедях Творца, устраивающая всех, т.е. чтобы мы понимали и уважали друг друга, а это неизбежно приведёт к минимизации неприятностей. У всех и во всём. Вообще-то такая система давно есть, а с содружеством – не получается! Хотя в комплексе - всё было! Порядка четырёх тысяч лет тому назад. Но перед этим люди стали совсем нехорошими, и Творец вселенной убрал их с лица земли, оставив только Ноя и его семью. После потопа прошло относительно немного времени, люди говорили на всей земле Вавилонской на одном языке, у них была идеология праведника Ноя, т.е. верили в одного Бога. Расположившись на малой территории, они стали строить башню. Естественно, её площадь была ограничена размерами долины, а высота – сколько получится, вплоть до самого Бога (хотя Он не только вверху, а всегда - везде!), ибо проектных институтов ещё не было. Профессия строитель, которую они освоили, была прекрасна. Судя по тому, что процесс шел нормально, то животноводство и сельское хозяйство были тоже на приличном уровне, ибо земля в этих райских местах – плодородна; если бы это было не так, то без расселения быстро наступил бы финиш – неминуемое людоедство и – конец очередной серии в истории человечества. Некоторые специалисты [10] утверждают, что Бог принял решение о разрушении башни в связи с тем, что дал команду – плодиться и размножаться и заполнять землю, а люди сосредоточились в одной местности и не собирались переселяться в другие районы. Ой, дорогие мои мудрецы! Да куда бы они делись! Ведь активно выполнять это первое святое желанное указание им никто не мешал, но, как «итого», с резким увеличением численности людской неизбежно стали бы появляться проблемы с едой, и они просто вынуждены были бы начать освоение новых территорий. Итак, создаётся впечатление, что мы всё делали примерно то и так, как желал Творец. Так почему и за что Ты поссорил и рассеял нас, о, справедливый Господь?..
Плюс - ЯЗЫК. Боже! Ну, почему я должен был терять массу драгоценного времени, чтобы изучать в школе, ВУЗе, аспирантуре английский, а, приехав в Израиль, осваивать тот иврит, на котором, как утверждают многие еврейские, и даже христианские мудрецы, Ты общался с Адамом и Евой [11, 12, 13], а затем говорили все люди до рассеяния?...
ДАВАЙТЕ РАЗБИРАТЬСЯ. Зададим вопрос: «Почему Господь сурово наказал царя Давида, быстро осуществившего Его же указание свершить перепись?» [14]. Думаю - за то, что считали евреев, как и скотину, «по головам»! А каждый человек – это уникальная, своеобразная Личность! Тора [15] даёт нам ответ, как правильно осуществлять эту процедуру: "Когда будешь проводить всеобщий подсчет сынов Израиля, пусть каждый принесёт Богу искупительный дар за душу свою, и не будут поражены они мором. Вот что дадут они: каждый – половину шекеля». Т.е. деньги вперемешку, в «куче» быть могут, а люди – нет! Ведь у каждой Личности – специфический характер и взгляд на жизнь. А далее - цитирую раввина Григория Котляра: «Бог создал человечество, в котором тоталитарное единство невозможно, в котором между людьми имеются различия и противоречия, в том числе ценностные и идеологические. И приходится защищать и отстаивать свои системы ценностей, отличные от других… Разнообразие людей, языков, культур, плюрализм мнений чрезвычайно обогащают нашу жизнь. Поэтому мне вавилонское смешение языков представляется не злом, но благом» [16]. Даже у жителей одного государства происходят постоянные «трения», требующие решения. И это - нормальная схема. Возьмём Израиль. Самое святое – религия, Тора. Сегодня мы имеем: … консерваторов, ортодоксов различных модификаций, реформистов, хасидов нескольких десятков направлений... И каждый тянет Божье «одеяло» на себя! И это у народа, который обязан быть мировым стержнем в реализации идей Творца! Представим, что Он предоставил власть традиционным иудеям – ортодоксам. Первое, что они бы сделали – потребовали от евреев неуклонного исполнения всех Галахических установок, хотя некоторые из них или исключительно консервативны, или давно устарели. А наша традиционная религия расписывает человеку весь режим дня, начиная от - проснулся, помолился, и, кончая до - помолился, уснул. Нам, «тупым», указаны даже такие детали, как – в какую сторону плевать, где можно и где нельзя мочиться, о чем думать во время интимной близости [17]. И - никакого движения вперёд! Об этом говорит и принцип: никогда не говорить того, чего не слышал от своих учителей [18], т.е. – ничего самостоятельного! Мало того, в таких, несомненно, интересных и во многом познавательных книгах, как Каббала, Кицур Шульхан Арух, Талмуд, Тания и др. имеются парадоксальные «неточности». Так, например, нам пытаются доказать, что земля — центр Вселенной, она не вертится, а солнце вращается вокруг земли [19]; а души неевреев происходят от совершенно нечистых «клипот», в которых нет добра совершенно [20]; а фараоновские маги, повторив чудо нашествия жаб, не могли воспроизвести аналогичного со вшами (3-я египетская казнь) только потому, что, оказывается, демонические силы не властны над существами, которые меньше ячменного зерна [21]... Однако, хотя таких явных выдумок предостаточно, мы всегда должны помнить, что только феноменальное упрямство ортодоксов сохранило в условиях галута нашу религию и от ассимиляции, и даже от угрозы полного исчезновения. Естественно, с Божьей помощью. Честь им за это и хвала! А дайте сегодня возможность управлять реформистам. Сразу же начнутся перегибы в иную сторону. …Возьмём Россию. Только одни – правые и славные. А их, православных, в мире не более 10 % христианского мира, и именно у них – самый безграмотный в религии контингент. Этих добрых простых верующих священники практически не учат – ведь таким народом всегда было легче управлять... Среди множества законов, которые через умные человеческие головы даёт нам Творец, прекрасен закон единства и борьбы противоположностей. Именно в споре может родиться истина! Естественно, за круглым столом, на базе тех основных постулатов, которые даны в Торе. А может и не родиться, но проблема будет сдвинута с мёртвой точки. При этом видна объёмная картина, и от этого каждый, по своему, выигрывает. Итак, троица Гегеля: Тезис – Антитезис – Синтез [22]. Т.е. развитие по максимуму – только при наличии оппонента. Дорогие мои братья и сёстры по Адаму! Каждому народу Творец поставил для реализации определённую проблему, например: евреям - освоив и внедрив у себя систему ЕдиноБожия, нести её всем людям земли и, таким образом, «сделать себе имя» [23]; чукчам - исследовать состояние организма в условиях пониженной температуры; жителям Африки - высокой; украинцам – выращивать урожай на чернозёмной земле, эстонцам – на неблагодатной, финнам – работать строго по инструкциям, русским – с их нарушением, но для её эффективной реализации всегда требуется противостояние!
ИТОГО: ГЛОБАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ. На каждом уровне управления свой оптимум. Рабочий заработал 10 тыс. шекелей. Естественно, он хочет получить их все. Но в цехе имеются цеховые расходы – необходимо содержать начальника, бухгалтера и др. необходимых людей, которые непосредственно продукции не выпускают. Для цеха же оптимум – поиметь все деньги, «отобранные» у рабочих. Но есть общезаводские, городские, государственные расходы. Как итого, непосредственный производитель получает на руки существенно меньше заработанного. Профсоюзно мы можем обижаться, торговаться, хотя прекрасно понимаем, что государству нужны и армия, и тюрьмы, и оно обязано помогать бедным. При управлении нашей духовной и экономической жизнью Творец «видит» любую проблему не только глубже и шире, но и намного дальше, в развитии, на сотни, тысячи лет. И, естественно, один из важнейших контролируемых Им показателей – постоянное развитие. Во всём. Но в первую очередь – в духовной сфере. В условиях творческого дискутирования наиболее полно проявляется возможность принятия самого объективного варианта. «Принцип свободы выбора сформулировал наиболее точно Маймонид в галахическом кодексе «Мишне Тора»: «Нет никого, кто бы навязывал человеку путь, которым идти, он сам выбирает себе путь… Это великое правило, одна из основ Торы… Право выбора в ваших руках, и как захочет человек, так и поступает – плохо или хорошо»… Чем больше грехов мы совершаем, тем больше они застилают нам глаза и закрывают путь к раскаянию. И все же свобода выбора в наших руках!» [24]. Мы удивляемся – почему так много партий в любом цивилизованном государстве. Ведь, несмотря на массу отличий, их конечная цель одна и та же – чтоб было хорошо. Оказывается, их основное влияние на существующую систему государственных ценностей своеобразно. И заключается оно в том, что – циклопы следят за циклопами! Ибо, ежели нет разностороннего контроля, неизбежны страшные перегибы. При одной партии обязательно будет диктатура - Гитлер, Сталин, Тито, Франко. Для них естественно, всё – для себя и под себя. Ведь своя рука – владыка! Именно это и знал Творец в Вавилоне около 4000 лет тому назад. И предупредил, и подсказал. Но мы – не поняли.
PS1. Каждый язык отображает традицию, историю и «изюминки» своего народа. Любые люди имеют его, как и многое национальное, своею ценностью, а изучение других языков расширяет кругозор и, естественно, ещё больше приближает к истине. Поэтому потери на их освоение значительно меньше, чем приобретение. Следует отметить, что языки относятся к понятиям ценностей человеческой культуры, и это тяжело выразить в цифрах. PS2. Одно из имён Бога – Творец. Мы созданы по Его образу и подобию, т.е. - тоже созидатели! Но Всесильный, помогая развиваться нам, развивается и Сам! И в этом нет ничего удивительного, ибо творческая жизнь любого индивидуума не может быть закостенелой. Хотя нам эти рассуждения кажутся приемлемыми, но, как известно, есть слово Господа: «Мысли Мои - не ваши мысли, и не ваши пути - пути Мои» [25], а также: «Как не знаешь ты путей ветра и откуда кости в беременной утробе, так и не познать тебе дела Бога, Который всё создаёт» [26]. При изучении Торы на кончике моего языка постоянно висел вопрос – почему Творец просто и понятно не объяснил нам, что это надо делать только так, а другое эдак, как в науке арифметике? Ведь тогда люди не придумывали бы столько излишнего. Так это опять же аналог Вавилонской башни! Думать, придумывать, выдумывать, ошибаться, учиться на своих и чужих ошибках – это и есть жизнь с продвижением вперёд. Кстати, из той же оперы: Господь сознательно подготовил инцидент – Адам-Ева – змей. Нужно было убрать людей из сада, в котором были райские условия существования. Так долго быть не должно, ибо развитие не может базироваться на полном изобилии. Но к такой жизни нужно постоянно стремиться! Как к горизонту, до которого ещё никто из нас пока не добирался.
Литература. [1] Тора. Брейшит (Бытие) 11:1-8. [2] Тора. Брейшит (Бытие) 11:7. [3] Раши. Комментарии к Торе, книга Брейшит. [4 ] Пятикнижие Моисеево. Брейшит, стр. 136-137, под редакцией профессора Г.Брановера. Издательство «Шамир», Иерусалим, 1991. [5] П.Полонский "Две истории сотворения мира", Современный еврейский комментарий на Книгу Бытия. [6] Раввин Гюнтер Плаут. Современный комментарий к Торе. Недельная глава «Ноах» [7] Исход 32:9; Второзаконие 9:6; Иеремия 17:23. [8] Тора. Ваикра (Левит) 17:14. [9] Йоэль (Иоиль) 2:28. [10] Борис Берман «Библейские смыслы», М., Лайда, 1997. [11] Раши. Комментарии к книге Брейшит. [12] Иеромонах Иов (Гумеров): «Некоторые святые отцы и учителя Церкви (Ориген, блаженный Иероним, блаженный Августин, Диодор, Евсевий Памфил и др.) считали, что языком Адама и Евы был древнееврейский язык... Святитель Филарет Московский мнение это оправдывает сравнением древнееврейского языка с другими языками: «Более всех имеет он чистоты, простоты и правильности в своем образовании» (Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, стр.38, М., 1867). ; [13] Раввин Дов-Бер Хаскелевич «И был на земле один язык», [14] Шмуэль 2 (2 книга Царств) 24:1-10. [15] Тора. Шмот (Исход) 30:12-13. [16] Раввин Григорий Котляр «В пользу смешения языков» [17] С.Ганцфрид «Кицур Шульхан Арух», редактор Л.Городецкий, Москва 2006, стр. 61, 261, 445. [18] Юрий Голдес «Юмор в Талмуде», журнал ЛЕХАИМ МАРТ 2009 АДАР 5769 – 3(203). [19] Сайт Любавических хасидов: проф. Брановер «Земля — центр Вселенной» ; Из писем ребе М.М. Шнеерсона «А все-таки она не вертится!» ; . [20] Раби Шнеур-Залман «Тания», стр. 45, «Шамир», Иерусалим, 1998. [21] Комментарий Раши к книге Шмот 8:14 и трактат Санhедрин 67б. [22] Гегель «Философия права». [23] Брейшит (Бытие) 11:4. [24] Раввин Григорий Котляр «Есть ли у фараона свобода выбора» . [25]Исайя 55:8. [26] Когелет (книга Екклисиаста, или Проповедника) 11:5.