НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 7126 ГОЛОСОВАТЬ!
РИФМА (греч. «rhythmos» - стройность, соразмерность) - разновидность эпифоры; созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства; регулярный звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической, строфической и смысловой композиции стихотворного произведения; один из основных элементов художественного стиля в системе выразительных средств поэзии; важнейший приём инструментовки стиха. Определение Тредиаковского: "Рифма - согласие конечных между собой в стихе слогов." Определение В.М. Жирмунского: "Рифма есть всякий звуковой повтор, несущий организационную функцию в метрической композиции стихотворения". Определение Д. Самойлова: "Рифма есть созвучные слова, расположенные в заданной последовательности в конце ритмических периодов и выполняющие одновременно функции смысловой и звуковой организации стиха". Определение Ю. Лотмана: "Рифма есть звуковое совпадение слов или их частей в конце ритмической единицы при смысловом несовпадении". "Без рифмы стих расплывается" (В. Маяковский). Рифма подчёркивает границу между стихами и связывает стихи в строфы, она – "режиссёр в театре поэзии, подчиняющий себе и ведущий за собой». Являясь центральным звеном каждого стиха, кульминацией его строк, рифма, как правило, несёт на себе основную смысловую нагрузку. " Я всегда ставлю самое характерное слово в конец строки и достаю к нему рифму во что бы то ни стало" В. Маяковский. "Слова, которые служат рифмами в <детских> стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы..." К.И. Чуковский. Рифма выполняет в стихе несколько функций: смысловую, ритмическую, эвфоническую, мнемоническую, эвристическую. Звуковой состав рифмы зависит от национальных литературных традиций и от фонетического строя языка. В поэзии большинства народов мира рифма располагается на концах стихов. Основным признаком рифмы в русском стихосложении является совпадение ударных гласных. Русская рифма произошла от традиций параллелизма в русском фольклоре, когда в конце стихов располагались одинаковые части речи, которые и порождали созвучия. Такие рифмы назывались однородными (грамматическими). Со временем в рифме стали применяться слова, принадлежащие к различным частям речи, а также всевозможные неточные рифмы. В настоящее время существует пять классификаций и несколько десятков разновидностей рифмы. Русские стиховеды, изучавшие и разрабатывавшие теоретические основы рифмы: В. К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов, В.В. Маяковский, В.Брюсов, В.М. Жирмунский, М.Л. Гаспаров, Д. Самойлов, Б.В. Томашевский, Ю.И. Минералов, В.Е. Холшевников, М. П. Штокмар, Ю.М. Лотман. Падробнее об истории русской рифмы см. Эволюция русского стиха. Всё о природе, свойствах и особенностях русских рифм, а также об их организации в русском языке см. в разделе Лаборатория.
АБСОЛЮТНАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом). Слог – слёг, завяленный – заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило, блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..
Чернилами я не марал бы пальцы, Не засорял бумагою чердак, И за бюро, как девица на пяльцы, Стихи писать не сел бы я никак. (А.С. Пушкин)
Уважаемые товарищи потомки! Роясь в сегодняшнем окаменевшем дерьме, наших дней изучая потёмки, вы, возможно, спросите и обо мне. (В. Маяковский)