НОМЕР ТЕКСТА ДЛЯ СМС-ГОЛОСОВАНИЯ: 12823 ГОЛОСОВАТЬ!
В Израиле четверть населения составляют выходцы из бывшего СССР, и больше всего паломников именно из России. Люди едут на Святую Землю либо в поисках комфорта материального, либо в поисках очищения духовного.
Не только глубоко верующие люди приезжают на Святую Землю, но и «братки» грехи замолить, и те, кто хочет «набраться духовного», поработав в монастыре.
Первый президент России Б.Н.Ельцин сразу после передачи власти совершил паломничество на Святую Землю. Видимо, как и все, покаялся.
В Храме Гроба Господня можно было увидеть и мэра Москвы Юрия Лужкова вместе с председателем союза кинематографистов Никитой Михалковым.
Председатель Счётной палаты Сергей Степашин в недавней телевизионной передаче сказал, что после посещения Святой Земли он изменился.
Я бы сказал, что посещение Святой Земли изменяет того, кто хочет измениться. Каждый находит то, что ищет. Лично я ехал в Израиль с тоской по миру иному, хотел подняться в Иерусалим духовный – Небесный Иерусалим!
Смысл паломничества по Святой Земле не в нахождении места рождения или распятия Иисуса Христа, а в духовном очищении и преображении, в обретении способности любить, любить несмотря ни на что! Святость и есть способность любить несмотря ни на что!
По большому счёту важно не место, а то, что в душе происходит независимо от места.
Разумеется, культура личности определяется не посещением Святых Мест. «Интеллигентность — единственное качество, которое нельзя имитировать или подделать, и именно поэтому люди, не обладающие этим качеством, ненавидят обладающих», – писал Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Человек счастлив, когда он может наиболее полно реализовать себя! И потому люди стремятся туда, где они могут наиболее полно осуществить своё предназначение!
Для многих сегодня, как и для еврея Янкеля из повести Гоголя «Тарас Бульба», «где хорошо, там и родина».
- И ты не убил тут же на месте его, чертова сына? - вскрикнул Бульба.
- За что же убить? Он перешел по доброй воле. Чем человек виноват? Там ему лучше, туда и перешел.
Евреи мобильны – идут туда, где лучше. Понятно стремление вернуться на свою историческую родину: «рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше». Но все ли нашли своё счастье в Земле Обетованной? Не все, далеко не все.
В 90-е годы многие уехали из СССР в погоне за лучшей жизнью, а теперь жалеют. Конечно, двадцать лет назад уровень жизни в нашей стране был низкий, она была закрыта от мира. Ныне совсем другое дело.
Многие наши бывшие соотечественники, включая водителей и экскурсоводов, признавались, что испытывают ностальгию по родине. Они уезжали на Землю Обетованную в трудные для России времена. А сейчас всё изменилось: почти выровнялся уровень жизни, появилась возможность свободно ездить по миру.
Я заметил одну особенность. Евреи всегда считают себя правыми, а русские всегда считают себя виноватыми. Безусловно, в этой убеждённости в собственной правоте сила еврейского народа.
Евреи один из немногих народов, который не только выжил, но и сохранил свой язык, свои традиции и свою религию! И я полагаю, всё это благодаря своей вере!
Языкового барьера в Израиле для русских не существует, потому что четверть граждан Израиля наши бывшие соотечественники. Надписи на иврите встречаются так же часто, как и русская речь. Горячие споры на родном языке можно услышать практически везде. Спорят о Ленине, о Сталине, о Горбачёве, о перестройке, ругаются…
Любопытно, что при общем схожем уровне цен в Иерусалиме и Петербурге, порции в Иерусалиме в два раза больше. Понятие «кашерно» в общепите вызывает умиление, хотя, разумеется, этим не исчерпывается.
Израиль – совершенно особая для русских страна. Наибольшее число паломников на Святой Земле из России, затем из США. Но складывается впечатление, что все эти реконструируемые святыни лишь приманка для туристов, артефакты для историков, символы веры для паломников. Всё это бизнес, туристический бизнес, и ничего более!
Удивило, сколько сказочного во всей этой индустрии на «святости». Многие паломники, кажется, хотят, чтобы их обманывали экскурсоводы и торговцы. Возможно потому, что не хотят думать; им достаточно купить иконы и поставить свечки.
Но бездумное соблюдение ритуала может не дать эффекта, если ничего не происходит внутри. А главное происходит именно внутри – это преображение души!
Символический смысл любого ритуального действия, выражаясь современным языком, это кодировка! Ты программируешь себя на начало новой – духовной! – жизни, в которой приоритет будет всегда отдаваться духовным ценностям, а не материальным.
Как сказала одна из паломниц: «если не будет на то воли божьей, сколько к иконе не прикладывайся, не поможет»!
Молитва это не то, что написано в молитвеннике, а что написано в человеческом сердце, просьба дать силу для исправления, желание принести в этот мир знание о Высшей Силе, желание абсолютной любви и полной отдачи.
Молитва идёт из глубины сердца, что чувствуешь в своём сердце, без молитвенников и священников, и без слов. Это обращение к Высшей Силе!
Молитва – это просьба об исправлении. Надо просить силу, которая поднимет нас из этого мира в духовный мир.
Смысл паломничество по Святой Земле не в приобщении к таинству двух тысячелетней истории, в постижении таинства преображения души.
Об этом преображении я и написал роман «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак».
Хорошо ли, плохо ли получилось — не мне судить. Но главное, благодаря роману я стал другим. Наверно, это единственное оправдание такому огромному количеству страниц. Если бы не роман, то со мной вряд ли произошли бы те разительные перемены, которые трудно представить, не пережив самому. Можно даже сказать, что это не столько я сотворил данную книгу, сколько она сотворила меня. Хотя, в конце концов, важно не как кто-то написал о чужой жизни, а насколько хорошо ты проживешь свою. Ведь не прочитанными, и даже не написанными книгами измеряется жизнь, но только тем, сколько раз мы любили и сколько добра принесли в мир» (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература
P.S. 29 апреля день независимости Израиля. Поздравляю всех наших бывших соотечественников, ныне живущих в Израиле.