- И.Ф. автора разворачивает перед читателем чрезвычайно интересное размышление о проблеме… - Читая статью И.Ф. автора, невольно задумываешься вместе с автором о… Он показывает, что… - Мысль… Мысль… Именно эти мысли возникли у меня, когда я прочитал статью И.Ф. автора, посвя-щенную теме… - В статье И.Ф. автора ставится проблема… Автор обратился к вопросу о… Он призывает… В статье описаны…, а также подробно проанализированы… - Честно говоря, то, что И.Ф. автора, пишет о…, я прочла с особым чувством. Публицист интересно излагает свое мнение о …, отвечает на сложные вопросы о…, приводит примеры с … И эти примеры добавляют статье привлекательности. - Опираясь на…, И.Ф. автора рассказывает о том, как … Постановка проблемы… - Чтение статьи было чрезвычайно увлекательным. О чем бы ни говорил И.Ф. автора: о …, о …, о … - это всегда очень убедительная точка зрения. - …? В современном мире этот вопрос звучит все чаще. Автор убежден: … - В центре внимания И.Ф. автора находится проблема … В своей статье он убедительно доказывает… - И.Ф. автора акцентирует внимание на… и призывает к … - Статья И.Ф. автора подкупает доверительной интонацией, тонким знанием … (темы) … и умением видеть … (проблему)… Решение проблемы, по мнению автора, … - В статье И.Ф. автора … (тема)… рассматривается с точки зрения её … (проблемы) … Писатель удив-ляет читателя, заставляя по-новому осмыслить… (проблему) … - Статья И.Ф. автора представляет собой… По мнению автора, … Он уверен в том, что … - В своей статье автор исследует …, а также размышляет о … - И.Ф. автора уверен: … _________________________________________________________________________________________
Трафареты для комментария к проблеме исходного текста
Автор: - говорит, рассказывает, повествует /описывает, изображает, рисует, показывает/, думает, размышляет, рассуждает; - продолжает, развивает тему, уточняет, отмечает, огромное значение придает…; - анализирует, доказывает, противопоставляет, сопоставляет, сравнивает /чтобы усилить мысль о чём? автор сравнивает что? с чем? /подчёркивает контраст между…/, приходит к выводу о … /подводит итог, делает обобщение; - характеризует, уделяет особое внимание, в доказательство своей точки зрения, приводит яркий при-мер, отмечает важность, поднимает проблему, задает вопрос; - рассматривает, знакомит с …, вводит в … ; - удивляется, восхищается, воспевает, прославляет; - возмущается, осуждает, разоблачает, иронизирует, высмеивает и др. Оценочные слова - вдохновенно, интересно, оригинально, максимально точно и бережно, правдиво; - точка зрения автора своеобразна, высказывание показалось мне метким и глубоким; - тщательность в подборе фактов, автор удачно выстроил цепь аргументов, аргументы убедительны; - автор уверен, убеждён, справедливо считает, дал справедливую и точную оценку; очевидно, что…; нет сомнений в том, что… - проблема актуальна, тема злободневна, автор подчёркивает важную мысль о …; - позиция автора вызывает уважение, нельзя остаться равнодушным; радует то, что … - автор не скрывает своего восхищения, удивления, уважения; позитивные идеи; - к сожалению, как ужасно, страшно, нельзя без волнения читать о…, благодаря удивительно способно-сти передать наболевшее; ищет причины негативных явлений, восстает против …; тревога автора по поводу… не может не вызвать понимания
Трафареты для отражения позиции автора исходного текста по прокомментированной проблеме
● «…», - так оценивает роль… (чего?)… И.Ф. автора в своей статье. Он считает, что именно… Автор видит глубинный смысл … (проблемы)… в том, что… Снова и снова повторяет И.Ф. автора: «…Цитата…». ● Позиция автора заявлена в конце статьи: «…Цитата…». ● Автор справедливо утверждает: «…Цитата…». ● Все выводы чрезвычайно важны, ибо показывают суть… (чего?)… ● Текст И.Ф. автора глубоко раскрывает его отношение к … (к чему?) … «… Начало цитаты…, - ут-верждает писатель, - … продолжение цитаты…». Вот почему… (теме) …автор посвятил так много восторженных слов. ● Рассматривая проблему, тонко и точно оценивает … (что?) … Восхищается … (чем?) С горечью го-воря о… (чём?) …, И.Ф. автора выражает не меньшую тревогу в связи с … (чем?)… Он возражает про-тив … (чего?)… Выражает твердую убежденность в необходимости … (чего?)… ● … (Авторская позиция)… Так считает И.Ф. автора. Надо ли сомневаться, что подобное мнение имеет для читателей огромное значение? _________________________________________________________________________________________
Трафареты для собственного мнения по проблеме
● Нельзя не согласиться с позицией автора ● Трудно не согласиться с позицией автора. Действительно, … ● Нельзя не разделять точку зрения автора … ● Нам, читателям, трудно не согласиться с авторским утверждением о том, что … _________________________________________________________________________________________
Трафарет для вывода сочинения
● Итак, авторский замысел таков: внешне привычная мысль о … донесена чётко, просто и ВТО же вре-мя энергично. Надеясь на отзвук в сердце читателя, автор увлекает его игрой своей мысли и убеждает в … ● Рассуждение столь убедительно, что вывод, сделанный автором, каждый читатель воспринимает как свой собственный. Действительно.. ● Статья И.Ф. автора необыкновенно интересна для вас. Интересна той новой информацией, которую мы знаём. Интересна умением автора увлечь, заинтересовать читателя. Интересна тем, что о многом заставляет задуматься. ● Удивительно, что в таком маленьком по объему тексте может скрываться столько полезных мыслей. ● Проанализировав текст, можно сделать вывод о том, что И.Ф. автора ставит одну из наиболее важ-ных проблем … ● В заключение можно отметить, что в этом тексте автор ясно и доступно выразил свои мысли. После того, как я прочитал этот текст, я понял, что … ● Конечно, прав автор текста: …мысль … Текст заставил меня задуматься и найти ответ на вопрос: … ● Мне кажется, статья И.Ф. автора - еще одно напоминание, что …мысль … Статья не может оставить читателей равнодушными к проблемам, ставшим предметом пристального внимания писателя. ● Статья действует на читателя удивительным образом. Он начинает важный внутренний поиск собст-венной истины и собственных ответов на вопросы.
Сочинение по рассказу В.П. Аксенова Каково это – отдать самое ценное кому-то только потому, что он сильнее и крепче тебя? Каково это – преодолеть свой страх и пойти наперекор Ему? На эти вопросы отвечает в своем произведении В.П. Аксенов, поднимая тем самым проблему физической и моральной победы человека над врагом, но победы, которая начинается с преодоления самого себя. Главный герой рассказа – мальчик, живущий в военное время. В его классе учится Он, беспощадный, неумолимый, отбирающий у слабых и маленьких школьников всё ценное, включая ежедневные завтраки. [Он безымянный, словно олицетворение абсолютного Зла. Дети уже настолько привыкли к каждодневным поборам, что какого-либо открытого возмущения у них уже нет. Тем значительнее первый шаг мальчика, ведь он, несомненно, повлечет за собой новые попытки других школьников, порабощенных Им.] И пусть мальчик сделал первый удар, «сотрясаясь от отваги» (он находился в невероятном нервном напряжении!), это нисколько не умаляет его поступка, ведь героизм не в том, что человек храбро бросается в бой, а в том, что, несмотря на собственный страх и панику, он идет напролом, спасает самое ценное: свое право честно смотреть в глаза родным. Писатель считает, что борьба с врагом нужна, какая бы она ни была: и неравная, и проигранная. Ведь возможно, что это только – пока. В любом случае важен сам факт попытки преодоления Его гнёта. Трудно не согласиться с точкой зрения В.П. Аксенова. Жизнь доказывает: и один в поле воин. Вспоминается рассказ В. Тендрякова «Весенние перевертыши». Дюшка, главный герой, объявил бой Саньке Ерахе, который мучил лягушек сам и заставлял других. Побороть свои страхи, робость, неуверенность – значит победить. А победа над самим собой – это победа разумного над биологическим, духовного над физическим. Смелость почти всегда проявляется в ситуациях, когда ты один идешь против многих. Но это так непросто! К примеру, на сегодняшний день в школах много вымогателей и хулиганов. Избивая более слабого, унижая его, они превращают ребёнка в изгоя. Этот человек никогда не избавится от душевной травмы. Почему в таком замкнутом пространстве, как школа, невозможно раз и навсегда решить эту проблему? [Взрослые скажут: есть Конвенция о правах ребенка, пусть «униженные и оскорбленные» пишут заявления, добиваются правды. На деле на это идут единицы. Боятся прослыть «стукачом», «шестёркой», «жалобщиком». Странно, но это факт: в суды чаще подают за какие-то выдуманные обиды на учителей, чем на старшеклассников, иным из которых место вообще, может быть, в зоне. А политические партии присылают большие плакаты в школу, где наставляют: «Требуют драгоценную вещь – отдай! Ставят на колени – встань!» Какую большую воспитательную работу они с нами проводят!..] Рассказ В.П.Аксенова не может оставить равнодушными людей, живущих по законам справедливости. Он учит с детства пытаться отстаивать свой завтрак, отстаивать свое мнение, делать маленькие, каждодневные шаги к победе.
Примечание. Квадратными скобками выделены нежелательные в сочинении фрагменты. Они оставлены в данном сочинении для того, чтобы можно было понять, почему ученик выделил именно эту, а не другую проблему, каким образом постигал авторскую позицию, шел к ней? Эти комментарии к проблеме исходного текста растянуты учеником, растянута и аргументирующая часть. Квадратные скобки отмечают отрывок, который можно и не включать в сочинение.