Цель урока: сформировать представления о растительных тканях.
Задачи урока:
дать понятие “ткани”; показать многообразие тканей; показать зависимость между строением и функциями тканей.
Оборудование: презентация к уроку “Ткани растений”, проектор, интерактивная доска. Ход урока I. Проверка домашнего задания (5 минут).
Тест (Приложение 1).
Ответы: 1в, 2б, 3а, 4г, 5б, 6а, 7в, 8б. II. Изучение нового материала
В 1665 году Роберт Гук (Слайд 1) рассмотрел под микроскопом срез коры пробкового дерева и увидел вот такую картину… Что же увидел Роберт Гук? (ячейки, которые назвал cells – клетки). Действительно Роберт Гук увидел на срезе ячейки и их было достаточно много. Вот именно об этом множестве клеток сегодня мы с вами и узнаем подробнее.
Учитель объявляет тему урока, обозначает задачи (Слайд 2).
А что же такое ткани? (мнения учащихся)
Слайд 2 Тканями называют комплексы клеток, обладающих сходным строением, имеющих единое происхождение и выполняющих одинаковые функции.
Растительные ткани возникли в процессе эволюции с переходом растений к наземному образу жизни и наибольшей специализации достигли у цветковых. Формирование тканей происходило параллельно с дифференцировкой тела растения на органы. Растения, не имеющие расчленения тела на вегетативные органы, как правило, не содержат дифференцированных тканей.
Слайд 3 Классификация растительных тканей основана на единстве выполняемых функций, происхождении, сходстве строения и расположении клеток в органах растения. По этим критериям ткани делят на несколько групп: меристематические или образовательные, покровные, основные, механические, проводящие, выделительные.
Лекция (Работа со слайдами 4 – 14).
Во время работы со слайдами учащиеся составляют таблицу с краткими записями (Ткань, особенности строения, функции; возможно отдельно сделать таблицу в обычной тетради или работать с заданием в рабочей тетради)
Ткани растений [1, 4]
Ткань
Элементы и их местоположение
Строение
Функции
№ слайда, комментарии 1. 1. Проводящая:
а) Ксилема (древесина) А) Трахеиды Б) Трахеи Клетки вытянуты, мертвые, без цитоплазмы, с одревесневшими стенками
Клетки вытянуты с частично одревесневшими стенками и сохранившимися участками цитоплазмы Восходящий ток воды и минеральных солей Слайд 4 Слайд 5
После рассказа учителя о ксилеме и флоэме по щелчку мыши открывается рисунок, где отражено местоположение данных тканей, а затем по щелчку – оно исчезает и снова возвращается изображение данных тканей
Б) Клетки-спутницы Клетки вытянутые, живые, с цитоплазмой, без ядра. Поперечные перегородки с отверстиями, расположены параллельно трахеям
Типичное для растительных клеток строение; прилегают к ситовидным трубкам Нисходящий ток продуктов ассимиляции (органических веществ) от листьев в стебель и корень 2. Покровная:
а) Эпидермис (кожица)
б) Пробка, вторичная покровная ткань (стебли и корни многолетников)
в) Кора (старые ветки и стволы деревьев) Устьица (эпидермис листьев и стеблей травянистых растений), восковой налет, волоски
Многослойная ткань, чечевички
Комплекс отмерших тканей (основная ткань, старая пробка) Клетки живые, тонкостенные, со всеми органоидами, часто с хлоропластами; плотно прилегают друг к другу Клетки мертвые, с плотными оболочками, пропитанными жироподобными веществами Мертвые клетки, заполненные воздухом, с толстыми оболочками Защитная, испарение воды, газообмен Защитная, газообмен (через чечевички)
Защитная, газообмен (через трещины коры) Слайд 7
По щелчку мыши на рисунке “глаз” открываются гиперссылки при нажатии на текст на белом фоне
Слайд 8 Слайд 9 Слайд 10 3. Основная (паренхима) А) ассимиляционная (мякоть листа, некоторые клетки коры стебля) Б) запасающая (эндосперм, видоизменения корня и стебля, паренхима лубяная и древесная) В) воздухоносная (водные и болотные растения) Клетки имеют тонкие стенки и много хлоропластов Клетки округлые или многоугольные, живые; тонкая оболочка часто утолщается и одревесневает; много межклетников Клетки округлые или звездчатые, расположены рыхло; много крупных межклетников Фотосинтез Хранилище запасных питательных веществ (сахара, белки, крахмал); накопление влаги Накопление воздуха в межклетниках Слайд 11 Использованы гиперссылки Слайд 12 Слайд 13 Слайд 14 На слайдах 12-14 внизу рисунок – возврат на слайд 11 4. Образовательная(меристема) Камбий: точки роста (меристемы верхушечные, боковые, вставочные и кончика корня) Клетки многогранные, тонкостенные, без вакуолей и хлоропластов, постоянно делятся Рост растения и начало другим тканям Слайд 15 По щелчку мыши открывается информация о функциях и другая микрофотография 5. Механическаяа) колленхима б) Склеренхима в) Склереиды Эластичная ткань первичной коры молодых стеблей двудольных растений, листьев Лубяные волокна
Каменистые клетки. Встречаются группами в корке хвойных и некоторых лиственных пород, в твердых оболочках семян и плодов Живые клетки с неравномерно утолщёнными не одревесневшими первичными оболочками, вытянутые вдоль оси органа Прочная ткань из быстро отмирающих клеток с одревесневшими и равномерно утолщенными оболочками
Мертвые паренхимные клетки с толстыми одревесневшими оболочками. Обеспечивают упругость и прочность растений Слайд 16 На слайде имеется гиперссылка на видеоролик о механических тканях (учащиеся его просматривают)
Учащиеся еще раз рассматривают клеточное строение стебля, зрительно запоминают расположение тех или иных тканей стебля. Можно задать вопросы (при необходимости, в зависимости от специфики класса) о том, элементы каких тканей указаны на слайде.