Конспект открытого урока "Чтобы путь был счастливым"
Характеристики урока (занятия) Уровень образования: начальное общее образование Целевая аудитория: Учащийся (студент) Класс(ы): 3 класс Предмет(ы): Окружающий мир Цель урока:
Познакомить с правилами поведения на дорогах и улицах Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Учащихся в классе (аудитории): 4 Используемые учебники и учебные пособия:
Плешаков А.А. Мир вокруг нас
Рабочая тетрадь к учебнику Используемая методическая литература:
А. Дмоховский "Ученик и грузовик"
А.А. Плешаков Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класс. Начальная школа. Ч.2.-М.: Просвещение,2010, стр. 8-10
Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешаков Окружающий мир. Мир вокруг нас. Ч.2 стр.5-8
А.А. Плешаков. Программа по окружающему миру 3 класс.-М.:Просвещение, 2009.
Используемое оборудование:
дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», макет Светофора, доска оформлена в стиле телепередачи «Поле чудес», костюм Королевы Светофории, Постового, Пеппи Длинныйчулок, Незнайки и Буратино, рисунки детей, выставка книг. Краткое описание: урок проходит в форме известной телепередачи "Поле чудес"
План урока:
1. Организационный момент 2. Проверка домашнего задания 3. Работа по теме 4. Итог урока 5. Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент. Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать на игровом шоу-представлении «Дорога чудес»! Надеюсь, что сегодняшней урок вам обязательно запомниться! Ведь сегодня вы узнаете много интересного о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомитесь с некоторыми дорожными знаками. - А для начала давайте проверим домашнее задание по изученному ранее материалу. II. Проверка домашнего задания. Учитель проводит краткий фронтальный опрос по изученному материалу: - Как нужно действовать, если возник пожар? - Как нужно действовать, если произошла авария водопровода? - Как нужно действовать, если чувствуешь запах газа? - Назовите номер телефона газовой службы. - по какому телефону нужно вызвать пожарных? - Назовите самые важные телефонные номера на случай опасности.
III. Работа по теме. Ведущий: Ребята, а проведем для вас сегодня игру мы: Постовой и … Постовой: Королева Светофории! Королева: Ребята, а как вы думаете, для чего необходим постовой на улице? Королева: Запомните, что Постовой – очень важная фигура на улицах. Он регулирует движение машин и пешеходов своей волшебной палочкой, словно дирижер. Он помогает правильно двигаться по проезжей части автомобилям и переходить дорогу пешеходам. Если на перекрестке стоит постовой, можете быть спокойны – аварии не будет! Постовой: Ну, вот теперь я думаю, что вы меня запомните, ребята! Ну что ж, а теперь приступаем к нашей игре! Королева: Представляем вам нашу тройку игроков. Игрок под номером 1 – Пеппи Длинныйчулок! Пеппи: Пеппи Длинныйчулок приветствует всех-всех-всех! Постовой: Игрок под номером 2 – Незнайка! Незнайка: Приветик! Я поэт, зовусь Незнайка, От меня вам балалайка! Королева: Это, конечно, очень хорошо, что ты пишешь стихи, но сегодня ты Незнайка,- участник игры. И наконец, игрок под номером 3! Буратино! Буратино: Привет друзья! Королева: Отлично, все наши игроки в сборе, начинаем первый тур! Темой игры является «Мы и дорога». Постовой: Сейчас вы на доске видите слово из 7 букв. Человек, который совершает движение без транспортного средства. Королева: Пожалуйста, Пеппи, вращайте барабан!
Пеппи вращает барабан, называет букву. Все остальные участники проделывают то же самое, пока не отгадают слово – ПЕШЕХОД.
Королева: А сейчас давайте посмотрим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения? На доске записаны утверждения по изучаемой теме, среди которых есть как верные, так и неверные. - Где допущены ошибки? Найдите их: • Ходить разрешается по проезжей части. • Переходить улицу только там, где положено. • Переходить только на желтый сигнал светофора. • Можно кататься там, где ездят автомобили. • Садиться в автомобиль и выходить из него нужно со стороны тротуара. • Держись за поручень, чтобы не упасть, не ходи без дела по проходу во время движения.
Дети выбирают верные утверждения, ищут ошибки.
Постовой: Любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Почему многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу?
Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик». Говорит беспечный Петя: - Мне опасность не грозит, Как шофер меня заметит – В тот же миг и тормозит. Что же может тут случится? Ведь на улице пока Грузовик меня боится, А не я – грузовика!
Он смеется: - Не пойму, Отчего и почему Должен путь ученик Уступить грузовику, Если может грузовик Уступить ученику? Каждый, кто машиной правит Скажет вам наверняка, Что, конечно, не задавит Ученик грузовика.
Но, добавим мы серьезно, Что растяпа – ученик Может рано или поздно Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому, всегда, Чтобы не стряслась беда, Должен путь ученик Уступать грузовику, На дороге каждый миг Должен быть он начеку!
Королева: Современный пешеход должен быть собранным, внимательным, осторожным! А помогут вам в этом специальные знаки. Послушайте внимательно такие загадки и попробуйте их отгадать: 1. Нарисован пешеход. Он вышагивает здесь, а не в сторонке, Показав, что переход – Для вас, для Мишки и Аленки! Постовой: Верно! Это «Пешеходный переход»! Запомните его, друзья! И переходите улицу только по пешеходному переходу! 2. Человечек красным кругом окружен Он кричит: «Вернись! Поплатишься за это!» Никогда не лезьте на рожон, Лучше перейдите там, где нет запрета! Постовой: Имя этого знака – «Движение пешеходов запрещено»! Советуем вам, ребята никогда не нарушать правил дорожного движения и хорошенько его запомнить! 3. Встало с краю улицы В длинном сапоге Чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, Где сошлись пути, Помогает улицу Людям перейти. Постовой: Молодцы, ребята! Правильно! Это слово – СВЕТОФОР! Сейчас я буду называть различные цвета, а вы будете на каждый из них отвечать действиями. Запомните: красный – хлопаем, зеленый – топаем, желтый – прикладываем пальчик к губам и молчим! Будьте внимательны! Вы все поняли? Начинаем! Немного отдохнули, теперь давайте вспомним, что означают сигналы светофора. Красный свет – дороги нет! Желтый – внимание! Зеленый вспыхнул впереди – смело ты переходи! Королева: Итак, переходим ко второму туру нашей игры. Сейчас вы на доске видите слово из 12 букв. Человек, который совершает движение на велосипеде.
Участники называют слово, либо вращают барабан и называют по очереди буквы, пока не отгадают слово – ВЕЛОСИПЕДИСТ.
Постовой: Ребята, а с какого возраста можно ездить на велосипеде? Расскажите, как нужно переходить дорогу с велосипедом. Где можно кататься на велосипеде? Можно ли ездить на велосипеде, не держась за руль? Почему нельзя катать на раме велосипеда или на багажнике? (материал в учебнике на стр. 10) Королева: Итак, переходим к третьему туру нашей игры. Сейчас вы на доске видите слово из 8 букв. Человек, который совершает движение, находясь в любом общественном транспорте.
Участники называют слово, либо вращают барабан и называют по очереди буквы, пока не отгадают слово – ПАССАЖИР (обратить внимание на написание этого слова!).
Постовой: Почему нельзя отвлекать водителя во время движения? Почему нельзя высовывать в окно руку и голову? Почему нельзя брать вещи, оставленные без присмотра? Почему нельзя прислоняться к двери во время движения? (материал в учебнике на стр. 11).
IV. Итог урока. Учитель: Ребята, с какими правилами поведения на дороге и улице вы познакомились? С какими дорожными знаками? Почему каждый человек должен соблюдать правила безопасности?
Королева: Чтоб жить, не зная огорченья, Чтоб бегать, плавать и летать. Постовой: Ты должен правила движенья Везде и всюду… Все: Соблюдать!
V. Домашнее задание. Игорь Чижов: Прочитать текст «Чтобы путь был счастливым» (учебники, стр. 8-12), задания в тетради (стр. 5-8). Настя Волкова: Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (стр. 12). Илья Зюзин: Ответить на вопросы раздела «Подумай» (стр. 12).
Незнайка: Приветик! Я поэт, зовусь Незнайка, От меня вам балалайка!
Буратино: Привет друзья!
Один из учеников читает стихотворение А. Дмоховского «Ученик и грузовик». Говорит беспечный Петя: - Мне опасность не грозит, Как шофер меня заметит – В тот же миг и тормозит. Что же может тут случится? Ведь на улице пока Грузовик меня боится, А не я – грузовика!
Он смеется: - Не пойму, Отчего и почему Должен путь ученик Уступить грузовику, Если может грузовик Уступить ученику? Каждый, кто машиной правит Скажет вам наверняка, Что, конечно, не задавит Ученик грузовика.
Но, добавим мы серьезно, Что растяпа – ученик Может рано или поздно Сам попасть под грузовик.
Вот поэтому, всегда, Чтобы не стряслась беда, Должен путь ученик Уступать грузовику, На дороге каждый миг Должен быть он начеку!