По словам Казимира Фарино, результаты проведения мониторинга качества общего среднего образования позволяют констатировать, что учебный материал усваивается учащимися на высоком, достаточном и среднем уровнях (5-10 баллов). А факультативные занятия, в свою очередь, способствуют повышению качества образования и профессиональному самоопределению школьников.
О качестве общего среднего образования свидетельствуют и результаты участия белорусских школьников в международных олимпиадах. Так, с 2007 по 2010 годы в международных олимпиадах по математике, физике, химии, биологии, информатике, географии, астрономии и астрофизике приняли участие 120 учащихся, из которых 103 (или 86 процентов от общего количества) были награждены медалями: 14 - золотыми, 39 - серебряными и 51 - бронзовыми.
К позитивным тенденциям, по мнению Казимира Фарино, надо отнести и повышение качества подготовки учащихся сельских школ, о чем свидетельствуют стабильные результаты их поступления в высшие и средние специальные учебные заведения. В нынешнем году выходцы из сельской местности составили 20,4 процента от зачисленных на первый курс дневной бюджетной формы обучения в вузе (в 2006 году - 18 процентов). А в средних специальных учебных заведениях этот показатель достиг и вовсе 36 процентов (в 2006 году - 26 процентов). В последние годы средний балл по результатам централизованного тестирования у абитуриентов из сельской местности и абитуриентов-горожан практически сравнялся. У выпускников 2010 разница в средних баллах колебалась от 5 баллов по химии до 0,3 балла - по белорусскому языку, а на тестировании по географии сельчане имели даже преимущество перед горожанами в 2,6 балла (как, кстати, и в прошлом году).
По словам Казимира Фарино, достижения научно-технического прогресса способствуют реализации новых подходов к формированию образовательной среды. Внедрение информационных технологий в сферу образования происходит очень стремительно. Сегодня почти каждый белорусский школьник владеет компьютером даже лучше своих педагогов и родителей, поэтому появились условия для проведения интернет-олимпиады для школьников. В Минске уже проводится экспериментальная работа в этом направлении.
- Проведение интернет-олимпиад, на мой взгляд, очень перспективное направление работы с одаренными учащимися, - пояснил Казимир Фарино. - Дистанционные олимпиады не просто поддерживают и развивают у школьников интерес к изучаемому предмету, они также стимулируют инициативность и самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме и в работе с дополнительной литературой. Убежден, что подобные соревнования помогут выявить наиболее талантливых и творческих учащихся из глубинки с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.
Казимир Фарино считает необходимым подготовить учебно-технологические комплексы, которые включат в себя электронные учебные издания, традиционные учебники, учебные пособия, схемы, таблицы и другой материал по всем предметам в помощь учащимся с разными темпами освоения учебного материала. Он сообщил, что уже планируются к издательству сценарные планы уроков по каждому учебному предмету.
- Одним из факторов создания высокотехнологичной образовательной среды является модернизация школьных библиотек с преобразованием их в центры информационных ресурсов. Работу школьных библиотек необходимо вывести на новый уровень, - подчеркнул Казимир Фарино. - Для более качественной организации мероприятий по созданию медиатек в общеобразовательных учреждениях необходимо разработать Положение о медиатеке общеобразовательного учреждения. Уже подготовлен перечень информационных ресурсов и электронных средств обучения, рекомендованных для комплектования школьных библиотек. Создан и регулярно обновляется каталог программных средств, рекомендованных для использования в образовательном процессе, который тиражируется и на CD-дисках направляется в учреждения образования в соответствии с заявками. Всего на модернизацию библиотек общеобразовательных учреждений с 2007 года было выделено 2,5 млрд. рублей.
Казимир Фарино сообщил, что Министерство образования совместно с Национальным институтом образования и Парком высоких технологий проводит сейчас работу по оцифровке уроков лучших педагогов страны, для того, чтобы с ними можно было работать как в школе, так и дома. "Поскольку практически все учащиеся имеют доступ к компьютеру, мы должны использовать возможности информационных технологий в подготовке домашних заданий и повторении пройденного на уроке", - добавил заместитель министра.