Хлестаков Учительница начальной школы Буратино. 1-й ведущий. Хороший, погожий, конечно, Нам выдался этот денек. У школы сегодня премьера — Наш первый последний звонок. Экзамены, отдых, работа — Идет все своим чередом. И мы уходящему году Прощально помашем рукой. Стремимся мы к счастью и верим: Прощание — встречи залог. У школы сегодня премьера — Наш первый последний звонок.
Слово предоставляется директору школы. 2-й ведущий. Вся жизнь театр, и люди в нем актеры, Сказал поэт и был, конечно, прав. На школьной сцене 11 лет сыграв, Мы в жизнь идем играть другие роли. Мы роли в жизни разные играли — Ребенка, взрослого, ученика, Сыграть учителя мечтаем, Раз в жизни — роль выпускника. Сегодня в школьной пьесе 11-й класс предстанет в полном блеске — Прощальная гастроль. Ах, если бы она Запомнилась надолго, навсегда! 1-й ведущий. А это кто идет сюда? 2-й ведущий. Музы театра нас осчастливили Приходом своим. Муза трагедии Мельпомена И муза комедии Талия — Вот наши гости сегодня. Муза комедии (радостно, с улыбкой). В мире много сил великих, Но выпускника сильнее Нет в природе никого, Мчится он, непобедимый, Вдоль по школьным коридорам, Счастлив, с детскою улыбкой, Верит в будущее смело; Знания, даже небольшие, Он за мудрость принимает И сегодня этот праздник Он с восторгом отмечает: Аттестат получит скоро, Став свободным человеком. Муза трагедии (мрачно). В жизни много дней печальных, Но печальней, чем сегодня, Нет, друзья, у человека. Детство милое уходит, Школу нынче покидают Два одиннадцатых класса. Выпускник гордится знаньем, Но умеет ли порою Отличить добро от злого, Кто ему подскажет правду, Если рядом впредь не будет С ним учитель ежедневно?.. Что ты скажешь, мрачный Гамлет? Гамлет (трагично). Быть или не быть — таков вопрос; Что благородней — знаньям покоряться, Учить, умнеть наперекор судьбе, Иль, ополчась на груду книг, сразить их Противоборством? Забыть, уснуть И только; и сказать, что сном кончаешь Тоску и тысячу учебных мук, Наследье лени — как такой развязка Не жаждать? Все забыть, уснуть. Уснуть! И видеть сны, быть может? Вот в чем трудность Какие сны приснятся в смутном сне: Уроки химии и формул четкий строй, И сочинений длинные страницы, И текстов бесконечных вереницы? Вот что сбивает нас, вот где причина Того, что в школу снова мы идем… Вы, Хлестаков, похоже, не согласны? Хлестаков (очень весело). Ах, бросьте, Гамлет! Школа! Что за жизнь, право! Вы думаете, я там только учусь? Нет! Классный руководитель со мной на дружеской ноге. Этак ударит по плечу: «Приходи, братец, обедать в школьную столовую!» Я лишь на первые два урока заскочу в класс, с тем только, чтобы сказать: «Этого вот не знаю, это вот не выучил!» Со всеми завучами знаком. Бывало, говорю: «Ну что, Надежда Александровна?» «Да так, брат, — отвечает, — так как-то все…» Очень оригинальная дама. Один раз я даже управлял школой. И странно: директор уехал, куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из учителей находились охотники и брались, но пойдут, бывало, — нет, — мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми; после видят, нечего делать — ко мне. Я признаться, смутился, хотел отказаться, но думаю, дойдет до Гороно! Извольте, господа, я принимаю должность, только уж у меня: ни, ни, ни! И точно: бывало, как прохожу по школе, просто землетрясение: всё дрожит и трясется, как лист. Меня и педсовет боится.
Гамлет. Хлестаков, завираетесь, словно младенец! Хлестаков. Поверьте, Гамлет, уж кто глаголет истину, так это младенцы. Муза комедии (радостно, торжественно). В мире много сил премудрых, Но умнее педагога нет в природе никого. Речь проста. Он вольной мыслью Овладел, подобный ветру, И законы начертал. Лень ребячью побеждает И грядущее предвидит Многодумный педагог. Муза трагедии (мрачно, со слезой). В мире много есть профессий, Но труднее, чем учитель, Нет в природе ничего, Тонны целые тетрадей День и ночь он проверяет, Моет парты за дежурных, Книги толстые читает. Он заботится о детях, О своих лишь забывая.
Слово предоставляется первым учителям и классным руководителям выпускников. Гамлет (с черепом в руке). Увы! Бедный Йорик! Ты был отличником, разбирался в компьютерах, знал все формулы и правила. А теперь! У меня к горлу ком подступает при одной мысли… Зачем он так много учился? Хлестаков. Фу, прекратите, Гамлет! Дети и так запуганы телеужасами. Я лично больше веселье люблю. Сам, знаете, сочиняю. Моих, впрочем, много сценариев поставлено: «Кавказская пленница», «Джентльмены удачи», «Санта-Барбара» — тоже мое сочинение. Уж и названий не помню… Всё, что было под именем Льва Толстого, Алексея Толстого… всё это я написал. Гамлет. И «Войну и мир»? Хлестаков. Конечно. Гамлет. А «Приключения Буратино»? Хлестаков. Моя комедия, не стану отрицать! Это пьеса идет в школьном театре «Глобус». С огромным успехом, между прочим! Выходит Буратино, садится за парту.
Учительница начальной школы. Дорогой Буратино! Теперь ты стал учеником. Я научу тебя читать, писать, считать. Вот это «Букварь» — твоя первая книжка. А это буква «А», с нее и начнется твое школьное образование.
Выходят учителя старшей школы.
Учительница. Буратино, поздравляем тебя с переходом в старшую школу. Здесь ты узнаешь много полезного и интересного.
Каждый учитель дает домашнее задание Буратино: 30 задач, 20 формул, 200 английских слов, 10 параграфов, таблицы, тесты и т. д., каждый кладет ему на парту стопку толстых книг. Буратино скрывается за этими томами, как за высоким забором.
Учительница. Пройдут незаметно годы ученья, и ты, Буратино, станешь большим. А мы будем гордиться тобой так же, как мы гордимся нашими выпускниками.
Выходят учащиеся 11-х классов: «Линда» и ее группа. У всех отрешенные лица. «Линда» поет на мотив песни «(Мало огня»). Это мелом и у доски, Это ручкою и в листки, Это тихое «не могу»… Это шепот усталых губ, Это слабость усталых рук, Это будет не только так, Это то, что скорей реши, Это тихое: на, спиши! Это выйдет — и сразу пять Это надо и можно знать. Это будет с тобой и мной, Это сделает нас умней, Это с нами на много дней, Это ты, это я… и я… и я. Мало, мало, мало учу, Я хочу еще немного больше, Мало, мало, мало учу. Задает учитель — значит, надо!
Учительница. Вам больше не сидеть за партой узенькой, Поэтому чуть-чуть вы опечалены, Звонок последний прозвучит в вас музыкой, Как все слова последние, прощальные. А в классе строчки классиков заветные Другим ученикам теперь досказывать. Должны вы теорему жизни вечную Судьбой своей самим себе доказывать. Учителя поют песню на мотив песенки «Узелок развяжется…» Выбирала класс себе — не угадала, Вовсе не таких детей учить мечтала. Я уж их лепила из того, что было, А потом, что было, то и полюбила. Припев: Узелок завяжется, узелок развяжется, А любовь, она и есть только то, что кажется.
Всё у нас связалось в узелки тугие, У меня проблемы, а у них другие. Я же их лепила из того, что было, А потом, что было, то и полюбила. Припев. Это лишь минутка, как слеза упала, День пришел расстаться, я не ожидала. Я же их лепила из того, что было, А потом, что было, то и полюбила. Слово выпускников и их родителей.
1-й ведущий. От этих минут никуда нам не деться, И каждый из нас с этим чувством знаком. И, значит, не только лишь школьное детство Уходит от нас вместе с этим звонком. 2-й ведущий. Как елочный праздник, кончается сказка, Как лента в кино, обрываются сны. Уже не надеясь на чьи-то подсказки, Мы сами решать все задачи должны. 3-й ведущий. Звени над прошедшим и настоящим, Над всем, что сберег я и что не сберег, Звени же над детством моим уходящим Печальный, прощальный последний звонок.
Дается последний звонок.
1-й ведущий.
Завершился очередной театральный сезон в нашей школе. Остались в прошлом уроки-репетиции. Самые опытные актеры — выпускники разъедутся на «гастроли» в ВУЗы страны. Пусть вам аплодируют профессора академий и университетов! Удачи вам! А у нас в сентябре вновь взовьется занавес, открывая сцену школьной жизни. И согласно системе Станиславского все будет очень достоверно, согласно предлагаемым обстоятельствам.