Микула Селянинович — в славянской мифологии герой-богатырь. Хотя он не упоминается среди киевских богатырей, не встретим мы его на княжеских пирах, и не участвует он в сражениях. Микула Селянинович — богатырь-пахарь, мужик. Рядом с богатырем в былине оказывается князь Вольга, и поначалу именно через него узнается Микула. Вольга с дружиной едет в пожалованные ему великим князем города за данью Здесь по пути и происходит встреча князя с пахарем. Сначала Вольга только слышит его.
Как орет в поле оратай, посвистывает. Сошка у оратая поскрипывает, Омешики по камешкам почирикивают.
И только на третий день, приблизившись наконец к пахарю, князь видит, как идет работа.
Как орет в поле оратай, посвистывает. А бороздочки да он пометывает, А пенье, коренья вывертывает, А большие-то камни в борозду валит.
В этой картине есть детали, характерные для земледельческого труда северного русского крестьянина: это ему приходилось превращать в пахотные земли участки, заваленные валунами, и корчевать лес. Но одновременно рисуется «раздольицо чисто поле», которого на севере быть не могло. Как обычно в былинах, здесь сливается воедино то, что в действительности никогда вместе не существует. В результате такого слияния создается идеальная картина.
Непривычно дороги и красивы орудия пахоты:
У оратая кобыла соловая, Гужики у нее шелковые, Сошка у оратая кленовая, Омешики на сошке булатные, Присошечек у сошки серебряный, А рогачик-то у сошки красна золота.
И наконец Вольга видит самого пахаря за работой:
А у оратая кудри качаются, Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. У оратая глаза да ясна сокола, А брови у него да черна соболя, У оратая сапожки зелен сафьян, - Вот шилом пяты, носы востры, Вот под пяту, пяту воробей пролетит, Около носа хоть яйио прокати. У оратая шляпа пуховая, А кафтанчик у него черна бархата.
Не правда ли, Микула мало похож на человека, занятого тяжелой пахотой. Своим обликом он скорее напоминает богатыря-щеголя Чурилу Пленковича, готовящегося к «состязанию» с Дюком. Кудри, брови соболиные — это детали из свадебных песен, изображаю-щих красавца жениха. Былина не считается с требованиями правдоподобия, когда нужно создать идеальный портрет героя. Вольга предлагает Микуле ехать с ним — оказывается, пахарь не в ладах с горожанами и готов помочь князю. Микула согласен — но нужно убрать соху, чтобы те же мужики не позарились на нее. Вольга посылает дружинников выдернуть соху из земли, вытряхнуть земельку и забросить «сошку за ракитов куст». Но они не в силах это сделать.
Тут оратай-оратаюшко На своей ли кобыле соловенькой Приехал ко сошке кленовенъкой, Он брал-то ведь сошку одной рукой, Сошку из земли оц повыдернул, Из омешиков земельку повытряхнул, Бросил сошку за ракитов куст.
И еще одна подробность: крестьянская кобыла неожиданно обнаруживает превосходство над боевым Вольгиным конем.
Как хвост-то у ней расстилается, А грива-то у ней завивается, У оратая кобыла ступью пошла. А Вольгин конь да ведь наскакивает, У оратая кобыла грудью пошла, А Вольгин конь да оставается.
Престижу князя-воина нанесен сильнейший удар: кобыла, приученная к тому лишь только, чтобы тащить соху, обгоняет запросто его боевого коня да и выглядит эффектнее. Князь вынужден проявить к неизвестному пахарю почтение.
— Ай же ты оратай-оратаюшко! Как-то тебя да именем зовут, Нарекают тебя да по отечеству?
С таким вопросом в Древней Руси к простому крестьянину не обращались. Об имени-отчестве спрашивали людей значительных, с родословной, например, приезжих богатырей. Ответ оратая утверждает иные ценности.
— Ай же ты Вольга Святославович! Я как ржи-то сложу да домой выволочу, Домой выволочу да дома вымолочу, А я пива наварю да мужичков напою, — А тут станут мужички меня похваливати: Молодой Никуда Селянович!
Так в былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.