познакомить детей с правилами пожарной безопасности; научить соблюдать их; довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём; отрабатывать правильность действий при возникновении пожара; воспитывать бережное отношение к своему здоровью Введение материала по цели занятия
У:– Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Кто задорный и весёлый, верность, правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых и строительный забор?
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке,
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл?
– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.
Тема занятия
– У:– Сформулируйте тему « Огонь друг или враг?» (Слайд№1)
Вступительная беседа учителя
У:– Встретились как-то два огня. Огонь – друг и Огонь-враг и заспорили. Давайте послушаем из-за чего у них вышел спор?
У:- Слово «огонь» известно людям еще с древних времен. Давным–давно, когда люди еще жили в пещерах и общались при помощи звуков и жестов, они научились добывать огонь.
Д: Я, огонь – давний друг человека. Но об огне, как о друге вы нередко забываете. А ведь с моей помощью совершается много полезных дел. Я верно служу в повседневном быту и на производстве.
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надежно дружит с вами:
Гонит холод, гонит мрак,
Я приветливое пламя
Поднимаю, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.
---------------------------------------
Знают все человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
У: Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Огонь может быть другом (Слайд№2)
Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то я-огонь могу стать страшным, коварным врагом. Я унесу миллионы человеческих жизней, сотру с лица Земли и большие города, и маленькие деревни.
(Слайд№3)
У: Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. За 8 месяцев 2005 года в России произошло более 150 тысяч пожаров, в результате которых погибло 10 тысяч 980 человек. Больше всего пожаров произошло в жилом секторе.
Расскажите когда огонь враг?
__________________________________________
Работа по теме (Слайд№4)
У: Отчего возникает пожар? Варианты ответов детей: (это могут быть спички, электроприборы, печь, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)
Давайте послушаем:
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг.
Отвлеклась на 3 минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки
Вот что значат 3 минутки.
2 уч.
Смастерил Сергей пугач,
Пострелял немного,
А теперь Сережу врач
Лечит от ожогов.
От такого пугача
Путь обычный до врача.
3 уч.
Этот дядя не жалеет,
Что в лесу окурок тлеет.
На такого дядю, глядя,
Мы, ребята, скажем речь:
Как же вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
4 уч.
Да, огонь бывает разный –
Бледно- желтый, ярко- красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
У:– Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица, поселок или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60 раз. Почему это происходило? (Много было деревянных построек)
– Теперь дома каменные, но выгорают они также стремительно. Отчего? (Появились легковоспламеняющиеся предметы)
– Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?
– Какие причины возникновения пожара вам известны?
Анализ ситуаций
1.Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?
2.Дети играли у стаек с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?
За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим. Как не допустить возникновения пожара?
1 уч.
Ребята, помните о том,
Что нельзя шутить с огнём
Кто с огнём неосторожен
У того пожар возможен.
2 уч.
Спички не тронь!
В спичках огонь
Не играй, дружок, со спичкой.
Помни, ты, она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.
3 уч.
Возле дома и сарая
Разжигать огонь не смей!
Может быть беда большая
Для построек и людей.
4 уч.
Если имущество хочешь сберечь
Не уходи, когда топится печь!
5 уч.
Не суши белье над газом.
Все сгорит единым разом!
6 уч.
Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий выключайте!
7 уч.
Во избежанье всяких бед
Огню на елку хода нет!
8 уч.
Запомните, дети, правила эти:
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал!
9 уч.
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер 01.
01 – запомни этот телефон.
В случае пожара пригодится он!
2) Слайд№5
Попытайтесь на него ответить? (Варианты ответов детей).
Это полезно помнить (правила)
– Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять.
3) Слайд №6
У: Как вести себя во время пожара?
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин
При пожаре, при пожаре
Набирают 01.
И вот машины красные
Спешат в места опасные
Прохожие сторонятся,
Пожарные торопятся.
4)Слайд №7
Как вести себя при пожаре в школе?
ВЫВОД.
Ребята, ну а теперь скажите, все-таки огонь – это наш друг или враг?
(Ответы детей.)
- Давайте будем соблюдать правила пожарной безопасности, которые нам напомнили ребята. И тогда мы не только поможем государству сберечь сотни тысяч рублей, но и убережем себя и своих близких от многих бед и несчастий, а огонь всегда будет нашим добрым другом.