Четверг, 25 Апр 2024, 22:32
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Классные часы

"Без памяти нет совести?"
"Без памяти нет совести?"
Цели урока:

•формирование представлений о творческом наследии Д.С. Лихачева;
•развитие интереса у учащихся к личности Д.С. Лихачева;
•осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций.
Ход урока

I. Оргмомент.

II. Слово учителя.

Несколько минут назад прозвенел “школьный радостный звонок, и внимание с тишиною к нам” пришло на урок.

Первый урок учебного года “Без памяти нет совести!?” мы посвящаем Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. (слайд №2)

•“Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни”.
•“Им была прожита долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох”.
•“Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни”.
Хотелось бы, что бы вы сегодня серьёзно задумались о своих жизненных целях в предстоящем учебном году.

(Обращение к личному опыту учеников)(слайд №3)

1.Каково лексическое значение слов: память, совесть?
2.Как они связаны?
3.Зачем человеку дана совесть?
(совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …)

На данные и многие другие вопросы можно найти ответ в 46-ти письмах Дмитрия Сергеевича. В них жизненный опыт, который автор “пытался обобщить”.

“Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.

О чём же беседует Лихачев?

1. Письмо третье. Самое большое. (слайд №4)

“Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей”.

“Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях”.

- К чему может привести слепой восторг?

(к нравственному уродству, нацизму)

И другое:

“Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость”.

2. Письмо четвертое. Самая большая ценность - жизнь. (слайд №5)

“Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …”

III. Работа с текстом.

О том, как нужно воспитываться “в моральном климате памяти”, говорит Дмитрий Сергеевич в сороковом письме “О памяти”.

Подробно рассмотрим именно это письмо. (слайд №6)

Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена …
А.С.Пушкин

“Память - одно из важнейших свойств бытия”.
И.А. Бунин

Памятью обладают отдельные растения, камень, древесина, птицы…

- А что такое “генетическая память”? (информация, переходящая из одного поколения живых существ к следующим).

У Р.Рождественского есть слова:

“Это нужно не мертвым,
Это надо живым!”

- Как вы понимаете эти слова?

(Помнить погибших в годы Великой Отечественной войны – наш долг. Память - преодоление времени … смерти).

(слайд №7)

“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки”, - пишет Лихачев в своем письме.

- Так ли это?

- Можно ли управлять памятью?

(Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее соединяется с прошедшим).

(слайд №8)

“Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки”.

(слайд №9)

Без памяти нет совести. Без совести нет памяти. Смысл тот же или иной?

(слайд №10)

Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к родным, близким, предкам, к их традициям.

Вспомним А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близких нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва.

1. О чем Пушкин заставляет задуматься?

2. Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями?

3. Стоит ли думать только о будущем? (Нет, нужно жить настоящим, иначе будущее может не наступить (И.А.Бунин “Господин из Сан - Франциска”)

4. В каких произведениях звучит тема памяти? (А.С. Пушкин: “Воспоминания в Царском Селе”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”…)

IV. Итоги урока.

(слайд №11)

Так что же такое, по мнению Д.С. Лихачева, память? Совесть?

(Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – наше богатство.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)

(слайд №12)

В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:

Память:

1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления;
2.Воспоминания о ком-либо или о чем-либо;
3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах;
4.Сознание.
Совесть:

1.Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом
2.Нравственные принципы, взгляды, убеждения.
- Что же получается в итоге?

(слайд №13)

- Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.

(слайд №14)

Он одарил нас вечным светом,
Добром таланта своего.
Он весь – частица нас, и в этом
Залог бессмертия Его!

--------------------------------------------------------------------------------
Категория: Классные часы | Добавил: Muh997 (01 Мар 2012)
Просмотров: 3904 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.4/ 13 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Четверг
25 Апр 2024
22:32


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz