•формирование представлений о творческом наследии Д.С. Лихачева; •развитие интереса у учащихся к личности Д.С. Лихачева; •осознание нравственных ценностей и формирование устойчивых ценностных ориентаций. Ход урока
I. Оргмомент.
II. Слово учителя.
Несколько минут назад прозвенел “школьный радостный звонок, и внимание с тишиною к нам” пришло на урок.
Первый урок учебного года “Без памяти нет совести!?” мы посвящаем Дмитрию Сергеевичу Лихачеву. (слайд №2)
•“Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни”. •“Им была прожита долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох”. •“Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни”. Хотелось бы, что бы вы сегодня серьёзно задумались о своих жизненных целях в предстоящем учебном году.
(Обращение к личному опыту учеников)(слайд №3)
1.Каково лексическое значение слов: память, совесть? 2.Как они связаны? 3.Зачем человеку дана совесть? (совесть может предотвратить плохой поступок; совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки, исправлять недостатки …)
На данные и многие другие вопросы можно найти ответ в 46-ти письмах Дмитрия Сергеевича. В них жизненный опыт, который автор “пытался обобщить”.
“Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам”.
О чём же беседует Лихачев?
1. Письмо третье. Самое большое. (слайд №4)
“Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей”.
“Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками – как в любимом человеке, так и в окружающих людях”.
- К чему может привести слепой восторг?
(к нравственному уродству, нацизму)
И другое:
“Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость”.
2. Письмо четвертое. Самая большая ценность - жизнь. (слайд №5)
“Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …”
III. Работа с текстом.
О том, как нужно воспитываться “в моральном климате памяти”, говорит Дмитрий Сергеевич в сороковом письме “О памяти”.
Подробно рассмотрим именно это письмо. (слайд №6)
Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы на, на мировом погосте, Звучат лишь письмена … А.С.Пушкин
“Память - одно из важнейших свойств бытия”. И.А. Бунин
Памятью обладают отдельные растения, камень, древесина, птицы…
- А что такое “генетическая память”? (информация, переходящая из одного поколения живых существ к следующим).
У Р.Рождественского есть слова:
“Это нужно не мертвым, Это надо живым!”
- Как вы понимаете эти слова?
(Помнить погибших в годы Великой Отечественной войны – наш долг. Память - преодоление времени … смерти).
(слайд №7)
“Беспамятный” - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки”, - пишет Лихачев в своем письме.
- Так ли это?
- Можно ли управлять памятью?
(Невежественный человек напрасно думает, что его поступок не сохранится в памяти окружающих. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее соединяется с прошедшим).
(слайд №8)
“Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки”.
(слайд №9)
Без памяти нет совести. Без совести нет памяти. Смысл тот же или иной?
(слайд №10)
Личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к родным, близким, предкам, к их традициям.
Вспомним А.С. Пушкина:
Два чувства дивно близких нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва.
1. О чем Пушкин заставляет задуматься?
2. Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями?
3. Стоит ли думать только о будущем? (Нет, нужно жить настоящим, иначе будущее может не наступить (И.А.Бунин “Господин из Сан - Франциска”)
4. В каких произведениях звучит тема памяти? (А.С. Пушкин: “Воспоминания в Царском Селе”, “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Арап Петра Великого”…)
IV. Итоги урока.
(слайд №11)
Так что же такое, по мнению Д.С. Лихачева, память? Совесть?
(Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, память – одна из основ поэзии, память – наше богатство.
Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом)
(слайд №12)
В “Толковом словаре русского языка” лексическое значение этих слов обозначено так:
Память:
1.Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; 2.Воспоминания о ком-либо или о чем-либо; 3.Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; 4.Сознание. Совесть:
1.Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом 2.Нравственные принципы, взгляды, убеждения. - Что же получается в итоге?
(слайд №13)
- Научная общественная деятельность Д.С. Лихачева отмечена целым рядом общественных и государственных организаций. Он обладатель российских и зарубежных орденов, премий. Его имя присвоено в 1984 году малой планете №2877. Он, учитель и наставник молодежи, остался в памяти многочисленных читателей.
(слайд №14)
Он одарил нас вечным светом, Добром таланта своего. Он весь – частица нас, и в этом Залог бессмертия Его!