Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные нормы жизни. Оборудование: раздаточный материал. Ход занятия I. Сообщение темы и цели занятия. – У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность. Тема нашего занятия «Посеешь поступок – пожнёшь привычку». II. Игра «Имя и эпитет» – Ребята, мы знакомы с вами полтора года, но каждый день открываем в себе и в своих одноклассниках что – то новое. Вот и опять я приоткрыла занавес вашей души, прочитав ваши анкеты «Что я могу сказать о себе». Из них я узнала, что … Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе. – Каждый из вас, ребята, подберет по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества. Спасибо! Итак, сделан ещё один шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие мы вместе?» была разгадана. III. «Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость. – В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой. – Приведите примеры полезных (зарядка, правильное питание, уважение к окружающим), вредных (неправильное питание, лень, проявление грубости) и опасных (алкоголь, курение, наркомания) привычек. – Как же можно «вырастить» привычку? – Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». На планете Маленького принца, как на любой другой планете, растут травы полезные и вредные. А значит, есть там хорошие семена хороших, полезных трав и вредные семена дурной, сорной травы. Но ведь семена невидимы. Они спят глубоко под землёй, пока одно из них не вздумает проснуться. Тогда оно пускает росток; он расправляется и тянется к солнцу, сперва такой милый, безобидный. Если это будущий редис или розовый куст, пусть растёт на здоровье. Но если это какая-нибудь дурная трава, надо вырвать её с корнем, как только её узнаешь. На планете Маленького принца есть ужасные, зловредные семена… это семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распознать вовремя, потом от него уже не избавишься. Он завладеет всей планетой. Он пронижет её насквозь своими корнями. И если планета очень маленькая, а баобабов много, они разорвут её на клочки. – Есть такое твёрдое правило, – сказал мне после Маленький принц. – Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная. Однажды он посоветовал мне постараться и нарисовать такую картинку, чтобы и у нас дети это хорошо поняли. – Если им когда-нибудь придётся путешествовать, – сказал он, – это им пригодится. Иная работа может и подождать немного, вреда не будет. Но если дашь волю баобабам, беды не миновать. Я знал одну планету, на ней жил лентяй. Он не выполол вовремя три кустика… – Расскажите о замечательной привычке, которую Маленький принц «вырастил» в себе. – Почему Маленькому принцу нужно было бороться с баобабами каждый день? – Можно ли эти баобабы сравнить с плохими привычками, которые человек побеждает каждый день в самом себе? Почему? – Какие «баобабы» приходится вычеркивать каждый день вам? – Это и есть та вредная привычка, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться. – Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных? IV. Физминутка. V. Один итальянский писатель говорил: «Природа, создав людей такими, каковы они есть, даровала их великое утешение от многих зол, наделив их семьей и родиной». – Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье ты желанный ребенок. Здесь тебя любят и уважают, ценят и понимают. Именно в семье ты получаешь воспитание, формируешь свое «Я». Ситуация 1 Мама каждый день говорит Наташе: -Доченька, милая, как только закончатся уроки в школе, сразу иди домой, мне нужна помощь на огороде. -Мама, но ребята из класса хотят, чтобы после уроков мы вместе немножко поиграли,- отвечает Наташа. - Тебе некогда играть, тебе нужно спешить домой,- говорит мать. Что вы посоветуете Наташе и маме? Ситуация 2 Саша с мамой пошли в магазин. Мама делала покупки, а Саша смотрел на выставленные в витрине шоколадные конфеты. Ему очень захотелось шоколадного Деда Мороза. - Мама, купи мне Деда Мороза. -Не могу, сынок, осталось мало денег. - Какая же ты недобрая, мама,- сказал Саша маме и очень сильно обиделся. Как вы оцениваете поступки мамы и Саши? Как им нужно поступить? Ситуация 3 Ваня и Алан – друзья. Они вместе ходят в школу и обратно. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Ваня учится хорошо. Алан – не очень. Ваня по – доброму относится к Алану, регулярно даёт ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта. Как вы думаете, ребята? Чем отличается «добрый» человек от «добренького»? Ситуация 4 Максату подарили щенка. Щенок был чёрный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал. - Совсем невоспитан,- подумал Максат, глядя, как щенок грызёт ножку стула. Максат занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его верёвкой… Время шло… Щенок превратился в большую злую собаку. Максат смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой? Игра – проблема «Да - нет – может быть» (На доске написаны слова «Да», «Нет», «Может быть». Учитель читает ситуацию. Ребята должны подойти к тому слову, которое является решением ситуации. ) • Можете ли вы взять чужую ценную вещь, которую вам очень хочется иметь, при условии, что об этом никто не узнает? • Вы идете по парку и едите из пакета жареный картофель. Пакет опустел. Вы его бросаете тут же. • В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Анечка заметила своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказала: «Здравствуйте, Татьяна Михайловна!» Права ли Аня? • Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное? • Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение? • Вам подарили две одинаковых игрушки. Вы недовольны. VI. Работа в парах. – Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми (задание на листах). Справедливость, эгоизм, злость, милосердие, болтливость, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, жадность, выдержка, честность, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, зависть, трусость. – Какие качества человека отнесли к недостаткам? Ответьте пословицами. Гнев – враг человеку, а разум его друг. Зависть – это худший из людских пороков. Пчела жалит жалом, а человек – словом. Кто не отвечает гневом на гнев, спасает обоих – себя и другого. Человек – хозяин своих настроений. От сабельной раны поправишься, а от раны, нанесенной ложью, – никогда. Недоброе слово больней огня жжет. Сочувствовать – значит чувствовать вместе с другими. – Какие качества вы оставили? Почему? Есть ли они у вас? VII. Волшебный стул (учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других) Волшебный стул помогает узнать людям о своих положительных качествах, достойных уважения. Предлагаю назвать качества одноклассника, достойные уважения. На лучиках солнца записывает называемые учениками качества. После этого ребёнку дарится солнышко с лучами. Упражнение. Учащимся предлагается написать на лепестках цветка те качества, которые они уважают в себе. VIII. Итог занятия. – У каждой группы написано начало фраз, с которых они должны начать свой ответ. Нам понравилось… Нас удивило… Нас поразило… Нас расстроило… Мы восхищены… Нам интересно… Нам не удалось… Вернуться к ожиданиям