Тема классного часа: «Образование в разных странах» Цель: познакомить обучающихся с образованием детей в разных странах; показать роль знаний в жизни человека. Задачи: Развивать умение работать в группе; Воспитывать патриотические чувства, толерантность, уважение к традициям разных народов. Материалы: презентация, 5 цветовых карточек (белая, черная, желтая и зеленая), 5 карточек с текстами. Ход занятия 1. Орг.момент 2. Сообщение темы и цели занятия. Школа, здравствуй! Идем за знаньями в поход. Сегодня праздник, Школьный праздник! Встречаем мы учебный год! Какой сегодня праздник? Почему именно 1 сентября отмечают у нас в стране День Знаний? (Предположительные ответы детей) Праздник знаний встретил нас И повел в любимый класс. Мы за парты сели дружно, Все на свете знать нам нужно! Точная дата появления традиции начинать учебу с 1 сентября неизвестна. Вероятно, значение имел наш климат: все-таки холодные осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше радости и пользы, чем теплые летние. В общем, традицию начинать учебный год по старинке 1 сентября оставили нетронутой. Вот почему именно 1 сентября дети идут в школу – потому что раньше этот день был первым днем не только учебного, но и календарного года! Согласно сухим данным статистики, 40 000 000 человек, живущих на территории России – это школьники, студенты и их преподаватели, а остальные 100 миллионов – их родственники. Вот и получается, что День Знаний — праздник общенародный, когда 40 миллионов идет в школу или университет, чтобы учить других или учиться самим, а их мамы, папы, дедушки и бабушки ждут их дома, или провожают до места событий, сопереживают, одним словом. Сегодня все, даже не самые прилежные ученики, ощущают себя на пороге чего-то нового и важного. Во всех ли странах сегодня День Знаний? (Предположительные ответы детей) «Знание – сила!» – сказал Юлий Цезарь, и заставил поверить в это все человечество. А между тем, первого сентября в школу отправляются не во всех. В Узбекистане, например, 1 сентября уже который год отмечается День Независимости, и дети получают дополнительный день отдыха, а в школу идут лишь второго. На исторической родине Юлия Цезаря, то есть в Италии, дети пойдут в школу только через месяц – 1 октября. А греческие дети уже давно учатся — учебный год начался 12 августа. А вот во Франции, кажется, каникул больше, чем учебных дней. Более того, единого для всей страны «дня знаний» нет. В некоторых городах начало учебного года приходится на 1 сентября, в других – может начаться и 15. Либералы, одним словом. Зато школьный портфель у них весит по 15 кг: там 5-6 учебников, 2 тетрадки на предмет, пенал, плюс у девочек – увесистая косметичка… В Австралии учиться начинают 1 февраля. Почему? (Потому что у них все наоборот: 1 февраля у нас зима, а у них лето) Какие особенности школьной жизни в других странах? Тема классного часа «Образование в разных странах». (слайд 1) Зачем мы будем изучать эту тему? (Интересно узнать, когда начинается школьная жизнь у ребят в разных странах, какие правила действуют у них в школах, какие предметы изучают…) Сегодня мы узнаем о школьной жизни (слайд 2) В Японии, Англии, США, Германии и Дании. Может быть, вы что-нибудь уже знаете об образовании в этих странах из книг, телевизионных передач, от знакомых? (Варианты ответов детей) Давайте отправимся в путешествие по школам этих стран.
3. Работа в группах. Класс делится на 5 групп по количеству стран. Каждой группе-«стране» выдается карточка-текст (Приложение 1), в которой собраны сведения об условиях учебы школьников данной страны. Затем дети в своих группах изучают содержание карточек, обсуждают, готовятся к выступлению.
Давайте вспомним правила работы в группах. 1. Учись выслушивать каждого члена группы. 2. Не бойся выдвигать свое мнение, даже если оно может оказаться ложным. 3. Одна голова хорошо, а две лучше. 4. Умей идти на компромисс, учись уступать.
Через определенное время (например, 8-10 минут) учитель раздает цветовые карточки. Каждая группа поочередно рассказывает изученный материал (1 группа – «Белая» - выступает не более 3 минут). (Слайды 3-4) Все остальные внимательно слушают и затем анализируют (не более 3 высказываний): 2 группа – «Черная» - называет отрицательные моменты (Что вам не понравилось в школах…?). 3 группа – «Желтая» - называет положительные моменты (Что вам понравилось?) 4 группа – «Синяя» - обобщает, делает выводы (Какие моменты школьной жизни данной страны были бы полезны и для российских школ?) 5 группа – «Зеленая» - дополняют 2, 3 и 4 группу (Что можете добавить?) Затем цветовые карточки (Приложение 2) передаются по кругу следующей группе так, чтобы в каждой команде сменились все цвета за всю игру, т.е. каждая группа будет в разных ролях (Выступающие, Пессимисты, Оптимисты, Оценщики, Дополняющие) Аналогично выступает следующая «Белая» группа, а остальные слушают и анализируют и т.д. (Остальные слайды)
4. Вывод. В какой стране вам больше всего понравилась школьная жизнь? Почему? (Варианты ответов детей)
Поправьте меня, если я не права, но мне кажется, в нашей стране самая лучшая школьная жизнь! У нас с вами — самый разумный график учебы и отдыха. Игра «Закончи фразу» Поступают в школу дети с … (7 лет) Учатся всего… (11 лет) В 1 классе оценок … (нет) Со 2 класса задаются … (домашние задания) Проверка знаний осуществляется с помощью… (контрольных работ) Продолжительность урока … (45 минут) В школе есть … (столовая, библиотека, группа продленного дня, кружки, секции) Летние каникулы длятся… (3 месяца)
И на отсутствие праздников нам тоже грех жаловаться. Летом отдохнули мы с вами на славу, а теперь – пора и делом заняться.
Желаю в Мир Знаний доброго пути, С друзьями этот путь пройти. Пусть каждый день ваш будет светлым, Пусть ваше сердце будет щедрым. От всей души желаю счастья, В учёбе радостных побед, Желаю жить, не унывать, И пятерки получать! Что нового интересного узнали? Что удивило? Как вы оцениваете свою работу, своей команды? Если вы заинтересовались образованием в других странах можно найти информацию в энциклопедиях, в интернете.