Классный час-размышление для старшеклассников Тема: Любовь к жизни Цель: помочь учащимся понять, что такое жизнь и в чем заключается ее сущность, осуществить выбор ценностей Задачи: · выяснить, что включает в себя понятие «жизнь» и обсудить, в чем заключается смысжизни; · научить анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим; · подготовить учащихся к самопознанию и самореализации План урока 1.Фокус Учитель озвучивает тему урока и предлагает определения: ЖИЗНЬ. 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования и движения материи, возникшая на определенной ступени ее развития. 2. Физиологическое существование человека, животного. 3. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. 4. Реальная действительность. 5. Оживление, проявление деятельности, энергии. Какое из этих определений в большей степени соответствует теме урока? Вы принимаете это определение в том виде, в каком оно есть или хотите дополнить? Что не устраивает вас в этом определении? 2. Перекличка афоризмов Учащиеся приводят афоризмы по теме урока, заранее приготовленные дома Примеры: Истинное назначение человека – жить, а не существовать. (Д.Лондон) Правильный путь таков: усвой то, что сделали твои предшественники, и иди дальше. (Л.Н.Толстой) …пора перестать ждать неожиданных подарков от жизни, а самому делать жизнь. (Л.Н.Толстой) Если бы счастье заключалось в телесных удовольствиях, мы называли бы счастливыми быков, когда они находят горох для еды. (Гераклит) Красиво жить – не просто звук пустой. Лишь тот, кто в мире красоту умножил Трудом, борьбой, - тот жизнь красиво прожил, воистину увенчан красотой! (И.Бехер) 3. Работа в парах над стихотворением 'Life’ Учитель: Что такое жизнь для меня? Можно было бы сказать, что жизнь – это дорога с движением в одну сторону или поезд, который никогда не возвращается обратно. Можно привести цитату: ‘Life is a party. We join it after it is started and leave it before it is finished’. Не будь я учитель истории, я бы этим и ограничилась. Выражая свое отношение к жизни, я приведу еще одну цитату: «Жизнь по природе своей диалогична, жить – значит участвовать в диалоге, вопрошать, ответствовать, соглашаться…в этом человек участвует весь и всей своей жизнью: глазами, губами, руками, душой, всем телом, поступками». (Бахтин М.М.). Как вы думаете, что получится, если мы выразим суть идеи, заложенной в этих словах 1-2 словами? Жизнь – это диалог. Почему? Как вы думаете? В жизни много прекрасных вещей. За что вы любите жизнь? (любовь, счастье, семья, дружба…). Но жизнь – это не поле, усыпанное розами. В жизни бывает всякое. Я хочу представить вам стихотворение, написанное матерью Терезой, которое произвело на меня потрясающее впечатление. Учащиеся читают стихотворение и работают над его переводом. Из предложенных вариантов выбираем лучший. Life Life is a challenge, meet it. Life is a duty, complete it. Life is a game, play it. Life is costly, care for it. Life is wealth, keep it. Life is mystery, know it. Life is love, enjoy it. Life is a promise, fulfill it. Life is sorrow, overcome it. Life is a song, sing it. Life is a struggle, accept it. Life is a tragedy, confront it. Life is an opportunity, benefit from it. Life is beauty, admire it. Life is bliss, taste it. Life is a dream, realize it. Life is a challenge, meet it. Life is an adventure, dare it. Life is luck, make it. Life is too precious, do not destroy it. Life is life, fight for it. Mother Teresa
Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это долг, исполни его. Жизнь – это игра, сыграй в нее. Жизнь бесценна, береги ее. Жизнь – это богатство, храни его. Жизнь – это таинство, познай его. Жизнь – это обещание, исполни его. Жизнь – это скорбь, преодолей ее. Жизнь – это песня, спой ее. Жизнь – это борьба, прими ее. Жизнь – это трагедия, перебори ее. Жизнь – это возможность, не упусти ее. Жизнь – это красота, восхищайся ею. Жизнь – это блаженство, вкуси его. Жизнь – это мечта, реализуй ее. Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это приключение, испытай его. Жизнь – это удача, поймай ее. Жизнь драгоценна, не разрушай ее. Жизнь – это борьба, борись за нее. Далее учитель предлагает выбрать любимую строчку из стихотворения и создать рисунок, иллюстрирующий ее. 4. Работа в группах над понятием «ценности» звучит песня Б.Окуджавы «Виноградная лоза» Учитель: Ник Оуэн подчеркивает: «Ценности – это вещи, которые указывают нам направление в нашей жизни». А Франкл говорил: «Ценностям нельзя научить, их нужно переживать». Давайте разделимся на группы, стараясь найти точки общих интересов: имена начинаются с одной буквы, все любят собак, у всех любимое время года – лето. Звучит стихотворение Юрия Левитанского «Каждый выбирает для себя». Каждый выбирает для себя Женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – Каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе. Слово для любви и для молитвы. Ю.Левитанский Каждая группа должна восстановить одну строфу. Все включаются в работу, потому что каждой группе нужно собрать одно четверостишие из отдельных слов. Собранные строчки наклеиваются на лист бумаги и афишируются на доске. В процессе работы стихотворение многие запоминают наизусть. Учитель: Что такое Ценность? Напишите на листочках слово ЦЕННОСТЬ по буквам вертикально и попробуйте истолковать его с помощью слов или словосочетаний, разъясняющих его значение и начинающихся с той буквы, с которой начинается каждая строка по горизонтали. Например: Ц – цены не имеет Е – единственная в своем роде Н – необыкновенная Н – непреходящая О – оригинальная С – самим выбранная Т – творимая Ь – ьвобюл Затем все определения в группе зачитываются и составляется одно общее определение, учитывающее мысли и предложения всех. 5. Выбор ценностей Каждый составляет свой тайный список ценностей, которые имеют для него особую значимость и определяют его отношение к жизни. Затем усилия группы объединяются для того, чтобы составить ряд словосочетаний со словом «жизнь», потому что именно это слово, как магнит, собирает вокруг себя другие слова как ее проявления. На альбомных листах записываются словосочетания и афишируются на доске: образ жизни, смысл жизни, опыт жизни, путевка в жизнь, друзья по жизни, любовь к жизни, вера в жизнь, течение жизни и т.д.
Рефлексия Каждый возвращается к своему первому реестру ценностей, работа по его дополнению, перестановке каких-то составляющих. Обсуждаются вопросы: 1. Какой момент мастерской был значимым и почему? 2. Как повлияла мастерская на выбор ценностей и на осознанность этого выбора? 3. Чем можно дополнить свой выбор, а что исключить? 4. Какие ценности в выборе каждого хотелось бы оставить неизменными? Заключение Каждый из вас пойдет своей дорогой. Какой вариант жизни вы выберите для себя? Жизнь как предисловие? Жизнь как творчество? Жизнь как достижение? Жизнь как сон? Жизнь как служение делу? Жизнь по правилам? Жизнь – трата времени? Жизнь – против жизни? В качестве домашнего задания предлагается написать письмо-рефлексию о «вариантах жизни».