«ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ»
Двадцать пять лет назад вышла в свет замечательная брошюра «Классный час и его организация». Ее авторы Н.Е. Щуркова и Н.С. Финданцевич фактически впервые попытались дать научно обоснованную характеристику классного часа как формы воспитательной работы. Их удачная попытка разработать теоретико-методические основы содержания и организации классного часа помогла многим классным руководителям целенаправленно и эффективно использовать эту форму в педагогическом взаимодействии со своими воспитанниками. К сожалению, эта брошюра оказалась не только первой, но и последней фундаментальной разработкой проблем классного часа. В последующих публикациях о нем говорилось лишь попутно и недостаточно обстоятельно - чаще всего ограничивались кратким его описанием при перечислении форм воспитательной деятельности или представлением сценарных разработок его проведения. В настоящий период радикального преобразования воспитательной практики очевидна необходимость продолжения разговора о классном часе. В нынешней ситуации развития российского образования к нему относятся по-разному: в одних учебных заведениях проведение классных часов отменили, несправедливо отнеся к застойно- авторитарным формам воспитательной работы, а в других, наоборот, решили проводить ежедневно, отводя первый урок каждого учебного дня для общения классного руководителя со своим классом. С сожалением приходится констатировать, что ни тот ни другой вариант отношения к классному часу не является педагогически целесообразным. В первом случае педагоги просто потеряли специально отводимое время для общения со своими воспитанниками, а во втором - это время оказалось чрезмерно большим, чтобы использовать его строго по назначению, и учителя стали проводить вместо часов общения дополнительные учебные занятия. Разумеется, учителей волнует сегодня не только и даже не столько периодичность проведения классных часов, сколько содержание и способы их организации. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа – личностно - ориентированный. Именно о нем и пойдет речь.