Цель: формирования у учащихся уважительного отношения к семье.
Задачи:
Образовательная: расширить знания учащихся по теме семья. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям. Развивающая: развитие у учащихся творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в группе.
Тип классного часа: тематический.
Оборудование:
Плакаты для оформления доски (название классного часа). Фасоль (в количестве равном количеству учеников класса). Альбомные листы (для каждого ученика). Цветные карандаши, фломастеры. Мягкая игрушка. Семейные фотографии. Раздаточный материал с заданиями.
Ход классного часа
I. Орг. момент, мотивация, постановка целей классного часа
Цель: мотивировать учащихся к активной работе на классном часе через связь с жизненным опытом учеников, знакомство с целью и задачами классного часа.
- Здравствуйте ребята.
- Наш классный час начнется необычно. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Сейчас каждому из вас я раздам по одной фасолинке. Вам необходимо очень внимательно рассмотреть свою, найти ее отличия. (Учащиеся в течение одной минуты рассматривают свою фасоль.)
- Каждый из вас нашел, чем же ваша фасоль отличается от других, хотя на первый взгляд все они одинаковые. Сейчас я соберу всю фасоль, перемешаю ее, а вам необходимо найти ее в этой корзине. (Учащиеся выполняют задание.)
- На первый взгляд, все фасолинки казались одинаковыми, но оказалось, что все они чем-то отличаются. Так и мы с вами. У нас есть черты, которые нас отличают друг от друга, но есть и много общего. Что же общего у всех учеников нашего класса?
(Учащиеся предлагают свои варианты, кто из ребят говорит слово семья.)
- Действительно у каждого из нас есть семья, и как раз теме семьи и посвящен наш классный час.
- Как вы думаете, какова цель классного часа? Что мы узнаем на занятии?
- Правильно, мы должны вспомнить, что такое семья, подумать для чего семья необходима человеку, вспомнить своих родственников.
- Для дальнейшей работы необходимо разделится на две группы, чтобы это сделать, вспомните, в каком месяце родилась ваша мама. Я называю месяц, те из вас, чьи мамы родились в этом месяце, выходят ко мне и берутся за руки. (Проводится игра).
- По порядку рассчитайтесь на первые и вторые номера. Первые номера займите стол под номером «1», вторые – «2».
(Ученики занимают свои места).
II. Проведение мероприятия
Цели:
расширение знаний учащихся по теме семья, воспитание уважительного отношения к семье и семейным традициям; развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, навыка работы в команде.
- «Семья» – это слово мы слышим каждый день и настолько к нему привыкаем, что порой даже не задумываемся, что это слово значит. Ребята, как вы понимаете, что такое семья?
(Ответы учащихся: родственники, самое дорогое в жизни, место, где меня понимают, люди, которые меня хорошо знают и любят).
- Все, что вы сказали правильно, семья – это, действительно, родственники, которые нас любят, поддерживают, понимают. К нам на классный час пришла необычная гостья – Мышка, она вас совсем не знает, и сейчас вам нужно представиться Мышке и рассказать о своей семье, используя фотографии из семейного архива.
- А может ли человек прожить без семьи?
- Для чего семья нужна человеку? Выберите по три варианта ответа из карточки № 1 (приложение 1), и объясните свой выбор. (Учащиеся выполняют задание, затем озвучивают свои варианты.)
Во все времена было очень уважительное отношение к семье, я нашла немало доказательств этому в народном творчестве. Про семью сложено много пословиц и поговорок. Сейчас мы проверим, как хорошо они вам известны. Обратите внимание на карточку №2 (приложение 1). Вам необходимо восстановить пословицы. Учащиеся выполняют задание, затем зачитывают правильные ответы.
- Ребята, одному человеку нелегко прожить. И чтобы не говорили, а семья - главное богатство в жизни.
- А вот интересно, в какой семье проще и веселее жить: в большой многодетной или быть единственным ребенком? Я прошу вас немного пофантазировать и составить небольшой рассказ о девочке Маше. 1 группа вам необходимо составить рассказ о девочке, которая живет в многодетной семье, 2 группа должна рассказать о девочке, у которой нет сестер и братьев. (Ученики выполняют задание и зачитывают свои варианты.)
- Я с вами согласна, лучше и веселее жить в большой и дружной семье. Представьте, что к вам в гости пришли ваши близкие и дальние родственники. Кем они вам приходятся: невесткой, шурином, сватом, кумом и т.д.? Переверните карточку № 3 (приложение 1), прочитайте задание. Соотнесите информацию из списка с информацией нижнего ряда.
(Ученики выполняют задание, затем учитель зачитывает правильные ответы, и подсчитывается количество правильных ответов.)
- Ребята, вспомните, пожалуйста, имена своих ближайших родственников, они вам пригодятся для составления своего генеалогического древа. (Ученики по образцу составляют свое генеалогическое древо, затем рассказывают про свою семью.)
III. Рефлексия
Цель: подведение итогов классного часа.
- Ребята, скажите, какое место занимает семья в вашей жизни?
- Может ли кто-то прожить без семьи?
- И в конце нашего классного часа я предлагаю вам написать письмо своим родителям, которое будет начинаться с фразы: «Дорогие мама и папа…..»!