МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Методические рекомендации о проведении в младших классах образовательных учреждений классного часа по воспитанию толерантности
КРАСНОЯРСК 2011
Авторы – составители: Левченко Галина Степановна, учитель начальных классов Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс» Романова Людмила Михайловна, учитель начальных классов Красноярская университетская гимназия № 1 «Универс»
Под общей редакцией Е.Г.Пригодич, руководителя Центра гражданского образования КК ИПКиППРО
Рекомендованы Министерством образования и науки Красноярского края Разработаны в соответствии с Поручением Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова
О проведении в младших классах общеобразовательных учреждений Красноярского края классных часов «УРОК ТОЛЕРАНТНОСТИ», методические рекомендации. Красноярск: КК ИПКиППРО, 2011г.
Содержание 1. О методических рекомендациях по проведению классного часа о толерантности с. 3 - 4 2. Введение к проведению классного часа для младших школьников с. 5 - 6 2. Методические рекомендации по проведению классного часа «Урок толерантности» с. 6 - 10 3. Приложение. Тексты к классному часу, в помощь учителю (рассказы, сказки, стихи, игры, тест, творческие работы, притча) с. 11 - 26
1. О методических рекомендациях для проведения классных часов с учащимися по воспитанию толерантности у школьников
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Решение задачи воспитания - это один из приоритетов общества и государства. Значение образования и воспитания гражданина актуализируется в связи с поручением Президента руководителям регионов взять под личный контроль вопросы межнациональных и межконфессиональных отношений, воспитания терпимости и правовой культуры. В соответствии с Поручением Губернатора Красноярского края Л.В.Кузнецова разработаны методические рекомендации для проведения классных часов по воспитанию толерантности. Идеей методических разработок является усиление роли школы как одного их основных социальных институтов в формировании и развитии в регионе толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, сибирского социально-культурного самосознания, уважения к ценностям иных культур, конфессий и мировоззрений. Методические рекомендации разработаны для привлечения внимания учащихся и педагогов к проблеме толерантности (социальной, межэтнической, межпоколенческой, гендерной и т.д.). Материалы предназначены для классных руководителей/ учителей обществознания, социальных педагогов. Проведение классных часов рекомендуется организовать в ноябре, в общем контексте краевого календаря для гражданского образования. Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 10 – 11 классов. Педагогам предлагается организовать обсуждение со старшеклассниками примеров проявления нетолерантности, определить проблему и обсудить способы её решения. Почему так поступают люди? Что надо сделать, чтобы такого не случалось? Разработчики рекомендаций сформировали для педагогов комплект материалов со статистическими данными, описанием примеров нетерпимости в социуме (в России, в различных странах). Материалы к уроку близки и интересны старшеклассникам в связи с молодежной проблематикой. Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 8 – 9 классов. Педагогам предлагается организовать обсуждение со старшими подростками качеств личности и соотнести их с принципами толерантного поведения. В группах ученики анализируют предложенные примеры проявления нетолерантности в семье, в школе, в быту, в обществе, затем представляют свои ответы на заданные вопросы учащимся класса. Итого классного часа - обсуждение того, как нетолерантность или толерантность возникают в людях? Что надо делать, чтобы не стать опасным для себя и других людей? Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 5 – 7 классов. Педагогам предлагается дать подросткам представление о принципах толерантности, помочь им оформить собственное понимание толерантности. Основные материалы классного часа – о разнообразии культур, людей, об опасности предрассудков и агрессии. Методика проведения классного часа в этих классах основана на тренинге, игре, работе в группах. Методические рекомендации по проведению классных часов по воспитанию толерантности у учащихся 2 – 4 классов. Содержание классного часа для младших школьников направлено на привлечение внимания к своим одноклассникам, воспитание чувства уважения друг к другу, знакомство с понятием толерантности, развитие умения общения с разными людьми. Материалом урока являются тексты из произведений детской литературы. Учитель может выбрать наиболее близкий его классу рассказ и обсудить его с детьми. В конце занятия дети составляют «цветок толерантности», им предлагается нарисовать рисунки по теме урока для классного уголка. В помощь педагогам прилагаются дополнительные материалы к классному часу (тексты художественной литературы, материалы ВЦИОМ, разработки плакатов, оформления для классного часа, тексты международных документов по толерантности, разработки по профилактике толерантности ЮНИСЕФ и ЮНЕСКО и т.д.).
2. Введение к проведению классного часа для младших классов Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим. В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантным мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Толерантность нужно воспитывать. Что же такое толерантность? Толерантность (от латинского "toleran") - терпение, переносимость, снисходительность. Словарь иностранных языков трактует ее как терпение к чужим мнениям и верованиям. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в школе. Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности младшего школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимых взрослых людей, необходимо опираться на те, доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса. Данная разработка рекомендуется для проведения классного часа «Урока толерантности» во 2-4-х классах.