Учитель. Вам нравится нравиться?.. Это тема нашего классного часа. Мы с вами сегодня попытаемся раскрыть некоторые секреты привлекательности.
1 ученик. Желание нравиться — совершенно естественное чувство, и в нем нет ничего плохого.
2 ученик. Другое дело, когда это желание приобретает уродливые формы, превращается в вампира, сосущего кровь самого хозяина.
1 ученик. В невротика превращается человек, желающий «понравиться всем и всегда» и переживающий, когда это не получается.
2 ученик. Невозможно нравиться всем. Да это и не нужно.
1 ученик. Надо уметь привлекать к себе взгляды и сердца людей.
2 ученик. Но не менее важно уметь спокойно переносить равнодушное или отрицательное отношение к себе.
1 ученик. Оценки окружающих, в том числе и негативные, учитывать нужно, но нельзя становиться их рабом.
2 ученик. Один из показателей взрослости и духовной зрелости — спокойное отношение к тому, что о вас подумают или скажут, как на вас посмотрят.
1 ученик. Быть внимательным к мнениям и оценкам окружающих — нужно, но зависеть от них — опасно. Почти всегда находятся желающие на этом "поиграть".
2 ученик. Вы не хотите оказаться игрушкой в чьих-то руках, тех, кто желает поиграть на вашем больном самолюбии? Старайтесь понравиться и одновременно скрыть это желание.
1 ученик. Задумайтесь над вопросом: ради чего вы хотите нравиться?
2 ученик. Одно дело – нравиться, чтобы людям рядом с вами было тепло и приятно, чтобы радовать их глаза и души, то есть нравиться, чтобы давать.
1 ученик. Другое дело – стараться понравиться, чтобы с помощью своей привлекательности больше получить и добиться внимания, преимуществ, успеха.
2 ученик. Но дающий, как правило, получает больше.
1 ученик. Важно то, какой человек есть в действительности.
2 ученик. Важно и то, каким человек себя видит и чувствует.
1 ученик. Важно и то, как он себя подает, какое впечатление производит.
2 ученик. Равновесие и взаимодействие этих трех составляющих и определяет целостность личности.
3 ученик. Никто не спорит – лучше быть красивым. Но только красота не делает человека привлекательным.
4 ученик. Привлекательность человека складывается еще и из таких достоинств, как его ум, открытость, доброта...
3 ученик. ...Приветливость, сила, компетентность, положение в обществе и пр.
4 ученик. Важность наличия всех этих моментов доказана жизнью.
3 ученик. Чего-то не хватает — надо не плакаться. Надо приобретать, нарабатывать (если это зависит от наших усилий).
4 ученик. Или набраться терпения и ждать (если это не зависит от нас). А с чем-то придется просто смириться.
3 ученик. Да, здесь мы все не в равном положении. Кому-то дано почти все «от природы», а кого-то природа «обделила».
4 ученик. Чем виноват, например, человек некрасивый? Если в этой стране, в этом столетии «такой нос не носят», почему он должен из-за этого с детства страдать?
3 ученик. Симпатичному с детства все улыбаются, все прощают, дарят игрушки и приглашают в игры. А кто-то остается в стороне, ловит косые взгляды.
4 ученик. Но жизнь показывает, что влюбляются в любых (по внешности). Кроме того, к красоте, как и к уродству, привыкают довольно быстро.
3 ученик. При длительном общении значение внешности резко снижается, и на первый план выдвигаются моральные качества человека.
4 ученик. И совсем не яркая внешность оказывается залогом крепких отношений. Самое главное – внутреннее самоощущение.
3 ученик. Если я себя чувствую Аполлоном, то вряд ли произведу впечатление серой посредственности.
4 ученик. В кругу любящих и уважающих вас людей легко и приятно быть естественным: говорить то, что думаешь, выражать те чувства, которые живут в душе, и вообще не следить за собой, а просто жить, быть таким, какой ты есть.
3 ученик. Но такой круг людей надо заработать. И такое право надо заработать. Чтобы ваше естественное поведение соответствовало тому, что от вас хотят получить окружающие.
4 ученик. Никогда не будет лишним умение производить соответствующее впечатление на окружающих.
3 ученик. Так или иначе, умение подать себя нужно каждому.
4 ученик. Это особенно необходимо при кратковременных контактах и для успешного начала. Первое впечатление, как правило, очень трудно изменить.
3 ученик. Позаботьтесь о том, чтобы произвести благоприятное впечатление с первой минуты знакомства, чтобы потом не доказывать, что вы не тот, за кого вас принимают.
4 ученик. «Провожают по уму, а встречают по одежке». «Одежка» здесь – не только одежда, но и вообще все внешнее, в том числе и манера держаться. Вас будут видеть таким, каким вы себя преподнесете.
Учитель. Представьте себе, что вы актер, и вам надо сыграть две противоположные роли: нерешительного, несимпатичного неудачника и благополучного, уверенного в себе человека.
Пусть кто-нибудь из подростков Вам подыграет.
Роль первая: встаньте криво, плечи заверните вперед и вверх, голову подайте вперед и вниз. Взгляд беспокойный, ищущий, снизу вверх, глаза мелко моргают. На лице извиняющаяся улыбка, руки делают суетливые ненужные движения, колени полусогнуты. Проделайте подобное превращение дома перед зеркалом. Посмотрите на себя и заговорите с собой дрожащим сбивчивым голосом... Каково впечатление?
Роль вторая: встаньте прямо, разверните плечи, подбородок приподнимите. Взгляд прямой, открытый, смелый. Улыбаться не обязательно, но губы должны быть готовы к улыбке. Голос уверенный, громкий. Никакой суеты.
Какая из ролей дастся вам легче? Ваши внешние данные позволяют вам справиться со второй ролью?
5 ученик. Может быть, вам стоит, если не из любви к себе, так хотя бы из уважения к людям, серьезно заняться своим телом?
6 ученик. Когда вы последний раз делали утреннюю гимнастику? У вас не хватает энергии?
5 ученик. Облейтесь холодной водой, и вы обнаружите в себе море энергии.
6 ученик. Встаньте спиной к стене и позаботьтесь, чтобы спина и плечи как можно плотнее прижались к плоскости. Сутулость есть? А осанка? Нет?..
5 ученик. Очень эффективна для улучшения осанки йоговская «поза кобры» (лежа на животе, руки на полу у плеч, откидывать верхнюю часть туловища назад и в стороны, пытаясь увидеть свои пятки): буквально через неделю вам уже будет неудобно сутулиться.
6 ученик. Если вам сложно держать осанку, предложите своим друзьям игру «Венера – Аполлон»: когда они заметят, что вы снова согнулись, они подходят и нежно ударяют вас по хребту, а когда вы после этого распрямляетесь, они радостно вскрикивают: «Аполлон!»
5 ученик. С «Венерой» так же, только понежнее.
6 ученик. Или представьте, что у вас на макушке есть маленький крючочек, за который вас постоянно кто-то тянет вверх...
5 ученик. Почувствуйте это, и у вас всегда будет красивая шея, гордая посадка головы, ходить станет легче. В результате вы будете красивым и стройным.
6 ученик. Занятия в спортивных секциях, бальными танцами и восточными единоборствами помогут сделать ваши движения отточенными.
5 ученик. Следите, чтобы походка у вас была легкая, ровная, энергичная, раскрепощенная, но без раскачивания.
6 ученик. Рукопожатие должно быть коротким, но не вялым. Голос — громкий и твердый, фразы короткие и энергичные.
5 ученик. Взгляд спокойный, открытый и смелый, без частых морганий.
6 ученик. Постоянное жевание делает человека похожим на жвачное животное, а взгляд – сонным и тупым.
5 ученик. Если не хотите получить подобный эффект, не занимайте свои челюсти жевательной резинкой.
6 ученик. Держите себя так, чтобы люди имели основание относиться к вам с уважением.
Учитель. Есть еще один секрет привлекательности, правда, требующий особого искусства, чутья и деликатности. Хотите достичь успехов в общении? Научитесь «настраиваться» на собеседника.
Для улучшения контакта с человеком, для увеличения «интересности» вас для него в разумных пределах необходимо ваше сходство с собеседником.
В разумных пределах оправдана частичная подстройка под манеру держаться, вести себя, разговаривать. Если вы уважаете собеседника и хотите, чтобы было легче и ему и вам — настройтесь на него.
Человеку душевно богатому и гибкому настроиться на партнера будет нетрудно.
Кстати, настроившись на партнера, вы при желании сможете настроить его на себя, на свой стиль общения. Вы, наверное, замечали, что в присутствии некоторых сильных и авторитетных личностей невозможно никому вести себя развязно и недостойно.
Да, желание понравиться окружающим – неплохая вещь. Оно побуждает человека работать над собой. Кроме того, это еще и искусство, которому можно и нужно учиться.