Программа элективного курса «Генетика человека» предназначена для изучения в 10-11 классах и рассчитана на 1 час занятий в неделю в течение одного полугодия. Так как в учебном плане школы отведено на элективный курс «Генетика человека» 1 час в неделю в течение года количество часов в данной программе увеличено, следует программа 2 вида.
Цель курса: • углубленно изучить вопросы одного из разделов общей биологии «Генетика человека»; • уметь самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и интерактивные методы обучения.
Задачи курса: 1. Изучить основные методы генетических исследований наследственности человека, составления родословной семьи, причины мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека. 2. Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов. 3. Расширить практические знания и умения при решении генетических задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека. 4. Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие. Научить работать с дополнительной литературой, выполнять творческие и исследовательские проекты. 5. Помочь активному вовлечению учащихся в диалоговое общение, поддержание дискуссии, научить аргументировано убеждать и находить выход из проблемной ситуации. 6. Способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических, медицинских специальностей.
Теоретический и практический материал элективного курса «Генетика человека» имеет важное значение для решения общих задач биологического образования. Интерес к генетике у учащихся обусловлен несколькими причинами.
Во-первых, это естественное стремление подростка познать самого себя.
Во-вторых, после победы медиков и биологов над многими инфекционными болезнями – чумой, холерой, оспой и другими – увеличилась относительная доля наследственных болезней человека.
В- третьих, ребят волнует вопрос возникновения мутаций у людей, вызванных факторами внешней среды – химическими соединениями, радиацией, генетически модифицированными продуктами, продукцией косметической, фармакологической промышленности и других сфер, где используется немало мутагенов.
Генетика в последнее десятилетие развивалась быстро и уже дала ответы на многие вопросы учеников: от чего зависит пол ребенка? почему дети похожи на родителей? почему вредны близкородственные браки? Но интерес к генетике человека не гаснет, а возобновляется с большей силой, так как чем больше знаешь, тем больше возникает вопросов. Ответить на эти вопросы учащимся поможет курс «Генетика человека».