Пятница, 03 Май 2024, 10:10
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Классные часы [986]
Для начальных классов [8208]
Медицина и Здоровье [9555]
Все о литературе и журналах [0]
Мероприятия [628]
Отрытые уроки [81]
Предметные тесты [27]
Разное [693]
По предмету [2809]
Не в тему (штрафные) [101]
Заботливым родителям [1338]
Студентам [2543]
Завучу и директору [53]
Подготовка школьников [35]
Дефектологу [52]
Социальному педагогу [255]
Библиотекарю [68]
Шпаргалки [266]
Учительские нормы, права, стандарты, приказы, письма, положения [77]
Учительские семинары и конференции [63]
Факультативы и курсы [60]
Образовательные разработки и исследовательские работы [69]
Стихотворения [9058]
Рефераты [16]
Все о вебинарах [815]
Психология [746]
Литература [829]
Сценарии [28]
Проза [815]
Для старших классов [239]
СМИ [795]
Образование в средствах массовой информации
Компьютеры [0]
Программы, Железо и др.
Наука [0]
Поэзия [0]
Рецепты. Кулинария [1]
Советы [2]
Все для праздников! [5]
Весёлые конкурсы [15]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 52
Гостей: 52
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru

Каталог статей


Главная » Статьи » Классные часы

Человек привычки – человек воли
1. Вступительное слово.

Что такое полевая привычка?

Особое место в характеристике человека занимают волевые черты характера. Волю называют основой характера, его становым хребтом. Все, наверно, слышали, да и сами не раз употребляли такие выражения: «человек с характером»; «у него твердый характер» или, наоборот «мямля»; «ни то ни се». Здесь как раз и подчеркивается прежде всего выраженностьволевых черт характера человека.
Человек без воли напоминает автомобиль без мотора: выглядит внушительно, а пользы никакой. Что же такое воля? Прежде всего, это способность человека совершать сознательные действия, которые требуют преодоления внешних и внутренних труд­ностей.
Если наша воля безмолвствует, спит, то мы обна­руживаем себя как «человек привычки». Это почти «механический человек».
«Человек привычки» работает в нас, с одной сто­роны, облегчая нашу жизнь, а с другой – затрудняя ее. Если бы у нас были только хорошие привычки, соответствующие тем требованиям, которые предъяв­ляет к нам жизнь, то мы бы делали свои дела без всяких усилий. Однако же у нас есть привычки, ко­торые осложняют нашу жизнь и наносят вред наше­му здоровью.
Люди с достаточным запасом волевых привычек – хозяева своего времени, своих дел, своих планов и, как правило, всей своей жизни.
Человек, у которого не сформированы в нужной мере волевые навыки, страдает от своей несобраннос­ти, неорганизованности. При этом ему кажется, что к нему несправедливы, к нему плохо относятся его обо­шли. Неудавшаяся жизнь, горькие разочарования... Как здесь не вспомнить известную пословицу «Посе­ешь поступок – пожнешь привычку; посеешь привыч­ку – пожнешь характер; посеешь характер – по­жнешь судьбу». Тут нет никакого преувеличения. Даже очень одаренным людям, чтобы реализовать неорди­нарные возможности, нужны соответствующие черты характера – все те же волевые привычки.
В течение 20 лет в США проводилось исследова­ние 1000 детей. Им было но 10-11 лет, все они отли­чались незаурядными способностями и в большинстве случаев хорошим здоровьем. Наряду с интеллектом у одаренных детей выявлялись и личностные особенно­сти, в частности их волевые качества – целеустрем­ленность, настойчивость. Если первые 5 лет (в пери­од обучения) успехи испытуемых в значительной степени соответствовали их способностям, то через 10-15 лет оказалось, что у 70% этих уже взрослых лю­дей сравнительно скромные результаты деятельности никак не соответствовали исходному уровню их спо­собностей. Более того, развитие самих способностей у них оказалось заторможенным. Только у 30% испытуемых результаты профессиональной деятельности были в той или иной мере выдающимися и соответ­ствовали уровню их способностей, у них обнаружил­ся непрерывный интеллектуальный и личностный рост. Выяснилось, что бывшие «вундеркинды», во­шедшие в эти 30%, отличались от остальных не уров­нем способностей (исходно он был у всех весьма высоким), а двумя главными качествами: наличием цели и настойчивостью в ее достижении.
Очень может быть, что способность к волевому на­пряжению, целеустремленность, умение эффективно организовать свою деятельность – все эти навыки «де­фицитнее», чем даже высокий интеллект. И уж во всяком случае они не менее важны для человека.
Психологи обнаружили даже, что люди с устойчи­вым трудолюбием (с развитой волевой привычкой к труду) меньше подвержены заболеваниям, особенно психическим; их отличает большая физическая и эмо­циональная стабильность. Конечно, тут не всегда лег­ко выделить, где причина, а где следствие. Тем не менее очевидно, что привычка к регулярному труду – основа человеческого существования.
Вряд ли нужно убеждать в пользе, точнее в необ­ходимости волевых привычек. Важнее выяснить глав­ное: как именно их воспитывать.
Прежде всего рассмотрим, какие именно волевые привычки составляют «золотой запас» по-настояще­му организованного человека.
Главное – это, конечно, как уже говорилось, при­вычка к регулярному труду. «Человек трудом жив» – во многих случаях это выражение приобретает буквальный смысл. Установлено, что трудолюбие – ха­рактерная черта долгожителей.
Другая важнейшая волевая привычка, которая, кстати сказать, не всегда должным образом оценива­ется, – это привычка к физической и гигиенической культуре. Сюда относятся не только поддержание чи­стоты тела, зарядка, но и привычка к физическим упражнениям, потребность в движении. Для многих людей двигательная активность становится величайшей потребностью, «мышечной радостью».
Можно выделить и привычку к определенной сдер­жанности в особо острых эмоциональных ситуациях, и привычку быть обязательным в отношениях с людь­ми. Есть конечно, еще многие человеческие доброде­тели, за которыми стоят не только нравственные цен­ности, но и волевые привычки.
Как же следует формировать волевые привычки?

2. Работа в микрогруппах:

• обсуждение возможных вариантов формирования волевых привычек;
• обсуждение собственного опыта по формированию волевых привычек;
• обсуждение предложенных упражнений психоло­гического практикума.

Психологический практикум

1. Упражнение «Замри»
В течение 5 минут сидеть в кресле без движения, абсолютно расслабившись. Разрешены только движения век (моргание). В течение 6 дней добавлять по 30 секунд, доведя таким образом время расслабления до 8 минут, а затем в течение еще 3 дней «замирать» по 8 минут.

2. Упражнение «Прогулка»
Выйдя из дома, вернуться ровно через час (ошиб­ка должна составлять не более ±1 минуты). Это уп­ражнение требует точного расчета времени, поэтому оно не такое легкое, как кажется на первый взгляд. Время выполнения задания может меняться (от 40 ми­нут до 1,5-2 часов).

3. Упражнение «Музыкальный час»
Включите магнитофон (или любое другое воспро­изводящее устройство) и слушайте музыку в течение 45 минут. Ошибкой считается любое отвлечение; возникающее по вашей вине. Особенно полезно это уп­ражнение для страстных любителей современной му­зыки. Но и для тех, кто музыку не очень любит, оно тоже полезно: очень трудно в таких случаях ни разу не отвлечься на что-то другое.

4. Упражнение «Телевизор»
Отметьте в недельной телепрограмме 1-3 переда­чи, которые можете просмотреть до конца. Зато дру­гие передачи имеете право смотреть не более 7 минут (меньше можно). Опыт показывает, что для некото­рых это самое трудное упражнение.

5. Упражнение «Зарядка»
Начать зарядку с 10 минут, затем через неделю прибавлять по одной минуте и довести до 17 минут. Здесь следует соблюдать два условия:
– начинать по возможности в одно и то же время;
– проводить зарядку так, чтобы чувствовать усталость после ее выполнения.
Постепенно надо уплотнять отведенное на заряд­ку время, а для этого регистрировать, сколько сдела­но прыжков, приседаний, отжимов, махов и т.п. Хорошо, если через несколько недель после начала вы­полнения этого задания количество движений увели­чится на 20-30%.
Упражнение считается освоенным, если оно 3-4 недели выполняется без срывов. Затем оно просто остается в вашей жизни.

6. Упражнение «Будильник»
После звонка будильника отсчитать до 35 и встать. Каждые два дня убавлять по 2. Упражнение считает­ся освоенным, если через три недели подряд вы вста­ете без срывов на счет «10».

7. Упражнение «Письменный стол».
Это трудное упражнение – привычка, но оно самое важное. Следует четко обозначить время, когда вы сядете за уроки (скажем, в 16.00 или в 17.00 с колебаниями в 1-3 минуты). Ровно через 40 минут перерыв на 20 минут.
Если упражнение не получается, то проанализи­руйте его по следующей схеме:
– какова ошибка во времени в момент начала уп­ражнения;
– соблюдаются ли временные рамки, есть ли от­влечения;
– каков общий объем сделанной работы.
Очень важным и полезным было бы соблюдение режима дня именно как волевой привычки.
Этот этап работы достаточно длителен и может за­нять не менее 3-5 месяцев. В основном все указан­ные выше привычки относились к формированию навыков самоорганизации времени. Далее необходи­мо вырабатывать привычку более высокого уровня – мобилизация себя во время учебной и практической деятельности, т.е. речь идет о качестве работы.
На этом этапе следует тщательно продумать крите­рии успеха. Сформированный набор волевых привы­чек, сложившийся уровень организованности достато­чен для творческого развития личности, самостоятельного определения и достижения значительных целей.
На этом этапе ставятся цели, относящиеся не только к ближайшему, но и к отдаленному будущему. Определение уровня самоорганизации при помо­щи анкеты.
Анкета

1. В какой мере сформированы у вас основные быто­вые навыки (уборка постели, поддерживание по­рядка; в комнате, соблюдение основных требова­ний к внешнему виду)?
A) в основном сформированы достаточно устойчи­во;
Б) сформированы, но недостаточно устойчиво;
cool не сформированы.

2. Умеете ли вы организовывать свое время самосто­ятельно?
A) в основном умею;
Б) умею, но не всегда это делаю;
cool практически не умею.

3. Способны ли вы самостоятельно, без внешнего при­нуждения, организовать свое время?
А) в основном способен;
Б) делаю это нерегулярно;
В) практически никогда этого не делаю.

4. Садитесь ли без всякого напоминания за приго­товление домашних заданий?
A) практически всегда;
Б) только иногда;
cool только при напоминании.

5. Способны ли вы длительно (в течение нескольких недель или даже месяцев) заниматься каким-либо делом?
А) в основном способен;
Б) способен лишь в редких случаях;
В) не способен.

6. Проявляется ли у вас интерес к самовоспитанию?
A) постоянно;
Б) от случая к случаю;
cool не проявляется.

7. Если проявляется интерес к самовоспитанию, то в какой мере этот интерес носит действенный ха­рактер?
A) регулярно предпринимаю попытки самовоспитания;
Б) попытки самовоспитания предпринимаются от случая к случаю;
cool никаких определенных попыток не предприни­маю.

8. Имеется ли у вас какая-либо программа самовос­питания?
A) такая программа имеется;
Б) определенной программы нет, но есть некото­рые наметки;
cool никакой программы нет.

9. Свойственна ли вам привычка доводить все свои дела до конца?
A) свойственна в достаточной мере;
Б) не всегда довожу дела до конца;
cool очень редко довожу дело до конца.

10. Планируете ли свое свободное время (особенно на воскресенье, в каникулы) или действуете как придется?
А) в основном планирую;
Б) планирую только иногда;
В) практически никогда не планирую.

11. Достаточно ли вы внимательны при выполнении интеллектуальной деятельности?
А) достаточно;
Б) не всегда достаточно;
В) как правило, очень невнимателен.

12. Умеете ли сдерживаться в эмоциональных ситуа­циях?
A) в основном умею;
Б) иногда не могу сдержаться;
cool как правило, не сдерживаюсь.

13. Умеете ли серьезно и ответственно выполнять за­дание, которое сами считаете важным?
А) как правило, умею;
Б) не всегда умею;
В) не умею.

14. Обнаруживаются ли у вас попытки определить для себя серьезную жизненную цель (овладение вне­школьными, но важными навыками, выбор про­фессии)?
A) да;
Б) от случая к случаю;
cool нет.

15. Если имеется какая-либо серьезная цель, делает­ся ли что-либо для ее осуществления?
A) кое-что делается;
Б) делается очень мало;
cool ничего не делается.

При оценке результатов подсчитайте общую сум­му баллов: ответ А – 3 балла, Б – 2 балла, В – 0 бал­лов. Сравните свои результаты с результатами одноклассников, которых считаете людьми волевыми и це­леустремленными.

3. Выступление представителей микрогрупп о том, как участники практикума планируют формировать у себя волевые привычки.
Категория: Классные часы | Добавил: angel(мфвшл11092) (12 Май 2012)
Просмотров: 2086 | Рейтинг: 1.0/ 9 Оштрафовать | Жаловаться на материал
Похожие материалы
Всего комментариев: 0

Для блога (HTML)


Для форума (BB-Code)


Прямая ссылка

Профиль
Пятница
03 Май 2024
10:10


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz