Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества в котором ему предстоит жить, играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Процесс коррекции отклонений в развитии всегда понимался как путь овладения ребенком социальным опытом, нормами поведения. Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром. Детство — период жизни, во время которого происходит развитие личности, становление человека как полноценного члена человеческого общества. Это обусловливает необходимость планомерной работы по социальному развитию ребенка дошкольного возраста, не забывая о том, что каждый ребенок — член общества, не только постоянно подвергающийся воздействию социальной среды, но и сам сознательно выстраивающий отношения с людьми и всей совокупностью социальных явлений. Процесс социализации детей требует системного, комплексного подхода, единой программы непрерывного образования, охватывающей все направления, все звенья и всех участников процесса социализации, начиная с диагностического этапа. Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предполагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими людьми и взрослыми, осознание своего места в обществе. Для детей с нарушением слуха овладение социальными нормами поведения и опытом является неотъемлемой частью коррекционного процесса. Процесс социализации у детей с нарушением слуха значительно осложняется в связи с недоразвитием или отсутствием речи, и как следствие нарушение социальных контактов ребенка с окружающим миром. При поступлении ребенка в ДОУ, проводятся мероприятия, способствующие успешной социальной адаптации и последующему социальному развитию. Сюда входят: психолого-педагогическое обследование ребенка, наблюдение за поведением и адаптацией детей в группе, наблюдение за взаимодействием со взрослыми и детьми в процессе режимных моментов, предварительное анкетирование родителей для выяснения особенностей взаимодействия в семье а также ее социального статуса; беседы с педагогами и воспитателями о том, как ребенок чувствует себя в новой обстановке. В ходе психолого-педагогического обследования определяется уровень социального, физического, психического, познавательного развития, игровой деятельности, а также огромное внимание уделяется развитию слуха и речи, поскольку именно от них в данном случае будет зависеть насколько удачно ребенок разовьется в социальном плане. Усилия воспитателей, педагогов, психолога направлены на то, чтобы обогатить социальный опыт ребенка на всех этапах воспитательно-образовательного процесса, развить эмоциональную сферу, обучить основным приемам продуктивного взаимодействия со взрослыми и детьми, расширить представления детей с нарушением слуха об окружающем мире. Для обеспечения социализации неслышащих детей необходима тесная взаимосвязь педагогов с семьей. Родители активно вовлекаются в воспитательно-образовательный процесс, учатся соблюдать единые с педагогами требования к воспитанию ребенка в семье. В учреждение дети приходят с разным уровнем социального развития и зачастую это зависит от того воспитывают его слышащие родители или неслышащие. Хотя можно сказать о том что дети неслышащих родителей приходят более адаптированными нежели, чем дети слышащих родителей. Однако для социального развития необходимо полноценное общение ребенка с другими детьми и взрослыми. Одна из более распространенных форм общения - речевое. И в данном случае дети из семей слышащих находятся в более выигрышном варианте поскольку, они могут дома находиться в такой же речевой среде в отличии от семей неслышащих. Теперь проведем параллель социального развития нормальных детей и детей с нарушением слуха. И так у нормально развивающегося ребенка усвоение общественного опыта происходит поступательно, по мере физического и органического развития. В качестве примера такого слияния органического и культурного плана развития Л.С. Выготский приводит развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок овладевает языком, если его мозг и речевой аппарат развиваются нормально в благоприятных социальных условиях. Дефект вызывает выпадение отдельных функций, что влечет за собой отклонения в протекании нормального биологического процесса. Так, при нарушении тех или иных анализаторов приток разного рода информации может быть значительно ограничен, что создает необычные условия для жизни. Говоря о ребенке с нарушением слуха Л.С. Выготский отмечает, что все культурное развитие такого ребенка будет протекать по иному руслу, чем нормального, и качественный характер развития в обоих планах будет существенно различным, так как дефект создает одни затруднения для органического развития, а другие – для культурного. В связи с этим часто нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка». Возможность ребенка с нарушенным слухом осуществлять речевое общение во многом определяется самим состоянием устной речи. В течение последних 10 лет мы работаем над проблемой «Формирование и развитие устной речи слабослышащих детей как одно из условий их социализации» (научный руководитель – к.п.н. Н.Д. Шматко, Институт коррекционной педагогики РАО). Как известно, на протяжении ряда десятилетий в нашей стране и за рубежом ведутся исследования, направленные на совершенствование методов обучения произношения глухих и слабослышащих детей. Отечественная методика при проведении систематической и квалифицированной работы позволяет сформировать у детей достаточно внятную (понятную окружающим) устную речь. Таким образом, на социальное развитие ребенка с нарушением слуха оказывает влияние следующие факторы: состояние слуха, уровень развитии речи, их индивидуальные особенности, специально организованное обучение. Особая роль принадлежит слуху как в общем, речевом так и социальном развитии.