Рекомендации по организации деятельности специалистов смешанной группы
Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала смешанной группы
1. Деятельность учителя-дефектолога (логопеда, олигофрено-педагога, тифлопедагога, сурдопедагога)
Основным, ведущим специалистом, проводящим и координирующим коррекционно-педагогическую работу в группе, является учитель-дефектолог. Содержание его деятельности аналогично деятельности учителя-дефектолога групп компенсирующего вида. Однако организация коррекционно-педагогического процесса в смешанной группе имеет некоторые особенности.
Так, учитель-дефектолог:
- планирует (совместно с другими специалистами) и организует целенаправленную интеграцию детей с отклонениями в развитии в группе, в ДОУ;
- консультирует воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, социального педагога и педагога дополнительного образования по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса и взаимодействия всех детей группы, помогает в отборе содержания и методики проведения совместных занятий;
- координирует коррекционную психолого-педагогическую и медицинскую помощь детям с отклонениями в развитии; проводит совместные занятия с другими специалистами (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, ЛФК и т.п.);
- ведет необходимую документацию (приложение 2);
учитель-дефектолог проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии.
При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно школьным образовательном учреждении).
Решение ряда специфических задач:
Не рекомендуется создавать смешанные группы для детей с нарушениями речи. Это связано с тем, что данная категория детей уже практически находится в условиях интеграции, кроме того, система специальной логопедической помощи предусматривает занятия с логопедом в детской поликлинике, в логопункте общеобразовательного учреждения, а также временное обучение детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в логопедических группах ДОУ в течение 0,5-1 года.
- осуществление ранней, полноценной социальной и образовательной интеграции воспитанников с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников путем создания условий для разнообразного общения детей в дошкольном образовательном учреждении;
- проведение коррекционно-педагогической, медико-психологической и социальной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;
- оказание необходимой коррекционно-педагогической поддержки воспитанникам, не имеющим выраженных первичных отклонений в развитии, но отстающим от возрастной нормы;
- обучение родителей (законных представителей) педагогическим технологиям сотрудничества со своим ребенком, приемам и методам его воспитания и обучения; оказание им психологической поддержки.
Содержание образовательного процесса в смешанной группе определяется программой дошкольного образования и специальными (коррекционными) программами с учетом индивидуальных особенностей воспитанников (возраста, структуры нарушения, уровня психофизического развития и т.п.). Педагогический коллектив самостоятелен в выборе программ из комплекса вариативных общеразвивающих и коррекционных программ. На каждого воспитанника группы составляется индивидуальная программа развития.
Организационными формами работы смешанной группы являются фронтальные и подгрупповые занятия с воспитанниками, а также занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные занятия. При этом воспитатели проводят занятия в первую половину дня с нормально развивающимися воспитанниками, а во вторую половину дня - со всеми воспитанниками группы. По такой же схеме проводятся физкультурные и музыкальные занятия. При необходимости воспитанники с отклонениями в развитии обеспечиваются индивидуальными занятиями с инструктором по физическому воспитанию и музыкальным руководителем.
Для организации работы смешанной группы в штат ДОУ вводится должность (одна ставка) учителя дефектолога (в группу с детьми: с нарушениями слуха - сурдопедагога, с нарушениями зрения - тифлопедагога, с нарушениями интеллекта - олигофренопедагога; должность учителя-логопеда может вводится в дополнение к должности учителя-дефектолога, например, в группу для детей с нал рушениями зрения, интеллекта и т.д.). К работе с воспитанниками смешанной группы привлекаются также педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, ЛФК, а также необходимый медицинский и обслуживающий персонал (например, сурдотехник, медицинская сестра), педагоги дополнительного образования. При этом максимальное количество времени следует отводить на коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога и педагога-психолога. Рекомендации по организации деятельности педагогического и обслуживающего персонала сметанных групп, а также перечень рекомендуемой документации содержится в приложениях 1,2.
В зависимости от степени выраженности и сложности структуры нарушения, продвижения ребенка в процессе обучения и желания родителей (законных представителей) обучение в смешанной группе
- индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе - по 2-3 человека. Длительность таких занятий не должна превышать 10-15 минут.
-
2. Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя смешанной группы аналогична деятельности воспитателя общеразвивающей и компенсирующей групп и направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя смешанной группы являются:
планирование (совместно с учителем-дефектологом и другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы. соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии);
- обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику с отклонениями в развитии с учетом рекомендаций специалистов;
- консультирование родителей (законных представителей) детей с отклонениями в развитии по вопросам воспитания ребенка в семье;
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
- психологическое обследование воспитанников;
- участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения);
- проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
- Динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
- проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи; консультирование персонала группы; заполнение отчетной документации (приложение 2).
4.Деятельность музыкального руководителя
- Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя в смешанной группе взаимодействие со специалистами ДОУ (группы) по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, праздниках, развлечениях, утренниках и т.д.;
- проведение занятий со всеми воспитанниками группы (в том числе совместно с другими специалистами: учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре);
- консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств;
- ведение соответствующей документации.
-
5. Деятельность инструктора по физической культур Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. В смешанной группе организация его работы предусматривает:
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей и индивидуальных особенностей;
- планирование совместной деятельности воспитанников группы, подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
- оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
- регулирование (совместно с медицинскими работниками образовательного учреждения) физической нагрузки на воспитанников;
- ведение необходимой документации.
-
6. Деятельность социального педагога
Деятельность социального педагога направлена на обеспечение социального благополучия воспитанников и их семей. К специфике организации его работы в смешанной группе относятся:
- осуществление преемственности между образовательным учреждением и семьей воспитанников;
- участие в изучении воспитанников и составлении индивидуальных программ развития;
- консультирование родителей по вопросам формирования адекватного социального поведения и воспитания ребенка в семье;
- изучение социальных условий развития и воспитания ребенка в семье:
- взаимодействие с педагогами, специалистами служб социальной защиты, благотворительными организациями по вопросам оказания социальной помощи воспитанникам;
осуществление комплекса мероприятий по социальной защите воспитанников группы;
выявление интересов, потребностей, трудностей, отклонений в поведении воспитанников и своевременное оказание им социальной помощи;
- ведение необходимой документации и составление в конце учебного года аналитического отчета о работе за год.
-
Деятельность педагога дополнительного образования
Деятельность педагога дополнительного образования, работающего с воспитанниками смешанной группы, направлена на:
- изучение воспитанников с отклонениями в развитии и участие (совместно с другими специалистами) в составлении индивидуальных программ развития;
- выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;
- проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы;
- осуществление тесного взаимодействия с другими специалистами;
- консультирование родителей (законных представителей) по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи;
- ведение необходимой документации и представление в конце учебного года отчета о проделанной работе.
8.Деятельность сурдотехника
Направлена на обеспечение технического обслуживания стационарной звукоусиливающей аппаратуры, индивидуальных слуховых аппаратов. Консультирует родителей по вопросам использования звукоусиливающей аппаратуры в домашних условиях и приспособления бытовой техники к потребностям детей с нарушенным слухом.
9.Деятельность медицинского персонала
При наличии в штате ДОУ медицинских работников воспитанникам с отклонениями в развитии оказывается специализированная медицинская помощь.
9.1. Врач-невропатолог к обследует состояние нервно-психического статуса воспитанников Учреждения (группы) и при необходимости назначает лечение;
следит за изменениями в состоянии здоровья воспитанников в Процессе коррекционно-педагогического воздействия и дозирует допустимую для каждого воспитанника нагрузку;
- консультирует родителей и педагогов по вопросам сохранения психического здоровья ребенка.
9.2.Врач-офтальмолог
Обследует зрение воспитанников, назначает курс лечения, определяет зрительную и физическую нагрузку, дает рекомендации другим специалистам и родителям по вопросам офтальмологического лечения воспитанников и организации взаимодействия лечения с коррекционно-педагогической работой.
9.3.Медицинская сестра
По медицинским показаниям осуществляет ортооптическое лечение зрения воспитанников; совместно с другими специалистами определяет нагрузку воспитанников группы интегрированного обучения и воспитания.
Приложение 2
Перечень рекомендуемой документации для специалистов, участвующих в интегрированном воспитании и обучении дошкольников с отклонениями в развитии
В настоящее время перечень необходимой документации, форма ее ведения определяются как органом управления образованием, на территории которого находится данное образовательное учреждение, так и самим образовательным учреждением в зависимости от реализуемой образовательной программы. Представленный ниже перечень разработан на основе многолетнего практического опыта педагогических работников ДОУ и систематизирован.
2.План организации совместной деятельности всех воспитанников группы (учреждения).
3.Планы (перспективные: календарные индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий).
4.Тетрадь индивидуальных занятий с ребенком (в ней отражаются структура дефекта, направления коррекционно-педагогической работы и т.д.).
5.Тетрадь для родителей ребенка с индивидуальными рекомендациями.
В конце учебного года составляются характеристика на каждого воспитанника и аналитический отчет о результатах коррекционной работы.
2 Документация воспитателей
План организации совместной деятельности всех воспитанников группы.
2.Планы (перспективные и календарные фронтальных занятий).
3.Тетрадь передачи детей.
4.Тетрадь для родителей с индивидуальными занятиями.
5.Дневник наблюдений за детьми (определяется целями и задачами образовательной программы, реализуемой в данном учреждении).
В конце учебного года воспитатель участвует в составлении характеристики на каждого воспитанника группы и аналитического отчета по результатам коррекционно-педагогической работы.
3. Документация педагога-психолога
В соответствии с приложением к инструктивному письму Минобразования России от 01.03.99 № 3 обязательными для заполнения педагогом-психологом являются:
Карта психологического обследования воспитанников. План работы педагога-психолога. Заключение по результатам проведенного психодиагностического обследования. Журнал консультаций педагога-психолога. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку. 6. Журнал коррекционной работы (отражает динамику коррекционного обучения).
7- Программа коррекционно-развивающих занятий.
8- Аналитический отчет о работе педагога-психолога.
При необходимости могут вводиться дополнительные формы отчетности (например, индивидуальные планы работы с семьей, Журнал учета групповых форм работы, программа работы педагога-психолога с группой и т.д.)
4- Документация музыкального руководителя
1. Планы (перспективные и календарные) проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий с детьми. •
2. План организации проведения совместной деятельности на физкультурных занятиях, спортивных занятиях, спортивных праздниках , т.п.