Понятие "дефект" произошло от латинского слова defectus, что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово "дефектология" содержит в себе две части ("дефект" и "логия") - это педагогическая наука, изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо-педагогику и тифлопедагогику. Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина,педагогика и психология. Особенностями развития, обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восстановления или замещения нарушенной у ребенка функции.
Профессиограмма дефектолог
Доминирующие виды деятельности профессии дефектолог:
воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умственно отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо-слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо-видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной речи, исправление ее недостатков. работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по предупреждению и коррекции отдельных нарушений; отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений; диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений у детей; составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений; организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками; адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разработка различных программ адаптации детей с отклонениями; подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности дефектолога:
Способности
умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способности); навыки общения и взаимодействия с людьми; ораторские способности; хороший слух (способность улавливать мельчайшие изменения и особенности произношения различных звуков); хорошее владение артикуляцией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков); хорошее развитие кратковременной и долговременной памяти; высокий уровень концентрации и переключения внимания (способность в течение длительного времени сосредоточиваться на одном предмете при одновременном отключении от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); логическое мышление; высокий уровень развития творческого мышления.
Личностные качества, интересы и склонности
умение слушать и понимать других людей; тактичность; доброжелательность, этичность; бескорыстность; чуткость; терпимость к недостаткам людей; внимательность; отзывчивость; креативность (творческое начало).
дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии; необщительность; отсутствие склонности к работе с детьми; эмоциональная неуравновешенность; агрессивность; ригидность мышления (неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации).
Области применения профессиональных знаний:
поликлиники; детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы, интернаты); специализированные детские сады для детей с недостатками развития; специальные школы для детей с различными нарушениями; частная практика.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):