Профессия библиотекаря – одна из самых старейших. Появление ее стоит у истоков просвещения. Библиотекари всего мира отдают дань памяти и признательности выдающемуся индийскому ученому Шиали Рамамрита Ранганатану, вклад которого в развитие современного библиотечного дела трудно переоценить. Его мысль обгоняла время на десятилетия. Пять законов библиотечной науки, сформулированные им еще в 1931 году, оказалось, действуют во все времена, не зная границ: 1. Книги – для использования. 2. Каждому читателю – его книгу. 3. Каждой книге – ее читателя. 4. Берегите время читателя. 5. Библиотека – растущий организм. По мнению Ранганатана, собрание книг, даже обработанных, подготовленных к выдаче, хорошо скомплектованных и организованных, это еще не библиотека. Жизнь ее начинается с библиотекаря и читателей. То, что происходит с их участием, и составляет сущность библиотеки. Причем книги до поры могут и не использоваться: дело библиотекаря, ведущего беседу с читателем, отвечающего на поставленный вопрос, убедить его в том, что нельзя ограничиваться информацией, полученной от библиотекаря, надо прочитать самому. Так и только так начинается жизнь библиотеки – с беседы, подводящей к необходимости обращения к книгам. Главное для библиотекаря – привлечь внимание к книгам, сделать каждого посетителя активным читателем, используя самый незначительный интерес к какой-либо теме. Для того, чтобы достичь лучших результатов, каждый библиотечный работник должен быть хорошим психологом. Понять читателя, разобраться в его истинных потребностях, лишь после этого начинать разговор о книгах, - такова задача библиотекаря. Процесс общения не должен носить избирательный характер, завоевать авторитет у читателя сложно, но, может быть, именно в этом высокое предназначение человека нашей профессии. Некоторые думают, что прочитав много книг, можно стать хорошим библиотекарем. Возможно, но недостаточно. Хороший специалист, читая новую книгу, думает о том, как какими словами он будет рассказывать о ней своим читателям. В первую очередь он вспоминает тех, которым нужна эта книга. Вспомним третий закон: «Каждой книге – ее читателя». Из него вытекает необходимость глубокого знания читателей, приходящих в библиотеку. Книги могут понадобиться не только для учебы, повышения квалификации, освоения новой профессии, но также для преодоления обычных, для каждого человека жизненных трудностей – материальных, семейных и других. Художественная литература может оказать огромное воздействие на психику читателя, но при одном условии – правильном выборе книги. Здесь задачи библиотекаря полностью совпадают с функциями врача. Оба специалиста должны быть целителями, один воздействует лекарствами, другой – печатным словом. «Книги для использования». Профессионал должен знать, что этот закон нередко оценивает его работу. Если движения фонда нет и большая часть книг не выдается читателям, нужно сначала проанализировать ситуацию. Может быть, в фонде много никому не нужной литературы? Несколько выставок с использование специально подобранных изданий могут помочь библиотекарю. Возможно, эти книги найдут своего читателя. Может быть, результат будет обратным. Но выводы оказываются одинаковыми – виноват библиотекарь. В первом случае он забыл об этих книгах, во втором – скомплектовал фонд и хранил издания, нарушая второй и третий законы. Нет большей радости и удовлетворения для истинного специалиста, чем «опустошение книжных полок» читателями, особенно в тех случаях, когда речь идет о выставках. Ведь это значит, что угадана тема, правильно определен читательский интерес, хорошо подобрана литература. В обществе снизился престиж знаний и духовности в угоду материальным ценностям. Конечно, нельзя отрицать роль последних, но общество без культуры и духовности не имеет будущего. В современном обществе библиотекарь – специалист, владеющий новейшими технологиями предоставления информации, навыками работы во всемирной сети. Создаются электронные каталоги и электронные библиотеки. Библиотекарь стал активным субъектом информационной деятельности, наряду с просветительной, образовательной, досуговой. Но библиотекарь в общественном восприятии ассоциируется с образом 50-летней давности. Именно нам надлежит искать выход из этой ситуации. Необходимо создавать для читателей такие условия, чтобы они с удовольствием посещали библиотеку В данной работе мы подробно рассмотрим каким должен быть библиотекарь – специалист отдела обслуживания, какие качества должны быть ему присущи, а также рассмотрим основы поведения библиотекаря в обслуживании читателя и библиотечную этику отношений.