В самых ортодоксальных арабских странах женщины носят черные платья, а мужчины - белые одеяния. Объяснение простое: «женщина - это тень мужчины». В арабской цивилизации доминирование мужчины абсолютно. Еще в доисламские времена рождение девочки считалось плохим предзнаменованием. Случалось, что девочек закапывали живыми при рождении. С приходом ислама женщина хоть и обрела кое-какие права, но все равно рассматривалась как низшее существо, всего лишь как средство продолжения рода. Да и права ее ограничились кухней и заботами по дому. Сызмальства арабский мальчик усваивает, что он для женщины царь и бог, и должен относиться к ней как к особи неразумной и безответной, даже если это его мать. Она не отвечает за воспитание детей, только за их обслуживание. За детей, их жизнь и судьбу целиком отвечает мужчина. И арабским мужчинам, и женщинам внушается то, что удовольствия сексуального свойства - грех. Секс до брака и прелюбодеяние считаются тяжелейшими преступлениями.
Мужчине запрещается не только прикасаться к женщине, не являющейся его женой, но даже смотреть на нее. Но вот ведь парадокс: и сексуальные привилегии в исламской культуре дозволяются только мужчинам - согласно давнему представлению, любовь к противоположному полу могут испытывать лишь представители сильного пола. В числе этих сексуальных привилегий прежде всего многоженство (до четырех жен), а также «Мута» - институт «временного брака», дающий возможность иметь наложниц и пользоваться услугами проституток. Согласно «Аль-Хадис», во время джихада мужчины пришли к пророку Мухаммеду и сказали: «Мы воюем вместе с тобой, Посыльный Аллаха, но наши жены вдали от нас. Должны ли мы кастрировать себя?» Пророк запретил кастрацию и позволил «Мута». Все мужчины женились на женщинах на определенное время (обычно три дня) за калым (кусок ткани). А вот женская сексуальность рассматривается как угроза мужскому превосходству и одновременно как греховный соблазн, а потому жестко контролируется.
С раннего возраста девочке внушают, что секс не должен быть приятным для нее. Но одними внушениями дело не ограничивается. В наиболее патриархальных сообществах до сих пор практикуется обрезание девочек (удаление клитора), чтобы гарантировать отсутствие оргазма при сексуальном контакте. Замуж девушку обычно выдают без учета ее воли. Брак - семейное дело, а не личный выбор. В отличие от европейцев с их индивидуализмом, арабы сосредоточены на группе. Семья, род, клан более важны, чем отдельный человек. Действия женщины пристально контролируются семьей. Она находится во власти мужчин – сначала отца, затем мужа и, наконец, сыновей. Она может появляться вне дома только в сопровождении мужа или мужчин-родственников. Когда целомудрие женщины под сомнением - ее семья испытывает позор. В результате чего ставится под угрозу клан, из-за этого будет трудно устроить браки незамужних сестер, а мужчины-родственники будут презираемы, пока не совершат «убийство чести».
Опозоренных убивают отцы, мужья, братья, дяди или сыновья. Причем матери и сестры жертвы часто защищают «убийства чести», а иногда и помогают их выполнить. Это еще доисламская традиция. То же закапывание грудных дочерей часто имело целью избежать позора, который они могут принести семье позже. «Убийства чести» происходят по самым разным причинам, включая слухи (даже неподтвержденные), о добрачном или внебрачном сексе; попытку девушки отказаться от устроенного брака или получить развод из-за факта разговора с мужчиной. При чем даже за изнасилование, в том числе кровосмесителъное, ответственность возлагается прежде всего на женщину. Мужчины считаются менее виновными - я женщина, наверное, соблазнила его. А она должна защитить свою честь даже ценой жизни: если осталась жива - ее осудят за «ошибку» и могут убить. Понятное дело, большинство таких убийств происходит в бедных сельских областях или среди необразованных городских обитателей. Чаще убивают скрытно дома, а иногда и публично - перед толпами зрителей. Женщины, чувствуя, что их жизнь разрушена позором, покорно отдают себя на резню. Они все равно исторгнуты из общества и спрятаться им негде. Власти реагируют вяло. Если кого и сажают, то ненадолго.
В ряде арабских стран у женщины нет паспорта, взамен этого у мужа в паспорте четыре странички, чтобы вписать туда до четырех жен. Гражданство передается только по мужской линии. При разводе ребенок переходит к отцу, а наследнице (по закону Шариата) дают только половину того, что полагается наследнику.
В общем, казалось бы мрак полнейший. Но с этим не согласятся не только арабы-мужчины (что вполне объяснимо), но и многие арабские дамы (если удастся без опасности для жизни с ними на эту тему побеседовать). Все или почти все из вышеизложенного будет если и не оспариваться, то, по крайней мере, по-другому интерпретироваться.
Вот, например, другая интерпретация того, почему арабские женщины ходят все в золоте. Арабская поговорка гласит: «Женщина без золота - голая женщина». Хотя язык никак не поворачивается назвать голой особу, укутанную в черное. Стало быть, богатые украшения -это не боязнь развода, а манифест, прославляющий щедрость и достаток мужа. Ведь после развода калым и все собственные накопления остаются при жене. Вдобавок муж, как правило, продолжает заботиться о прежней супруге. Что ж, наверняка бывает и такое.
Очень благодатная тема для опровержения тезиса о незавидном положении арабской женщины -многоженство. Тут вам сразу скажут, что не каждый мусульманин имеет право даже на вторую жену. Он не может жениться второй раз только потому, что ему этого хочется. Должны быть очень веские причины, скажем, бесплодие супруги. А вот если он берет в жены сироту или вдову, то это одобряется исламом. Основное условие - мужчина должен одинаково относиться ко всем женам, одинаково их обеспечивать. Для этого нужно много денег, а потому у большинства арабов всего одна жена. Еще соображение: многоженство помогает избежать внебрачных связей, нехороших болезней, внебрачных детей. Значит, в нем нет ничего плохого. Наоборот, так женщина спасается от одиночества и бедности. И самое главное, по мнению мужского населения, «особое отношение» со стороны мужчины компенсирует женщине отсутствие прав.
Обретя жену за большие деньги, араб ценит ее как самое дорогое сокровище. Одно дело, что там предписывает Коран. Мужчина все равно должен уметь покорить женщину и заставить ее полюбить себя. Видимо, в этом и заключается один из секретов обаяния арабской культуры, ведь сам образ жизни основывается не на бездумном следовании традициям, а на мастерстве межличностных отношений, подразумевающих весь их диапазон - от физиологической чувственности до духовных аспектов. Арабы, как правило, мастера в искусстве любви, а древняя арабская культура тому доказательство. «Женщина - глаза и уши мужчины», - говорят арабы. Мужчина действует, а женщина является как бы его визирем и лекарем. Той же Шахерезадой. Если она не может управлять мужчиной с помощью своей воли, то она управляет им через любовь и детей.
Арабы (продвинутые, конечно) даже жалуются, картинка
что жены покорны лишь внешне, но исподволь всем заправляют. Приведу что-то вроде иллюстрации. Как-то мне довелось присутствовать на египетской дискотеке в Хургаде. Там один египтянин часа два танцевал перед сидящей супругой - ослепительной красоты дамой в платье европейского покроя. Танец этот был насыщен исступленной страстью. А потом дама встала, усадила мужа и станцевала перед ним всего один, но свой танец. И сразу стало ясно, Почему мужика так колбасило.
Наиболее широкий «спектр» закрытости-открытости арабской женщины в плане одежды можно наблюдать в Сирии. Градация здесь примерно такая: полный черный хиджаб с чадрой; полный цветной (красный или серый) хиджаб с чадрой; черный или цветной хиджаб с щелочкой для глаз; черный или цветной хиджаб с открытым лицом; черный или цветной головной платок, длинное пальто и перчатки, пальто плюс чадра; длинное одноцветное платье с платком; европейская одежда (джинсы, закрытая блузка или закрытое платье чуть ниже колена) с платком и, наконец, европейский наряд с произвольной степенью открытости и без платка. В Иордании открытость в большинстве случаев заканчивается на варианте «европейская одежда плюс платок».
Правда, однажды в Аммане я видел такой вот сверхзакрытый вариант: толстенького «шейха» сопровождала вереница жен в полных хиджабах, а у одной из них, видимо, самой любимой, шедшей впереди остальных, поверх чадры был надет еще и стальной намордник-забрало - «пояс верности» от орального секса. А вот в Тунисе, Египте, Кувейте, ОАЭ и Катаре наблюдается в основном «полярность». У явного большинства женщин черный хиджаб либо с чадрой, либо с открытым лицом, у явного меньшинства (в Египте и Тунисе не такого явного) - самый «открытый» вариант. Как ни странно, но в ортодоксальном Кувейте и ОАЭ можно встретить совсем продвинутых местных уроженок в блестящих штанах, типа обрезанных по колено колготок. Часто девицы еще и покрашены под шатенок или блондинок и щедро намазаны косметикой. «Закрытые» женщины тоже пользуются косметикой, в основном для век, бровей и ресниц, а также украшают изящными узорами кисти рук. То есть украшается то, что можно увидеть, хотя видеть и не положено.
В последнее время среди арабских женщин (всех степеней открытости-закрытости, но из обеспеченных слоев) все большую популярность приобретает пластическая хирургия. В Эмиратах, например, самыми распространенными операциями стали липосакция (50%), коррекция груди (25%), уменьшение живота (20%). Причина - неоднократные беременности.
Если вы в ортодоксальной стране, то встретить местных женщин можно главным образом в торговых центрах, ведь на улице им делать нечего, даже водить машину. Например, в Саудовской Аравии это запрещено. Они с удовольствием покупают самую модную европейскую одежду, косметику, духи, но в обновках показываются только мужу или подругам - дома или в закрытых женских клубах, где они проводят свободное время в задушевных разговорах, вышивают, танцуют. Роль женских клубов играют также бани «хаммам» и пляжи в специальные женские дни. Мужчинам в такие дни вход воспрещается. Я этого, понятное дело, не видел, но как рассказывали мои соотечественницы, женщины облачаются в тонкие лосины и кофточки с длинным рукавом. А уже поверх надеваются бикини от самых дорогих модельеров. Более консервативные дамы надевают балахоны, из которых высовываются только голова, руки и ступни. А еще более консервативные просто сидят под зонтиком в своих абайах. В море, впрочем, ни те, ни другие не купаются.
Купаются лишь «продвинутые» в тех самых блестящих штанах, но не снимая их. Правда, на дальних пляжах «продвинутые» могут искупаться и в закрытом купальнике. В открытых купальниках купаются только ливанки. При женских клубах есть своего рода женские ассоциации во главе с дамами высокого социального статуса. Именно им жена может подать жалобу на мужа, если он забыл уделить ей внимание или обделил подарком. Если глава организации посчитает поведение мужа недопустимым, то она наведается к супругу и объяснит ему, что тот не прав. И все же половина всех арабских женщин неграмотна. Многие дискриминационные законы не отменены, даже в Ливане чадру носят 20% женского мусульманского населения (в Сирии - 60%, в Кувейте и Ираке - 80 %). В общем, основная масса хранит традиции. При этом, например, саудовок очень возмутило, когда замгоссекретаря США Карен Хьюз по возвращении из Саудовской Аравии рассказала о «тяжелой жизни» женщин, которые «не могут быть счастливы в окружающей их обстановке». Одна из встречавшихся с Хьюз студенток заявила под бурю аплодисментов: «Имидж несчастной арабской женщины из американских СМИ - явная клевета». А другая, говоря о запрете на вождение автомобиля, сказала: «Я не хочу водить машину, потому что у меня есть личный шофер».
Источинк: журнал "Арбат Престиж"
|