<div style="text-align: center;"></div>
В издательстве «Амфора» вышла книга Льва Наумова «Человек поющий», приуроченная к 50-летнему юбилею русского поэта и рок-героя Александра Башлачева. Тираж издания составил 3000 экземпляров. Честно говоря, хорошей биографической книжки об этом человеке не хватало давно. Так или иначе, выходили в свет сборники стихотворений, снабженные предисловиями близко знавших Башлачева людей. Публиковались изыскания филологов, разбиравших тексты СашБаша по косточкам. В интернете то там, то сям оседали разрозненные воспоминания знакомых, друзей, родственников. Но сборника воспоминаний (по примеру «библии киномана», составленной Алексадром Житинским вскоре после смерти Цоя), не говоря о биографическом исследовании, - ничего подобного, относящегося к персоне Башлачева, в печатном виде так и не вышло. Причин хватало — от немалого объема работы, который ожидал будущего исследователя до отсутствия у Башлачева громкой посмертной славы. Но прежде всего отсутствовал человек, который мог бы стать исследователем — человек, принявший близко к сердцу не только тексты песен, но и хлопоты, связанные с деятельностью биографа. Автор книги «Человек поющий» Лев Наумов — оказался именно таким человеком. Исследователем, который нашелся и ничтоже сумняшеся написал трезвую, аналитически выверенную и точную книгу о короткой жизни поэта Александра Башлачева. «Человек поющий» включает в себя три блока информации: стихи, собственно биографический блок и сопутствующие материалы - данные о концертах и записях, перечень публикаций о Башлачеве, интервью. Одной из особенностей данного издания является то, что все имеющиеся в книге тексты опубликованы с учетом акцентов, расставленных Башлачевым от руки. За основу были взяты либо рукописи, либо правленые автором распечатки. Кроме того, в основной корпус текстов Наумовым включены четыре ранее не публиковавшихся стихотворения, сохранившиеся в архиве семьи поэта. В итоге первая часть книги стала наиболее полным на сегодняшний день собранием поэтических текстов Башлачева: от студенческих опусов до поздних стихотворений высшей пробы. Листая раздел, содержащий стихи, невозможно отделаться от "эффекта снежного кома". Сила стихотворного потока нарастает лавинообразно, и заурядные рифмованные тексты, отдающие подражанием Высоцкому и Саше Черному, совершенно неожиданно преображаются во что-то непохожее, пугающе своеобразное, другое. Происходит более чем ощутимый скачок с одной ступени сознания на другую. Удачнее всего такой скачок определяется словом «откровение». Когда говорят о Башлачеве, всякий раз удивление не сходит с лица говорящего. Откуда? Ведь ничто не предвещало! И самое главное, куда? Куда все это делось?! Ни одного из этих вопросов автор книги не ставит в биографическом разделе. Ни на один из них Лев Наумов не пытается дать ответ. Он вообще не толкует. Не беллетризирует, как сказано им в предисловии. Вне всяких сомнений, у него имеется свое толкование биографии СашБаша. Но делиться сокровенным он не собирается, пользуясь формулой самого Башлачева (которого в продолжение всего повествования, от колыбели и до последних дней, уважительно именует Александром): «Я хочу, чтобы мое молчание было как можно более заметным». И молчание Наумова, собравшего воедино массу подробностей биографии, опросившего великое множество лично знавших Башлачева людей (от череповецких одноклассников до питерских рок-застрельщиков), снабдившего сносками фигуры всех участников повествования, и в результате выстроившего подробную жизненную диаграмму поэта, - молчание это на фоне кропотливо проделанной работы выглядит более чем красноречиво. Третий блок включает данные о концертах СашБаша — даты, организаторы, факты звуко- и видеозаписи, технические характеристики, адреса, города и веси — всё это статистическое многообразие собрано в таблице и распределено по соответствующим отделениям. Завершает книгу подборка интервью. Шесть бесед, различных по длительности, но неизменно зашкаливающих по показателю количества информации на единицу текста. На читателя обрушивается ливень метафор; он становится участником захватывающей языковой игры, потому что изобретательности, пластичности и яркости башлачевской речи можно только позавидовать. Помимо всего прочего, "Человек поющий" радует наличием фотографий, большинство из которых в интернете не найти днем с огнем: в основном, это семейный архив, концерты и посиделки в Череповце, Питере, Москве и т.д. В предисловии Наумов предупреждает, что каждый волен по результатам прочтения выстроить собственную концепцию, сделать персональные выводы, которых лишен его текст, выступая скорее информацией к размышлению. Надо отдать должное автору: закрыв книгу, читателю есть о чем поразмыслить. К вящей радости поклонников Башлачева, Лев Наумов не собирается ограничиваться данной редакцией биографии, о чем честно предупреждает. Значит, информации об одном из самых загадочных русских поэтов будет еще больше. Может, это и несущественно на фоне творчества, которое, по мнению многих, исчерпывает все вопросы о поэте. Но творчество - на фоне этой информации - становится еще интересней. А посему — спасибо Льву Наумову. И удачи. Александр Лабузов
|