Единый государственный экзамен вступил в штатный режим, но разговоры о его целесообразности в школе не только не утихают, но подчас разгораются с новой силой. Свидетельством этому — большое количество веток на форумах Интернет-педсовета, вновь открытых и продолжающих свою работу с прошлых лет.
Это и «Репетиции ЕГЭ», и «ЕГЭ+», и «ЕГЭ в вечерних школах».
На каждом форуме образовательных дисциплин есть хотя бы одна ветка, посвящённая этой теме: точные науки, филология, общественные дисциплины, информатика.
Открылась консультационная линия.
Новости пестрят заголовками: ЕГЭ, ЕГЭ, ЕГЭ-ЕГЭ-эээээээ... Даже те, что не касаются экзамена, всё равно так или иначе сводятся в своих комментариях к нему. Не успокаивают разговоры и результаты ВЦИОМ.
Постоянно пополняется материалами медиатека, секция. И блоги Всероссийского Интернет-педсовета не остались равнодушными к этой теме.
Казалось бы, всё уже решено, процедуры экзамена апробированы и отработаны до мелочей, документы подготовлены и утверждены. Но чем больше информации, тем больше возникает вопросов:
ЕГЭ сдавать не обязательно?
Обязан ли учитель проводить дополнительные занятия по подготовке к ЭГЕ?
Информации много... Но в этом и беда. Кого слушать?
Тех, кто ратует за то, чтобы отменить ЕГЭ? Тех, кто говорит, что ЕГЭ — норма сегодняшнего дня и за ним будущее? Третьих? Четвёртых? Пятых? Всех? Пожалуй, так — всех. Но при этом делать выводы для себя самого.
А самыми информативными в плане итоговой аттестации в 11-х классах по всем предметам являются, как и прежде, сайты и . Там не просто много информации, там её достаточно:
в марте этого года Минюст России зарегистрировал Порядок проведения ЕГЭ;
формы, описание, правила заполнения бланков ЕГЭ;
форма справки;
порядок выдачи свидетельства о результатах экзамена;
шпаргалка о ЕГЭ, которую превратили в плакат;
горячие линии ЕГЭ в субъектах Российской Федерации;
и т. д., и т. п. Более того, повезло математикам, для которых уже готов проект модели ЕГЭ 2010 г. и они приглашены для обсуждения...
— Стоп! — говорю я себе. — Пора анализировать информацию.
О проведении ЕГЭ География ЕГЭ. Закон о едином государственном экзамене (ЕГЭ) вступает в силу с 1 января 2009 года — с этого момента ученики будут сдавать ЕГЭ во всех школах России, а все вузы страны должны будут принимать его результаты в качестве вступительных экзаменов
Пробный ЕГЭ проводится для подготовки выпускников и поступающих к проведению единого госэкзамена, а также апробации организационно-технологического обеспечения ЕГЭ. Какой предмет сдавался в качестве пробного — определит каждый субъект Российской Федерации самостоятельно. После сдачи экзамена его результаты обрабатываются в РЦОКО (Региональные Центры Оценки Качества Образования), но шкалирование на федеральном уровне для пробного ЕГЭ не предусмотрено.
Сроки проведения. Приказом Минобрнауки России от 03.03.2009 № 70 утвержден Порядок проведения государственного выпускного экзамена. Как и в 2008 году, ЕГЭ будет проводиться в две волны: в мае-июне — в период выпускных экзаменов в школах, а также в июле — в период вступительных в вузы. Но сдача абитуриентом ЕГЭ в двух потоках по одним и тем же предметам не допускается. Второй поток важен для тех, кто по объективным причинам не смог сдать экзамены в июне: военнослужащие, дети из-за рубежа, выпускники школ МИДа и др. Вузам рекомендовано проводить прием документов в единое время.
Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2008/2008 учебном году пройдет в следующие числа:
— для выпускников общеобразовательных учреждений 2009 года, которым в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования предоставляется право на досрочное прохождение государственной (итоговой) аттестации:
21 апреля (вторник) — русский язык;
23 апреля (четверг) — математика;
25 апреля (суббота) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), литература, физика;
27 апреля (понедельник) — информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология, обществознание;
29 апреля (среда) история, география, химия;
30 апреля (четверг) — для участников ЕГЭ, не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам в установленные сроки; — для выпускников общеобразовательных учреждений 2009 года, выпускников прошлых лет, обучающихся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, а также лиц, получивших среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях:
26 мая (вторник) — информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), биология;
29 мая (пятница) — русский язык;
1 июня (понедельник) — география, литература;
4 июня (четверг) — математика;
8 июня (понедельник) — иностранные языки (английский, французский, немецкий испанский языки);
11 июня (четверг) — обществознание, химия;
15 июня (понедельник) — история, физика; — для участников ЕГЭ, не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ по общеобразовательным предметам в установленные сроки:
11 июня (четверг) — русский язык;
15 июня (понедельник) — математика;
18 июня (четверг) — иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), обществознание, биология, физика;
19 июня (пятница) — география, химия, литература, история, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ); — для выпускников прошлых лет, выпускников образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования 2009 года, а также лиц, получивших среднее (полное) общее образование в иностранных образовательных учреждениях, не имевших возможности участвовать в ЕГЭ в сроки, установленные в п. 1.2. настоящего приказа:
7 июля (вторник) — русский язык, химия, информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ);
10 июля (пятница) — математика, литература, иностранные языки(английский, французский, немецкий испанский языки);
13 июля (понедельник) — обществознание, география, физика;
15 июля (среда) — биология, история;
17 июля (пятница) — по всем общеобразовательным предметам (для участников ЕГЭ, не сдавших по уважительным причинам ЕГЭ по отдельным общеобразовательным предметам в установленные сроки). Единый экзамен по всем предметам в субъектах Российской Федерации будет начинается в 10.00 по местному времени.
Продолжительность ЕГЭ разная: по математике, литературе, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) составляет 4 часа (240 минут), по физике, истории, обществознанию — 3,5 часа (210 минут), по русскому языку, биологии, географии, химии — 3 часа (180 минут), по иностранным языкам (английский, французский, немецкий испанский языки) — 170 минут.
На ЕГЭ разрешается пользоваться следующими дополнительными устройствами и материалами: физика — линейка и непрограммируемый калькулятор, обеспечивающий выполнение всех арифметических действий, вычисление квадратного корня и тригонометрических функций (sin, cos, tg), химия — непрограммируемый калькулятор, география — линейка и транспортир.
ЕГЭ-предметы. ЕГЭ проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, русский язык, литература, физика, химия, биология, география, история России, обществознание, иностранные языки (английский, французский, немецкий, испанский языки), информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Обязательные для всех выпускников в форме ЕГЭ — русский язык и математика.
Содержание ЕГЭ Структура. Единый экзамен, как и в прежние годы, состоит из трех частей:
часть 1 (А) содержит задания с выбором ответа.
часть 2 (В) содержит задания с кратким ответом.
Разработчики указывают, что каждый год контрольно-измерительные материалы (КИМ) и структура экзамена совершенствуется. К примеру уже сейчас на сайте ФИПИ можно посмотреть проект экзаменационных материалов 2010 года.
Документы. Подробнее со структурой и содержанием каждого из экзаменов можно ознакомиться в следующих документах:
Демо-версии или ознакомительные варианты представляют перечень типовых заданий по каждому из предметов. Посмотреть демонстрационные варианты с 2002 по 2009 г. г. «
«Кодификаторы элементов содержания» содержат перечни тем, подлежащих проверке в ходе ЕГЭ. Посмотреть «
«Спецификации вариантов ЕГЭ по предметам для выпускников средней (полной) общеобразовательной школы» отражают типологию, тематику каждого из заданий и всю структуру экзамена (спецификация редко отличается от спецификации самого экзамена). В спецификациях указано, сколько заданий в каждом варианте экзамена относится к конкретному разделу школьной программы, а также к конкретному проверяемому умению. План задания указывает на форму и содержание каждого задания в варианте Посмотреть спецификации с 2004 по 2009 г. г. " Важно! В открытом доступе опубликована часть контрольно-измерительных материалов. Посмотреть открытую базу КИМ 2004—2009 гг. «
Равная сложность вариантов. Как обеспечивается равная сложность между вариантами КИМ предмета, сдаваемого в форме ЕГЭ? Во-первых, установлена универсальная спецификация, которая определяет одинаковую структур всех вариантов КИМ по учебному предмету на данный год. Во-вторых, проводится многоступенчатая содержательная и тестологическая экспертиза каждого варианта вариантов. В-третьих, средние проценты выполнения заданий вариантов КИМ, полученные после сдачи экзамена, позволяют выявить сложность отдельного задания и учесть это при оценивании работы в целом, сообщают специалисты Центра разработки КИМ ФИПИ.
Помощь при подготовке. Министерством образования и науки РФ опубликованы методические письма с рекомендациями по подготовке школьников к сдаче ЕГЭ по предметам. Рекомендации разработаны членами предметных комиссий Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) и основаны на итогах сдачи единого экзамена в 2008 году. Как и письма прошлого года, каждое из них содержит описание модели ЕГЭ 2009 года: его структуру, отбор и расположение заданий, их характеристику, а также время, отводящееся на работу, количество баллов за каждое задание. Также перечислены изменения в моделях экзаменационных работ в 2009 году по сравнению с работами 2008 годом. В письмах приводятся темы и формы деятельности, вызвавшие наибольшие затруднения у экзаменуемых в 2008 году — на их основе выработаны рекомендации по совершенствованию методики преподавания предметов, подлежащих сдаче в форме единого экзамена. Подготовлены письма по числу предметов, сдаваемых в форме ЕГЭ — это письма по биологии, географии, иностранным языкам, информатике, истории, литературе, математике, обществознанию, русскому языку, физике и химии (можно скачать по ссылкам).
Итоги ЕГЭ, баллы Проверка результатов. Проверку заданий уровня «А» и «В» осуществляет компьютер. После обобщения и систематизации всех результатов ответов экзаменуемых компьютерной программой, проходит этап верификации. Он заключается в том, что специалисты-предметники (члены Федеральной предметной комиссии разработчиков КИМ) анализируют каждый из вариантов ответа и выделяют все правильные ответы по предложенным заданиям, в том числе и синонимы. Если ученик написал неучтенный разработчиками верный ответ, он будет зачтен и внесен в компьютерный шаблон проверки заданий (ключи ответов), а испытуемый получит заслуженный балл. Кроме того, если задания части «В» предполагает два или более вариантов ответа, то это изначально учтено разработчиками и введено в ключи ответа.
Результаты ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале. Свидетельство действительно до 31 декабря 2010 года. Минимальный порог по предмету будет известен в течение 6—8 дней после проведения ЕГЭ в основные сроки. Преодоление минимального порога ЕГЭ по русскому языку и математике является основанием выдачи аттестата о среднем (полном) образовании.
Сложность экзамена. Контрольные измерительные материалы ЕГЭ в целом ориентированы на профильный уровень изучения предмета. Однако, задаваемая единым экзаменом для получения школьной тройки планка, по мнению специалистов ФИПИ, вполне доступна выпускникам и часто находится на нижнем пределе школьной тройки.
Аннулирование результатов ЕГЭ. Право аннулировать результаты ЕГЭ, в случае серьезных нарушений, предоставлено регионам России. Ранее такое решение принималось на федеральном уровне. Передача права позволит сократить сроки по аннулированию результатов ЕГЭ, что даст школьнику дополнительное время для пересдачи экзамена.
Не преодолев минимального порога баллов по одному обязательному ЕГЭ (русский язык или математика), выпускник вправе его пересдать в текущем году в предусмотренные расписанием дополнительные дни.
Если выпускник не набирает минимального порога баллов сразу по двум обязательным предметам, он может сдать ЕГЭ не раньше следующего года.
Что делать, если не сдал обязательный ЕГЭ? Можно поступить в учебные заведения НПО и СПО на основании аттестата за 9 класс.
Если не согласен с результатами ЕГЭ можно подать апелляцию:
по процедуре проведения ЕГЭ — в ППЭ в день проведения экзамена;
по полученным результатам — в школу или конфликтную комиссию региона в течение 2 дней после объявления результатов ЕГЭ по предмету. Порядок приема и рассмотрения апелляций объявляются в школах участникам ЕГЭ за 2 недели до начала проведения ЕГЭ.
Аттестат и свидетельство С 20 по 30 июня школы выдают аттестаты и свидетельства о сдаче ЕГЭ. По действующему положению государственной итоговой аттестации при двух неудовлетворительных оценках выпускнику не выдается аттестат — он получает справку.
Свидетельство о сдаче ЕГЭ и аттестат будут абсолютно независимы друг от друга. Итоговые оценки пойдут в аттестат, и результаты ЕГЭ на них не повлияют. Правда, только в том случае, если «единый» сдан не на двойку.
Если выпускник сдал обязательные ЕГЭ, но «завалил» один по выбору, аттестат ему выдадут и даже пару в этот документ не поставят — останется итоговая оценка. Зато поступить в вуз по специальности, где предмет по выбору, который он не сдал, был профильным, он не сможет.
Результаты ЕГЭ и медаль. Выпускники, окончившие школу с золотой или серебряной медалью, не имеют льгот при поступлении в вузы. При проведении конкурсных процедур среди абитуриентов с одинаковыми результатами ЕГЭ вуз вправе принять во внимание наличие медали.
Электронная база. Приемная комиссия ссуза или вуза может проконтролировать достоверность сведений об участии в ЕГЭ, которые предоставляют абитуриенты, через Федеральную базу свидетельств о результатах ЕГЭ.
Срок действия свидетельства. Результаты ЕГЭ, полученные в 2009 году, могут быть использованы до конца 2010 года включительно. В этом году действительны прошлогодние свидетельства с результатами ЕГЭ. Если абитуриента не устроит результат, то он сможет сдать ЕГЭ еще раз в следующем году, а затем выбрать для подачи в вуз лучшие результаты.
Свидетельство о результатах ЕГЭ — это экзаменационный лист поступающего в вуз или ссуз.
Прием в вузы ЕГЭ в этом году принимают все вузы и ссузы. Вся информация о приеме абитуриентов должна быть размещена на сайтах образовательных учреждений. Прием документов начинается не позднее 20 июня. В это же время вуз объявляет минимальное количество баллов по профильному предмету, необходимое для участия в конкурсе. Результаты ЕГЭ по русскому языку и профильному предмету обязательны для поступления на все специальности. Кроме того, некоторые вузы получат право проводить свои дополнительные испытания или творческий конкурс.
Как подать документы в вуз? Абитуриент вправе подать документы сразу в несколько вузов, на несколько специальностей, на разные формы обучения. Заверенные (в школе, вузе, органе управления) копии свидетельств о сдаче ЕГЭ вместе с комплектом документов можно принести в приёмную комиссию вуза лично, а можно отправить в вуз по почте заказным письмом с уведомлением. Информация о прошедших по конкурсу абитуриентах должна быть размещена на информационных стендах и на сайтах вуза.
Если документы отправлены в срок, но по вине почты доставлены позже, то комиссии должны будут все же зарегистрировать их. Допускается поступление по результатам ЕГЭ сразу в несколько вузов. При этом не важно, в каком именно регионе сдавал абитуриент ЕГЭ — результаты принимаются всеми вузами. По итогам приемной кампании поступающий может выбрать один из вузов. С другой стороны, если ряд поступающих, прошедших по конкурсу, отказались от зачисления в вуз или не подтвердили зачисление (не предоставили в срок подлинники документов), то на их места зачисляются поступающие, включенные в список резерва.
Условия поступления уже обнародовали все вузы России. В особой форме экзамены могут проводиться в силовых вузах, и вузах, для обучения в которых требуется специальная подготовка, определенные творческие, психологические и физические способности. Если у вуза устойчивый конкурс абитуриентов с высокими баллами за ЕГЭ — ему может быть предоставлено право на проведение дополнительных испытаний. Дополнительные испытания могут проводиться как в форме собеседования, так и по предмету.
Льготы. Без вступительных испытаний в вузы при поступлении на соответствующие профильные специальности принимаются:
победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников
члены сборных команд России, участвовавшие в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам
чемпионы и призеры Олимпийских, Паролимпийских и Сурдолимпийских игр
победители и призеры 120 вузовских олимпиад школьников (по правилам, установленным вузом) Вне конкурса принимаются:
дети-сироты
дети-инвалиды
граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы
граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ
военнослужащие, проходящие военную службу по контракту
другие категории граждан, предусмотренные законодательством РФ Преимущественное право имеют:
граждане, уволенные с военной службы
дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы
дети граждан, погибших вследствие военной травмы
другие категории граждан, предусмотренные законодательством РФ. На основании вступительных испытаний, установленных самим учебным заведением, принимаются следующие категории абитуриентов:
с ограниченными возможностями здоровья (в случае отсутствия у них результатов ЕГЭ)
получившие полное среднее образование до 1 января 2009 года при приеме на вечернюю и заочную формы обучения
имеющие среднее профессиональное образование при поступлении на программы бакалавриата и подготовки специалиста по соответствующему профилю
иностранные и российские граждане, получившие среднее образование в иностранных образовательных учреждениях Выпускники прошлых лет. Сдать ЕГЭ придется и тем, кто давно закончил в школу, но по разным причинам решил поступать в вуз только сейчас. Об особенностях вступительных испытаний нужно узнать в приемной комиссии вуза. Если желающий получить второе высшее образование выберет родственную специальность, то может оказаться, что ЕГЭ ему не нужен — по результатам собеседования он может быть зачислен на сокращенную программу обучения. Если же выбранная вторая специальность совершенно отлична от полученной прежде, то придется снова сдавать ЕГЭ. Например, если первое образование — строительное, а выбранное второе — юридическое.
С 2009 года ЕГЭ становится единственной формой сдачи выпускных и вступительных экзаменов.
Предполагаемое значение и перспективы ЕГЭ Идея ЕГЭ заключается в том, чтобы уровнять шансы поступающих: снять зависимость результатов экзамена от субъективного фактора — мнения преподавателя, предоставить равные возможности детям из разных регионов, из городов и сельской местности, выпускников школ разных типов.
С 2009 года ЕГЭ перешёл в штатный режим: субъекты Федерации должны предоставить возможность сдачи ЕГЭ по всем предметам, а министерство подготовит критерии отбора вузов (специальностей), которым будет дано право провести дополнительные экзаменационные испытания.
В перспективе предполагается, что будет выстроена цельная система оценки качества знаний учащихся. Государственный экзамен охватит всех выпускников школ и учреждений профессионального образования, выпускников средней школы (ГИА — 9 класс) и младшей школы (4 класс).
Общероссийская система оценки качества образования, которая строится в настоящее время, будет опираться на единые (стандартизированные) критерии. Она призвана обеспечить преемственность между всеми ступенями образования. С другой стороны, постоянное совершенствование системы оценки качества образования, по мысли ее разработчиков, должна положительным переменам в организации и содержании среднего образования, повысить качество преподавания и создаваемых учебно-методических комплексов по предметам. Решать это в регионах будут Центры оценки качества образования.
Где найти информацию? Узнать результаты экзамена выпускники могут на официальном портале информационной поддержки ЕГЭ .
Ознакомиться с информацией о ЕГЭ можно на сайтах Минобрнауки РФ, Рособрнадзора, ФИПИ, Федерального центра тестирования (ФЦТ) или на портале информационной поддержки ЕГЭ.
Документы
Закон о ЕГЭ — Федеральный Закон № 17 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об образовании“ и Федеральный Закон „О высшем и послевузовском профессиональном образовании“ в части проведения Единого государственного экзамена». Закон о ЕГЭ был принят 26 января 2007 года Государственной Думой, 2 февраля — одобрен Советом Федерации, а 9 февраля 2007 года подписан Президентом РФ. Закон переводит ЕГЭ из стадии эксперимента в штатный режим по всей территории России, регламентирует порядок его проведения, поступления в вузы и др.
Приказ Минобрнауки России № 36 от 05.02.2008 «Об установлении форм и порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования в 2007/2008 учебном году, и утверждении Положения о проведении единого государственного экзамена в 2008 году». Приложение — «Положение о проведении единого государственного экзамена в 2008 году»
Приказ Минобрнауки России № 70 от 3 марта. «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена»
Приказ Рособрнадзора от 02.04.2009 № 751 «Об утверждении сроков, единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку и математике в 2009 году»
«Рекомендации по организации приема и разработке правил приема в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, участвующие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2007 году» (.zip, 49Кб)
Статья составлена на основе нормативных документов и комментариев ответственных лиц, сообщавшихся в новостях сайта Педсовет.org. Содержание статьи, по мере поступления новой информации, будет пополняться. Редакция сайта будет благодарна за комментарии и уточнения.
Консультации?
На Педсовет.ORG
В Общественной палате Источник информации: ,com_mtree/task,viewlink/link_id,8836/
|