Понедельник, 06 Май 2024, 11:00
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51635


Онлайн всего: 21
Гостей: 21
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 1 » Угол для Бродского
05:36
Угол для Бродского
Известного поэта могла сыграть ЛоллобриджидаАвтор: Любовь ЖУРАВЛЕВА «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину» — так называется нашумевший фильм режиссера Андрея Хржановского о поэте Иосифе Бродском (сценарий Юрия Арабова). Эту картину представили и киевлянам в рамках фестиваля «Крок» (зимняя «Остановка по требованию»). В эксклюзивном интервью «ЗН» режиссер признался, что когда-то «на роль» Бродского он приглашал даже всемирно известную итальянскую кинозвезду.Работа поэта и аниматора Хржановского — полижанровая. Это игровой фильм с элементами анимации. Родителей поэта играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский. Сам режиссер называет свою картину «иронической сказкой»: «Мы возвращаемся через отдельные факты его жизни в 50—60-е…». Знаменитый итальянский сценарист Тонино Гуэрра, посвященный в процесс создания ленты, говорил: «Не ищите в этом фильме биографию Бродского! Смотрите его так, как будут смотреть через 30 лет — как произведение об одном поэте, сделанное другим поэтом…»

— Разумеется, сразу хочется расспросить о вашем первом знакомстве с Бродским.

— С творчеством Бродского познакомился давно — в конце 50-х, когда в Ленинграде его стихи только появились в самиздатовских списках. Мы могли бы встретиться еще тогда… Ленинградская подружка показала мои стихи Бродскому. По ее словам они ему понравились, и он хотел со мной познакомиться. Но в знак «протеста» (мои стихи показали без спросу!) я отказался. Представляете, сколько лет кусаю локти за это свое идиотское юношеское упрямство?

Недавно нашел в бумагах собственноручно составленную выборку его стихотворений. До какой степени нужно было увлечься его поэзией, чтобы от руки переписать множество стихов!

Я следил за его творчеством. Жил с ощущением, что эта встреча возможна. Несколько раз бывал в Америке при его жизни. У нас были общие знакомые. Думал, еще приеду, встретимся… Встреча эта со временем состоялась. Но не так, как я себе представлял...

— А импульс к созданию фильма?

— Желание снять фильм возникло после того, как прочел в «Новом мире» его эссе и автобиографическую прозу. В том числе «Полторы комнаты». Каждый очерк состоит из небольших главок. Интуитивно чувствовал эту структуру. Его проза — идеальный монтажный план. Кроме того, я знаком с людьми, которые были близко знакомы с ним. Каждый из них рассказал мне фантастические истории о Бродском. На экран они попали как отдельные реплики.

Я знал, что Бродский, как человек в высшей степени деликатный (с богатой личной жизнью, изобилующей приятными фактами), распорядился не издавать такого рода биографию. И конечно, его можно понять: он не хотел, чтобы эта сторона выходила на передний план.

— Есть актеры в России, которые идеально воплотили бы на экране образ Бродского?

— Я расскажу другой случай. Когда у него самого спросили, кто бы мог сыграть его в кино, он ответил: «Лоллобриджида!» Я старался следовать «заветам»...

Была в Москве выставка картин Джины Лоллобриджиды. И посол Италии, посмотрев накануне мой фильм по рисункам Феллини, пригласил меня… Мы оказались с актрисой за одним столом. Воспользовавшись случаем, я набрался нахальства предложить ей сняться в небольшом эпизоде. По моему представлению, она могла бы примерять перед зеркалом лысый парик. Это могло бы длиться секунд десять. Как ни странно, она дала согласие… Но в ожидании очередного транша я понял: дай Бог выжить без этого эпизода.

— В вашем фильме немало фотодокументов. И в то же время — анимация. Как это уживалось?

— Насчет «документальности»… Как известно, отец Бродского был профессиональным фотографом. Я видел его работы. Некоторые из них даже описаны самим Иосифом Александровичем.

До этого фильма было «Полтора кота» (анимационный фильм, зарисовки одетстве Бродского). Я в начале там использовал некоторые фотографии. Работу представили Фонду Бродского и вдове. Они ее одобрили. Но когда речь зашла о большом фильме, появилось множество запретов. И на использование фотографий в том числе. Но мы и это преодолели. Наверное, нет смыла обсуждать это теперь.

Бродский был фотогеничен. Он относился к особой породе людей — артистичных и фотогеничных. Существует полный по объему альбом фотографий Марины Волковой, где Бродский снят со скоростью пулеметной очереди. К примеру, у нее запечатлено, как он однажды выступал перед студентами. Вот он чинно приходит с портфельчиком, в галстуке. Располагается. Начинает читать стихи. Снимает пиджак. Сдвигает галстук на бок. Просит кофе. Кофе капает на рубашку. Он обливается потом и продолжает читать стихи. Глядя на эти снимки, я думал, мечтал по этому циклу фотографий снять изумительно достоверный эпизод. Ведь многие идеи возникают в процессе работы, правда, не все воплощаются.

— Бродский оставил нам много своих рисунков…

— Да, конечно же, мне хотелось показать и рисунки Бродского. Рисовал на всем, что было под рукой: на бумаге, салфетках, письмах, открытках. Друзья любили эти рисунки. Он охотно дарил их. Вот они и гуляют по миру. Многие не подписаны и не идентифицированы. Думаю, в полной мере их никогда не соберут.

Очень радовался, когда мне подарили кассеты «Шаляпин-3» — вечера в «Самоваре». Для меня это был просто праздник души. Там много поет Бродский. У меня слух чудовищный, но я с наслаждением слушал пение Бродского и знаменитого Юза Алешковского.

Кто там только не пел! С удовольствием посмотрел этот материал как исходный. И рад, что мне позволили его использовать, я с актерами смог развить эту вечеринку. Понимал, что в фильме среди актеров могут быть и его друзья. Пригласил Евгения Рейна с женой и Толю Герасимова. Кому-то это не нравится. Но есть и другие мнения.

Один мой давний приятель, режиссер, который сейчас живет в Израиле, не мог поверить, что после исполнения песни за столом сидит уже актер. Принял его за продолжение реального Бродского. Для меня такого рода комплимент — как высшая оценка профессионалов. От Феди Бондарчука услышал, что какие-то постановочные вещи он определял как хронику, и наоборот, потому что некоторые эпизоды сняты таким образом, что они выглядели как хроникальные.

— Вам часто ставят в упрек, что Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский, играющие родителей Бродского, выглядят почтенными стариками, а Иосиф — еще ребенок.

— Это моя ошибка. Но я допустил ее сознательно. Дело в том, что у Бродского есть такой конкретный текст о том, что родителей мы запоминаем такими, какими мы их видели в последний раз. Этот текст я сначала включил, но при монтаже мне показалось, что он будет слишком навязчивым. Так что на эту условность пошел сознательно. И я, и актеры приняли эту мотивированную условность как должное. Некоторые эпизоды я ввел специально, чтобы цитировать нобелевского лауреата.

Вообще-то зрителя нужно воспитывать. Сейчас его сознательно разрушают, создавая себе «электорат» нужного качества.

— Знаю о вашем давнем дружеском общении с гениальным сценаристом Тонино Гуэрра, с которым вы, кажется, планировали сделать совместный фильм по рисункам Федерико Феллини. Это правда?

— С Тонино я познакомился благодаря его жене Лоре, с которой мы давно дружим. Когда Гуэрра оказался в Москве, Лора первым делом свела его со своими друзьями, в числе которых оказались и мы с женой. Это была неплохая компания, замечательные люди. Уже сейчас снимки того времени, где Гуэрра с женой запечатлены вместе с Высоцким, с Параджановым, Любимовым, Ахмадулиной, можно рассматривать как историю.

Кто-то из нашей компании предложил ему посмотреть мои работы. Он пришел ко мне на студию. Я подготовил программу, показал ему. Гуэрра реагировал темпераментно. Говорил, что очень любит мультипликацию. Знает, что и Феллини любил, мечтая что-то сделать в этом жанре. Признался, что и он хотел бы, но случай не представился. Поскольку наши желания сделать что-то совместное совпали, мы стали искать случай. Я в этом смысле оказался проворнее. Нашел в виде сказки «Лев с седой бородой», точнее — подсказали жена с сыном. Прочитал сказку и понял, что это может быть замечательный фильм. В знак уважения к режиссеру и сценаристу запечатлел итальянскую речь и даже пение маэстро. Мы с Гуэрра предполагали начать работу над следующей его сказкой «Генерал и Бонапарт», сценарий для которой он подготовил. Но у меня возникло неожиданное желание сделать работу по рисункам Феллини.

Главное, что двигало Феллини, когда он брался за карандаш или фломастер, — острое ощущение характера. Радость жизни сквозит в каждом рисунке. Необычайно тонкое поэтическое саркастическое чувство роднит его с каждым большим поэтом. Работа над фильмом началась уже после смерти маэстро. Во время пребывания в Римини я поклонился его могиле и попросил напутствия на этот труд.

— Вас вдохновляют рисунки Пушкина?

— Натыкаясь в разные периоды жизни на пушкинские рисунки, я ощущал эту божью искру, заставляющую работать весь творческий механизм. Я подал заявку с намерением сделать двадцатиминутную работу, состоящую из трех-четырех этюдов. Мой сценарий картины «Встречи с Пушкиным» был сначала отклонен с формулировкой «не соответствует специфике мультипликации». Мультипликацией в те времена считались развлекательные, бесшабашные картины, словом то, что делалось для детей. Здесь был совершенно иного рода материал. Кто-то считал кощунством «пользовать» Пушкина в подобном жанре. Кто-то наоборот. Говоря кто-то, имею в виду крупных чиновников. Один из них сказал: «Большое дело, рисунки Пушкина! Я тоже в перерывах между заседаниями рисую петушков».

Были и мотивы личной неприязни. Одному из чиновников досталось из-за меня от министра за неправильное использование полномочий. Я много лет не мог запуститься с этим фильмом. А когда запустился, каждый считал своим долгом высказать личные замечания и недовольство. Пришлось доказывать, что он имеет право на жизнь.

У меня все так шло — через преодоление… От первого до последнего фильма.

Вот иду по киевскому тротуару и думаю: «Куда подевались дворники?» Может, кому-то на руку, чтобы киевские мостовые были в таком состоянии? Допустить такое в двадцать первом веке — катастрофа невообразимая.

Источник: Зеркало недели № 6 (786) 20 — 26 февраля 2010
Категория: Интервью | Просмотров: 951 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Понедельник
06 Май 2024
11:00


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz