Учёные не отрицают возможного влияния генов на умственные способности человека, однако убеждены, что мы пока не в состоянии понять механизм этого влияния. Сколько ни убеждай людей в том, что «гена ума» (или «гена сообразительности», или «гена IQ») нет, спрос на такой ген не исчезнет. И, надо сказать, вера в его существование как будто подтверждается исследованиями, которые обнаруживали связь в умственных способностях между родителями и детьми. И это, разумеется, так хорошо укладывается в хорошо знакомую присказку: ведь мы то и дело слышим что-то вроде «весь в отца» или «весь в мать», когда обсуждаем способности и недостатки чьих-то детей. Обычно, когда говорят про «ген ума», то как раз и имеют в виду один ген, а точнее, его аллель, вариант: если этот вариант есть, то IQ зашкаливает, если нет, то ты посредственность. Новая статья, опубликованная в Psychological Science международной командой учёных из американских Гарварда и Корнелла, шведского Каролинского института и других научных центров, направлена как раз против такой концепции единого «гена ума». Для начала, согласно предыдущим работам, таких единых генов набралось около дюжины. Учёные проверили, действительно ли эти гены влияют на IQ. Для этого использовались три группы людей, численностью от 1 700 до 5 500 человек, у каждого из которых проверяли наличие того или иного варианта предполагаемых IQ-генов и умственные способности. В качестве контроля, то есть заведомо известной связи между геном и фенотипом, исследователи использовали гены, чреватые болезнью Альцгеймера, и те, от которых зависит индекс массы тела. Никакого соответствия между генами и сообразительностью не оказалось. Из проверенных генов лишь один давал какой-то эффект, да и то слишком слабый, чтобы к нему можно было отнестись всерьёз. При этом, что любопытно, авторы статьи не отрицают феномена наследования интеллекта (то есть фраза «Умом весь в родителей» вполне справедлива). Но что за гены отвечают за передачу такой наследственности, нам, по-видимому, ещё долго не будет известно. Что же до того, как эти гены находили раньше, то здесь может быть простое объяснение. Когда сравнивали геномы родственников, то оценивали сходство в довольно ограниченном участке генома. На большее тогда просто не хватало мощности метода. И в результате видели корреляцию: высокие умственные способности соответствовали такой-то и такой-то последовательности в ДНК. Теперь же, когда можно сканировать и сравнивать геномы целиком, полученные данные придётся пересмотреть. Пока что ни один ген из ныне известных кандидатов не может поднять IQ хотя бы на пару баллов. Да и стоит ли удивляться, если даже такой банальный параметр, как рост человека, зависит от сотен и тысяч генов? Исследователи подчёркивают, что они не отрицают влияния генетики человека на его умственные способности, однако весьма пессимистично оценивают вероятность того, что мы в обозримом будущем сможем в этом влиянии разобраться. По современным представлениям, важно не только узнать, что за гены вовлечены в процесс, но и то, как они взаимодействуют и как их проявление зависит от окружающей среды (а равно и многое другое). И даже если сложить IQ всего человечества, мы вряд ли сумеем в ближайшее время распутать эту сеть.
Подготовлено по материалам Association for Psychological Science.
|