Сегодня министр образования Республики Казахстан провел встречу с активом Северо-Казахстанской области, г. Петропавловск. В своем выступлении Жумагулов отметил важность проведения данных мероприятий для разъяснения послания президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева.
Отдельное внимание министр уделил основным задачам по десяти важнейшим направлениям, что выделил Глава государства в своем последнем послании народу страны. Выделим эти задачи:
1) Занятость казахстанцев. 2) Доступное жильё. 3) Региональное развитие. 4) Повышение качества государственных услуг населению. 5) Улучшение кадрового потенциала. 6) Модернизация судебной и правоохранительной систем. 7) Качественный рост человеческого капитала в Казахстане. 8) Совершенствование пенсионной системы. 9) Индустриально-инновационные проекты. 10) Развитие сельского хозяйства.
Так как нас касается лишь образование, мы остановимся на четвертом пункте выступления министра и обозначим главные задачи в этом направлении:
1) Внедрение в процесс обучения современных методик и технологий.
Они нарабатываются международным опытом, флагманами нашей системы образования – Назарбаев Университетом и Интеллектуальными школами. Для этого будут перерабатываться стандарты, методики и содержание обучения на всех уровнях. И очень важное значение, на что особо обратил внимание Глава государства, имеет повышение квалификации педагогов. Как вы понимаете, это основа основ конечного результата образования. В этих целях мы кардинально меняем подходы к системе повышения квалификации действующих учителей. До сих пор она была неэффективной. Теперь на основе мирового опыта мы разработали совершенно новые программы и методы переподготовки. Уже создан Национальный центр повышения квалификации с интегрированными центрами в регионах. Сформированы Центры педагогического мастерства при Назарбаев Интеллектуальных школах. И через такую новую систему за 5 лет планируем переподготовить на новом уровне половину всего учительского корпуса страны. А к этому времени с новым качеством будут выпускать специалистов и наши педагогические вузы. Для этого мы существенно модернизируем стандарты педагогического образования, резко повышаем требования к вузам, готовящим педагогов. С 1 сентября запускаем новую систему повышения квалификации ППС педвузов, на это выделены серьезные средства. В прошлом году мы начали освоение принципиально нового вида обучения, бурно развивающегося в передовых странах мира – электронного обучения «E-learning». В 44 организациях образования начат соответствующий пилотный проект, к которому в 2012 году будет подключено еще 537 организаций с доступом к сети Интернет пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек. По результатам анализа пилотного проекта мы будем совершенствовать концепцию E-learning, соответствующие стандарты и программы обучения. Это окажет кумулятивное воздействие на всю сферу образования, резко повысит доступность качественного обучения вне зависимости от места проживания учащихся.
2) Создание независимой системы подтверждения квалификации.
Частично в профессионально-техническом, и полностью в высшем образовании у нас до сих пор действует система, когда организации, предоставляющие образовательные услуги, сами же оценивают качество выпускаемых специалистов. Мир уже давно отходит от такой практики. Там считают, что объективную оценку выпускникам могут дать только работодатели и профессионалы, работающие в данной сфере. Поэтому по поручению Президента страны в пилотном режиме будут созданы несколько независимых Центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций. И первым таким центром, по моему убеждению, должен стать центр подтверждения квалификации педагогов.
3) Обеспечить возможность для работающей молодежи получать специальное образование без отрыва от работы
Такие возможности у нас пока предоставляются только системой заочного обучения, выстроенной еще «по-советски» и не обеспечивающей должное качество подготовки. Оно зачастую превращается в «фабрику получения дипломов», а не знаний. Передовые страны уже давно отошли от такой практики, и понятие заочного обучения уже почти не используется. Здесь также нужны новые методы и технологии.
Они в мировой практике уже есть. Один из наиболее впечатляющих примеров – дуальная система подготовки в Германии. Там обучающиеся две трети времени трудятся и обучаются на производстве, и только треть времени затрачивают на теоретическую учебу в организации образования. Сейчас в нашей системе технического и профессионального образования (ТиПО) созданы принципиально новые структуры управления – Национальный совет, Отраслевые и региональные советы. Они будут детально прорабатывать вопросы внедрения самых передовых подходов Германии, Норвегии, Сингапура и т.д. И в каждом регионе мы будем адаптировать под них по 2-3 колледжа, а затем распространять на другие организации. Еще один важный метод обучения без отрыва от производства – дистанционное обучение с применением современных информационных интерактивных технологий. И мы уже прорабатываем подходы к освоению такого вида обучения.
4) Развитие функциональной грамотности у школьников
Знания, которые дают наши школы, в теоретическом плане довольно серьезные, но пока еще явно недостаточно умение школьников применять их в жизненных ситуациях, в процессе социальной адаптации. В соответствии с поручением Президента страны будет разработан и принят пятилетний Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
5) Вопрос молодежной политики.
Расширение доступности образования через механизмы государственно-частного партнерства, субсидирование проезда и проживания молодёжи, развитие сети общежитий. К решению этой задачи мы уже приступили. Ряд направлений государственно-частного партнерства отрабатываем на примере деятельности наблюдательных и попечительских советов организаций образования. В проект закона о молодежной политике внесены предложения о норме субсидирования проезда для обучающейся молодежи. Также решается вопрос по расширению сети общежитий вузов и колледжей, где еще много необеспеченных жильем студентов. К 2015 году по поручению Главы государства мы планируем построить 94 общежития, включая два студенческих городка в Алматы и Астане.
6) Усиление воспитательного компонента.
События последних лет в мире показали, что недостаточное внимание к проблемам молодежи может представлять серьезную угрозу общественной стабильности. Поэтому очень важным является поручение Лидера нации об усилении воспитательного компонента процесса обучения. Патриотическое, гражданское воспитание, противодействие экстремизму и другие компоненты обучения мы будем постоянно наращивать. С одной стороны, совершенствуя содержание и цели обучения с обязательным включением воспитательных компонентов в образовательные стандарты и программы. С другой стороны, консолидируя усилия министерства, местных исполнительных органов и неправительственного сектора на расширение воспитательной работы с молодежью.
Здесь есть весьма проблемные вопросы. Ведь наши дети сегодня подвергаются негативным информационным воздействиям на порядки больше, чем когда-либо ранее. Такое воздействие идет по интернету, через игровые и компьютерные клубы, через неформальные объединения, экстремистские организации, в том числе религиозные, социальные сети и по многим другим каналам. Молодые люди зачастую просто теряются в таком разношерстном информационном потоке. Значителен уровень преступности, суицидов, правового и гражданского нигилизма, имеются факты влияния нетрадиционных религиозных групп, вплоть до экстремистских, других деструктивных движений. В этих условиях надо четко знать, что мы можем противопоставить такому деструктивному воздействию, действовать активно и с опережением. Здесь не должно быть никакого формализма. Поэтому персональная ответственность за воспитательную работу и ее результаты возложена на первых руководителей организаций образования, от ректоров до директоров школ, на начальников областных управлений образования и соответствующих нижестоящих структур. И спрос будет жестким.
Определенный опыт мы нарабатываем и в поддержке позитивных молодежных инициатив. В рамках государственного социального заказа в 2011 году поддержали ряд молодежных проектов и создали 19 ресурсных центров. Реализованы проекты «Молодежный кадровый резерв», «Школа государственной службы». Внесен в Парламент законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственной молодежной политики». Уже в первом полугодии мы должны, в соответствии с Посланием, приступить к разработке Комплексной программы воспитания обучающейся молодежи на 2013 – 2015 годы, в которой активная роль должна принадлежать организации «Жас Улан». На предстоящем в августе педагогическом форуме этот план мы детально обсудим, чтобы привлечь к его реализации не только педагогов, но и родительскую общественность, бизнес, неправительственный сектор. Считаем, нужным ускорить решение вопроса по созданию в регионах, в том числе в вашей области, управлений молодежной политики.