Пятница, 22 Ноя 2024, 03:31
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51645


Онлайн всего: 26
Гостей: 26
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Декабрь » 2 » "Позор" Европы. 16 октября исполняется 85 лет Гюнтеру Грассу.
19:24
"Позор" Европы. 16 октября исполняется 85 лет Гюнтеру Грассу.
<div style="text-align: center;"></div>

16 октября исполняется 85 лет знаменитому немецкому писателю, лауреату Нобелевской премии Гюнтеру Грассу. ГЮНТЕР ГРАСС: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Чему стоит поучиться у Грасса, это не бояться быть резким и откровенным даже в старости, когда хочется одной тишины и покоя. И не ради эпатажа (работы, в общем-то, на публику), а чтобы оставаться честным перед собой, не затыкать себе рта. Нет хуже, когда молодец и буян в юности, анфан террибль, доживает жизнь ленивым, раскормленным премиями и наградами буржуа - и лишь бы не трогали.
Когда в послевоенное время всерьёз решали, быть или не быть литературе после Освенцима, во всяком случае немецкой, которой предписывалось только каяться, каяться и не выходить за рамки дискурса самопокаяния, Грасса это будто не касалось. Его первый и главный роман «Жестяной барабан» (1959) - о войне; но это роман абсурдистский и маньеристский[1], смешной, вернее, глубоко на приколе, и без какого-либо, в том числе осуждающего, пафоса (что всё вместе и станет фирменным стилем писателя). «Жестяной барабан» сразу сделал Грасса всемирно известным, и вызвал первые скандалы: так писать о войне было нельзя. Грассу в Бремене присудили литературную премию, но городской сенат отобрал её обратно, и в том, шестидесятом году, и даже в следующем, её так никому и не дали.

<div style="text-align: center;"></div>

Следующее произведение Грасса - повесть «Кошки-мышки» (1961) - тоже не осталось без внимания, ни мирового читателя, ни тех, кто по роду службы защищает его мораль: министр труда и здравоохранения земли Гессен просил федеральные власти запретить книгу. Не запретили: протестовал читатель.
После выхода романа «Собачьи годы» (1963)[2] и награждения Грасса главной литературной премией Германии - имени Георга Бюхнера - и кто возмущался, вынужден был признать, что Грасс - самое значительное явление в послевоенной немецкой литературе; и споры о нём переместились в другую плоскость: имеет ли право крупнейший писатель страны, в глазах читателей мира её представляющий, на демарш. Самостоятельное высказывание, идущее вразрез. И дискредитирующее.[3]

<div style="text-align: center;"></div>

Грасс же в этом проблемы не видел, и от него ожидали чего угодно. Он поддерживал, активно агитировал за левых - социал-демократов; но когда появились «новые левые» и пошли студенческие бунты, начались теракты, назвал их гитлерюгендом и хорошенько высмеял в романе «Под местным наркозом» (1969). Молодёжь его прокляла. В 1990-м, когда все радовались воссоединению Германии, Грасс - чуть ли не единственный - был против, говорил, что новая Германия возродится как Рейх. Замечательный был скандал.
Нобелевская речь лауреата[4] - в 1999-м - тоже носила характер демарша, Грасс сказал: «Подобно тому, как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой её торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга <…>, принёс миру радости и горести, так и литература несёт в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и всё во имя рода человеческого».
Зачем понадобилось Грассу - в мемуарах «Луковица памяти» (2006) - признаваться, что он служил в войсках СС? Возможно, чтобы поняли: прошлое - это прошлое, и Германия уже достаточно накаялась и пережила, хватит тыкать её туда лицом, пора наконец простить. И показал, как это делается, как прощать себе ошибки юности. И хотя пятнадцати-семнадцатилетний Грасс военных преступлений не совершал и не сделал ни одного выстрела: обслуживал зенитную батарею, попал в танковую дивизию, был ранен, находился в американском плену, - семидесятидевятилетний писатель получил за него по полной. Шум был ужасный, Грасса чуть не растерзали, требовали как минимум лишить его Нобелевской премии - но она даётся за вклад в литературу, за произведения, их художественные достоинства, а с этим у Грасса всегда было всё в порядке.

<div style="text-align: center;"></div>

Полгода назад на этот скандал наложился новый. Грасс напечатал стихотворение «О чём необходимо сказать», в котором просил себя больше не молчать, Запад - не поддерживать готовящий войну с Ираном Израиль [5], Германию с её чувством вины - не бояться критиковать эту страну. Израиль объявил Грасса персоной нон грата, премьер-министр сказал о нём - эсэсовец и антисемит; снова потребовали отобрать у него Нобелевскую премию.
Последняя по времени эскапада Грасса - стихотворение «Позор Европы», опубликованное в июне этого года. Оно о Греции, которую предала Европа и «осудила на бедность». «В маразме ты сморщишься без страны, дух которой тебя, Европа, создал».
Нобелевская речь Грасса называлась «Продолжение следует…»
[1] «Изощрённость слога, усложнённый синтаксис, аллегорическая образность, игра контрастов».
[2] Вместе с «Жестяным барабаном» и «Кошками-мышками» он образует так называемую «Данцигскую трилогию». Грасс родом из немецко-польского Данцига-Гданьска, в межвоенный период - вольного города, т. е. не принадлежавшего ни Германии, ни Польше и находившегося под управлением Лиги Наций. Грасс, как и город, полунемец (по отцу), полуславянин: его мать кашубка (кашубы - западнославянская народность, проживающая на севере современной Польши). После войны Грасс жил в Дюссельдорфе и Берлине (обучался профессии каменотёса, учился скульптуре и живописи в Академии искусств), Париже, Вестфалии, Шлезвиг-Гольштейне, сейчас - в пригороде Любека.
[3] Ответ писателя находим в Нобелевской речи: «Опубликование обоих моих первых романов "Жестяной барабан” и "Собачьи годы” и промежуточной повести "Кошки-мышки” рано научило меня, всё ещё относительно молодого автора, что книги могут вызвать возмущение, гнев, ненависть. Что порождённое любовью к своей стране может быть воспринято как осквернение собственного гнезда. С тех пор я считаюсь спорным писателем.
В этом смысле я нахожусь в хорошем обществе, если вспомнить изгнанных в Сибирь или ещё куда-нибудь писателей. Поэтому не будем жаловаться. Скорее мы должны воспринимать состояние перманентной спорности как живительное и подобающее риску нашей профессии. Так уж получается, что те, кто творит события из одних только слов, охотно и намеренно плюют в суп тем властителям, которые постоянно отстаивают своё право на место на скамье победителей, — это заставляет историю литературы вести себя соответствующим образом по отношению к развитию и совершенствованию методов цензуры».
И ещё: «Подозрительным, наказуемым делает писателя самая сущность его профессии — то, что он не может оставить в покое прошлое, вскрывает слишком быстро зарубцевавшиеся раны, раскапывает в запертых погребах трупы, заходит в запретные комнаты, поедает священных коров <…>. Но наихудшее прегрешение писателя состоит в том, что он не хочет со своими книгами шествовать вместе с победителем, а скорее предпочитает вертеться там, где на обочине исторических процессов стоят проигравшие, которые многое могут рассказать, но не получают слова. Тот, кто наделяет их голосом, ставит победу под сомнение». (Здесь и далее цитируется в переводе Н. Тишковой.)
[4] А между Нобелевской и Бюхнера был ещё целый ряд немецких и международные, например, довольно престижная итальянская премия Фельтринелли в 1982-м.
[5] Иран работает над ядерной программой, Израиль работает над ядерной программой - и это уравновешивает их в глазах Грасса. Но Запад потакает Израилю, «присвоившему себе право на упреждающий удар».
Андрей Краснящих
Категория: Персоналии | Просмотров: 584 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Пятница
22 Ноя 2024
03:31


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz