<div style="text-align: center;"></div>
2010-й пройдет под знаком Чехова.Но один из самых концептуальных проектов, посвящённых 150-летию со дня рождения классика, стартовал ещё до официального празднования юбилея.
Фестиваль «Кинематографический Чехов» проходит в Библиотеке киноискусства имени Сергея Эйзенштейна.
Программа смотра – а в ней несколько тематических циклов - позволяет сравнить интерпретации чеховских сюжетов, выполненные в разных жанрах ведущими отечественными киномастерами. Игровое кино давно нашло в Чехове своего автора. А вот анимация, по мнению киноведов, пока в долгу перед «юбиляром». Но этот долг выплачивается с присущим жанру изяществом.
Киновед Евгений Марголит – составитель программы «Чехов в современной анимации». Он вспоминает, как один из критиков назвал Чехова - подобным фотографическому объективу.
«Чеховский взгляд может быть уподоблен объективу фотографическому, или кинообъективу, точнее, фотографическому объективу, моментальному снимку, но снимку фотохудожника».
Алексей Демин (режиссер-мультипликатор, сценарист) придумал своего «Очумелова», прочитав три ранних чеховских рассказа – «Хамелеон», «Надлежащие меры» и «Брожение умов». Действия всех трех рассказов происходят на базарной площади, и герои очень похожи. «Вот эта вселенная и маленький человечек, который совсем не защищен, как будто нарисован на бумажке и попал в лужу куда-то».
Эту метафору – «нарисован на бумажке» - Алексей Демин воспроизвел в фильме буквально: его персонажи живут на оборванных и даже помятых клочках.
«Он появляется на клочке, влетает, застывает, и, раздвигая толпу, поворачивается и уходит в глубину, то есть там сразу несколько движений».
Персонажи на своих клочках поворачиваются, исчезают, появляются на других. И все это под музыку Гапона, Бана и Штрауса. А говорит за всех персонажей – Игорь Ильинский. Режиссер нашел записи, начиная с 48-го года, где Ильинский озвучивает всех героев «Хамелеона»».
Дмитрий Наумов (режиссер-мультипликатор) творит на большой высоте, откуда открываются лучшие виды города. Это не может не вдохновлять художника. Но еще до того, как ему посчастливилось переехать в эту студию, его творческая производственная мастерская в 95-м году сняла мультфильм «Не в духе».
«Перед нами стояла очень интересная задача, потому что тогда с компьютером было только-только самое начало, и мимику лица сделать было практически невозможно. Потому что вот все эти фильмы старые, там только ротик и глазками, а нам захотелось, чтобы вот это вот все было живое лицо».
И тогда Наумов решил сделать кукол из латекса. Мимика кукол стала необычно подвижной. Но это изобретение, с развитием компьютерной графики, через несколько лет оказалось бесполезным. Но тогда это был настоящий прорыв в анимации.
Вполне традиционный, но уже очень известный мультфильм «Каштанка» Наталии Орловой – еще один участник программы. «Каштанке» повезло больше, чем остальным участникам – ее можно было увидеть не только на фестивальных показах, но и в каждом доме – по телевизору.
Работа над «Каштанкой» длилась 2 года. Главную героиню Вера Пиунова (художник) старалась рисовать со слов Чехова и не смотреть никаких иллюстраций.
«Написано у Чехова, что это такса - помесь с дворняжкой. Когда смотришь, естественно, остаются какие-то образы, и, волей-неволей, они у тебя в голове прокручиваются, поэтому я сначала ничего не смотрела».
Мультфильмы по Чехову чаще всего рассчитаны не только на детей, но и на взрослую публику. В анимации, также, как и в кино, чеховские произведения обретают наглядное доказательство своей кинематографичности. И несут в себе, помимо достоверности сиюминутного, вечные темы классической литературы.
Телеканал "Культура"
|