Larrabee — это сочетание главных достоинств центрального процессора с достоинствами графического чипа. «Нам нужна архитектура, которая сможет сочетать программируемость центрального процессора с параллельными вычислениями и другими специфическими возможностями графических чипов. Такой архитектурой является Larrabee», — рассказал ведущий инженер Intel Visual Computing Group Ларри Сейлер (Larry Seiler). По словам официальных представителей компании, первый продукт Larrabee будет рассчитан на рынок персональных компьютеров. Это означает, что процессоры Larrabee появятся, прежде всего, в игровых компьютерах и составят прямую конкуренцию решениям от AMD и Nvidia. В настоящий момент эти две компании являются лидерами рынка дискретных видеоадаптеров, которым вместе принадлежит 98% всех продаж (по данным Peddie Research).
<div style="text-align: center;"></div>
Как ожидается, каждая из плат Larrabee будет иметь энергопотребление выше 150 Вт. Они будут оснащены памятью типа GDDR4. Заявлено наличие выходов VIVO и HDMI. Количество ядер в процессоре, расположенном на плате будет достигать 16-ти.
Точность вычислений операций с плавающей запятой будет на уровне, определенном стандартом IEEE754 (FP16). Пропускная способность памяти составит 128 Гб/с (в принципе, сопоставимо с NVIDIA GeForce 8800 GTX). Частота, на которой будет функционировать чип, составит 1,7-2,5 ГГц.
В системе может быть использовано несколько процессоров Larrabee, при этом они будут соединяться по шине CSI.
<div style="text-align: center;"></div>
Как видно на последнем слайде, такие процессоры могут использоваться и в качестве единственного CPU в системе.
Если информация подтвердится, то уже через три года пользователю может не понадобиться покупка для своей системы графической платы NVIDIA и процессора Intel - оба этих компонента могут войти в состав единственной платы расширения.
Специфика архитектуры позволит Larrabee не только ускорять трёхмерную графику в играх (поддерживаются DirectX и OpenGL), но и выполнять всевозможные вычислительные задачи, которые хорошо распараллеливаются. Эффективность работы Larrabee будет зависеть от оптимизации программной среды, но Intel славится качественными компиляторами. Проблемы могли бы возникнуть на уровне написания драйверов для видеокарт, но над ними программистам Intel помогут работать выходцы из 3DLabs. Надеемся, это позволит Intel отделаться от дурной славы своих "графических" драйверов.
Джастин Раттнер (Justin Rattner), главный технолог Intel, сообщил присутствующим на прошедшем в среду мероприятии, что анонс Larrabee намечен на 2010 год, но появиться этот продукт может уже в 2009 году. Чтобы облегчить труд программистов по оптимизации кода под многоядерные решения, коим является и Larrabee, компания Intel подготовит расширения для языков C+ и C++, которые войдут в состав модели программирования Ct. Как и обещалось, программистам достаточно будет уметь писать приложения для одноядерных процессоров, всю оптимизацию под многопоточность будет выполнять компилятор. Intel собирается распространять Ct по принципу "открытого кода".
Что касается сфер применения многоядерных процессоров класса Tera-Scale, к которым относится и Larrabee, то Intel пока продемонстрировала два примера. В частности, такие процессоры могут заниматься анализом видеоизображений. Например, автоматически выбирать самые интересные моменты футбольного матча из имеющейся видеозаписи. Чтобы заниматься полноценным анализом видеозаписей с распознаванием активности, процессоры Intel должны иметь 64 ядра, как сообщают разработчики.
Найдут применение процессоры Larrabee и в компьютерных играх: они позволят создавать трёхмерные изображения методом трассировки лучей (ray tracing) в реальном времени. Для этого потребуются колоссальные вычислительные ресурсы, и терафлопсовый потенциал Larrabee здесь будет востребован. Любители игр получат доступ к более реалистичной графике.