Четверг, 09 Янв 2025, 11:51
Uchi.ucoz.ru
Меню сайта
Форма входа

Категории раздела
Административные страницы [4]
База рефератов [24]
Интересные новости [40]
Новости образования [1059]
Голые факты [0]
Новости психологии [651]
Новости медицины [1302]
Новости в сфере знаний о мозге и поведении [959]
Открытия и события
Научные открытия и др. [953]
Новости разные [232]
Железо компьютера [548]
Новости развития и воспитания детей [954]
Soft [1710]
Другое [7]
Книги и публикации [130]
Конкурсы [160]
Интервью [131]
Мероприятия [585]
Премии [135]
ЛитГазета [0]
Фестивали [207]
Персоналии [174]
Закон [33]
Здоровье и красота [29]
Кредиты и деньги [39]
Общество [83]
Веселые конкурсы [90]
Поздравления с днем рождения [194]
Поздравления на свадьбу [4]
Гороскоп по знакам зодиака [15]
Юмор в картинках [23]
День защитника Отечества [20]
Международный день Спасибо [5]
День работника прокуратуры РФ [3]
День Святого Валентина - День всех влюбленных [32]
День студента - Татьянин день [0]
Новости
Чего не хватает сайту?
500
Статистика
Зарегистрировано на сайте:
Всего: 51656


Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru
Главная » 2012 » Ноябрь » 18 » Необходимо улучшить систему высшего образования в Казахстане
03:41
Необходимо улучшить систему высшего образования в Казахстане
Необходимо улучшить систему высшего образования в Казахстане.

Система высшего образования это совокупность взаимодействующих организаций образования по обеспечению профессиональной подготовки компетентных и конкурентоспособных специалистов для всех отраслей экономики республики в интеграции с наукой и производством.

В Казахстане принята новая «Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы», где отмечается, что высшее образование должно соответствовать «лучшим мировым практикам в области образования». И еще: «Привести систему высшего образования Казахстана в соответствие с наиболее конкурентоспособными системами высшего образования в мире».
Разрешима ли поставленная задача, если на сегодня в рейтинге лучших мировых университетов лишь 2 вуза Казахстана.

На сегодняшний день в Казахстане действуют 148 вузов, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек. Это 9 национальных, 2 международных, 32 государственных, 12 негражданских, 93 частных, в которых обучаются свыше 595 тыс. человек.

В докладе министра образования отмечается, что: «большинство работодателей не удовлетворены качеством подготовки специалистов, выпускаемых вузами. Образовательные программы не всегда отвечают ожиданиям работодателей и не соответствуют потребностям экономики». А доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей, от общего количества принявших участие, равна 0. Доля вузов, прошедших независимую национально институциональную аккредитацию по международным стандартам лишь -14%. При этом доля вузов, прошедших независимую национально специализированную аккредитацию по международным стандартам равна 0 (то есть по специальностям).
Специализированная аккредитация — оценка качества отдельных образовательных программ, реализуемых организацией образования;

Институциональная аккредитация — оценка деятельности организации образования по качественному представлению образовательных программ в соответствии с заявленным статусом;

Каждым годом сокращается количество иностранных граждан, желающих обучаться в вузах Казахстана. На сегодня их 10 тысяч. Это в основном из Афганистана, Индии, Пакистана, Таджикистана, Киргизии и др. развивающихся стран. Для сравнения: в США иностранных студентов свыше 500 000. Еще один фактор, до сих пор молодежь по-прежнему предпочитает зарубежное образование отечественному. Ведь на сегодня за рубежом обучаются более 20 тыс. казахстанцев.

Отсюда вытекает проблема:
Существующая система высшего образования остается малоконкурентной.
Малоконкурентная система не сможет выполнять поставленные задачи и соответствовать государственным и международным стандартам. В существующей системе невозможно достигнуть цели, а именно: создание необходимых условий для получения качественного образования, развитие и профессиональное становление личности.

Возможно 1-ая причина – в несовершенстве классификации высших учебных заведений.

Несовершенство в том, что по-прежнему нет четких расчетов необходимого количества вузов, их профилей с учетом потребностей экономики и потенциального количества возможных, ожидаемых абитуриентов. В высшем образовании у нас остается избыточности сети вузов и количества студентов. Об этом в очередной раз говорит министр образования, приводя сравнительную характеристику: «Если в мире в среднем приходится 232 студента на 10 тысяч населения, то у нас – 377. Однако в большинстве развитых государств эти цифры гораздо скромнее – в Японии 222, Германии 258 и т.д.

До этого вопрос о количестве вузов поднимался президентом в ежегодном послании народу Казахстана, в прошедшей «Госпрограмме развития образования на 2005 и 2010 годы». Время идет, принята новая программа, а количество высших учебных заведений по-прежнему избыточно.
Об отсутствии расчетов в планировании вузов говорит председатель Ассоциации частных вузов, ректор университета «Туран» - Р. Алшанов: «Отсутствуют четкие расчеты: когда, в каких отраслях экономики сколько понадобится предприятиям специалистов. Вузы, без учета потребности в кадрах, по своему усмотрению производят набор студентов на ту или иную специальность».

Но такая ситуация приводит к дефициту кадров, с одной стороны, и безработице – с другой. Например, среди безработных доля безработных с высшим образованием равна – 18%, или 114, 3 тысяч человек. Доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза всего -50%.

В Казахстане проводится практика создания и функционирования вузов по принципу: захотели и открыли. Главное, чтобы созданное учебное заведение получило лицензию на свою деятельность, соответствовало Госстандартом. И никого не волнует, что открытый вуз будет готовить невостребованных специалистов. Планирование и расчет отсутствует и в новой госпрограмме. Вот что говорит о системе высшего образования министр: «Чтобы не получить перегрев экономики невостребованными кадрами, в ближайшее время необходимо разработать новые требования к каждой ступени проверки вузов». Получается, если пройдут проверку, так и будут набирать и выпускать специалистов, которые будут невостребованными.
Вторая причина в том, что профессорско-преподавательского состав и материально-техническая база вузов не соответствует необходимым международным стандартам.

Устаревшая материально-техническая база и оборудование лабораторий вузов не позволяют проводить качественные научные исследования. Доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах в течение последних 5 лет равна 0. В Казахстане удельный вес научных разработок вузов остается ниже уровня (принятого в развитых странах), более чем в десять раз.
«Научный потенциал вузов Казахстана используется крайне неэффективно», - отмечает министр образования в своем докладе. Наблюдается старение кадров. Средний возраст научных работников - 55 лет. В Казахстане не развиты инновационные структуры, выполняющих разработки и обеспечивающих доведение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до их практической реализации.

Пути решения

Для повышения конкурентоспособности вузов можно провести классификацию вузов Казахстана по профилю и количеству с учетом требований «Госпрограммы индустриально-инновационного развития Казахстана до 2020 года».

Приостановить действие лицензий у вузов, не соответствующих международным стандартам до устранения несоответствий. Закрепить вузы за профильными предприятиями, оснащенными современным техническим оборудованием. А главное усилить связь образования, науки, и производства.
Закрыть факультеты, которые не соответствуют профилю вуза. Например, в Каспийском государственном университете технологии и инжиниринга имени Ш. Есенова в г. Актау есть факультет педагогики и психологий, а также археологий и этнологий. В институте управлении Астаны есть факультет информатики.

Увеличить долю вузов, осуществляющих программу двудипломного образования с зарубежными вузами до 50%. Сейчас - 20% официально, но согласно справке МОН РК реально дипломы не действуют за рубежом.
Для усиления связи образования, науки и производства ввести механизм взаимодействия проектных институтов, конструкторских бюро и производства с вузами. Чтобы все существующие нормативы по материально-технической базе и кадровому обеспечению высшей школы должны были научно, методологически обоснованы, связаны с индустриально-экономическим развитием Казахстана.

За счет усовершенствования системы планирования, улучшения материально-технической базы вузов, можно помочь вузам пройти независимую национальную аккредитацию по международным стандартам и войти в рейтинг лучших мировых университетов. И таким образом улучшить систему высшего образования в РК, сделав её конкурентоспособной в едином образовательном пространстве.

Автор: Досмайл Айганым
Категория: Новости образования | Просмотров: 260 | Добавил: Lerka | Рейтинг: 0.0/0
| Жаловаться на материал
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Профиль
Четверг
09 Янв 2025
11:51


Вы из группы: Гости
Вы уже дней на сайте
У вас: непрочитанных сообщений
Добавить статью
Прочитать сообщения
Регистрация
Вход
Улучшенный поиск
Поиск по сайту Поиск по всему интернету
Наши партнеры
Интересное
Популярное статьи
Портфолио ученика начальной школы
УХОД ЗА ВОЛОСАМИ ОЧЕНЬ ПРОСТ — ХОЧУ Я ЭТИМ ПОДЕЛИТ...
Диктанты 2 класс
Детство Л.Н. Толстого
Библиографический обзор литературы о музыке
Авторская программа элективного курса "Практи...
Контрольная работа по теме «Углеводороды»
Поиск
Главная страница
Используются технологии uCoz