Главная » 2012»Ноябрь»18 » Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016
02:26
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016
11 сентября, 2012. Астана. Сегодня на заседании Правительства Республики Казахстан заслушано сообщение Министра образования и науки РК о ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы.
«Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования», - отметил министр.
Национальный план действий занимает одно из главных мест в этом процессе. Он определяет не только конкретную цель – использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования.
Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.
Выступление Министра образования и науки РК Б.Т.Жумагулова на заседании Правительства РК «О ходе исполнения Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы», г. Астана, 11 сентября 2012 года.
Уважаемый Карим Кажимканович! Уважаемые члены Правительства!
Принятие Национального плана действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы находится в ряду самых важных механизмов реализации системных инициатив Главы государства по модернизации образования. Они сформулированы в Посланиях, Госпрограмме развития образования, статье «20 шагов к Обществу всеобщего труда», недавней интерактивной лекции и других документах и выступлениях Президента страны. Они уже привели к весьма значимому продвижению. Один из ярких показателей – результаты рейтинга конкурентоспособности стран мира, недавно опубликованные Всемирным экономическим форумом (ВЭФ). В нем Казахстан поднялся сразу на 21 место вверх – такого роста за один год нет больше ни у какой страны. При этом сфера образования и науки внесла весомый вклад: по большинству относящихся к ней индикаторов – по 11 из 14 – показан хороший рост. Особенно он виден по таким позициям как «Сотрудничество университетов и бизнеса» - продвижение на 29 мест вверх, «Повышение квалификации персонала» - на 24 места, «Прозрачность решений» - на 21 место, «Качество системы образования» – на 11 мест и т.д. Думаю, это очень важный результат огромного внимания Главы государства к данной сфере и системной модернизации, которую мы ведем по его поручениям.
И Национальный план действий занимает одно из главных мест в этом процессе. Он определяет не только конкретную цель –использование знаний на практике, но и является одной из основ коренной смены парадигмы среднего образования. Это «тройной прыжок» от традиционной модели школы к рациональной и затем к самой современной – феноменальной модели, основанной на роли личности ребенка и являющейся сегодня ведущим мировым трендом.
В Национальном плане можно укрупненно выделить 4 базовых механизма развития функциональной грамотности. По ним мы уже начали активную работу.
Первый механизм – коренное обновление методологии и содержания обучения. Эти задачи широко обсуждены на региональных и республиканской августовских конференциях с участием 20 тысяч педагогических работников. К реализации и пропаганде Плана привлечены СМИ и НПО. На данной основе и с учетом мирового опыта мы уже приступили к формированию нового Государственного общеобязательного стандарта образования.
В обновлении содержания образования мы уже существенно продвинулись по целому ряду направлений. Это подготовка и повышение квалификации педагогов, внедрение E-learning и новых технологий обучения и т.д. А вот целостный анализ всех учебников показал, что даже новые из них написаны фактически по прежней методологии, и их поэтапно надо менять с учетом развития функциональной грамотности. Это очень большая работа. Нам предстоит по новому подготовить авторов, методистов, издательства, систему экспертизы и апробации. И на этой основе организовать разработку учебников совершенно нового формата, обеспечивающих личностно-ориентированную методологию обучения. Для этого мы приступили к разработке проекта «Развивающие учебники».
Также начато системное внедрение новых педагогических технологий, ориентированных на функционально-компетентностный подход и развитие субъектной роли школьников и учителей. Важное значение здесь имеет трансляция опыта Назарбаев интеллектуальных школ. В первую очередь она пойдет в 35 пилотных школах, будут внедряться учебные программы, планы и методики, разработанные совместно с Университетом Кембридж. Этим мы заложим совершенно новые основы методологии и содержания будущего 12-летнего обучения.
Второй механизм – модернизация системы оценки результатов обучения. Развитие функциональной грамотности требует совершенно новых подходов оценки учебных достижений по новой системе критериев «знание – понимание – применение – систематизация и обобщение». Внедрение такой системы мы базируем на детальном анализе мирового опыта. Сейчас у нас, по сути, нет четкого определения, за что надо ставить оценки «5», «4» или «3», а критериальная система такие определения даст по каждому уровню. Поэтому мы начали создание системы разноуровневых контрольных заданий по всем дисциплинам для всех классов школы.
Важное значение в развитии функциональной грамотности имеет мониторинг и комплексная оценка достижений учеников. Они будут проводиться как национальными, так и международными системами оценки. Из национальных систем – это ВОУД и ЕНТ. В ближайшие годы у нас пройдут и международные исследования – PISA, TIMSS и PIRLS – это будут ответственные этапы, и к ним мы основательно готовимся.
Третий механизм развития функциональной грамотности, признанный в мире – активное участие родителей в образовании и воспитании детей. Для этого мы начали разработку новой методологии, развернем систему семинаров и тренингов для родителей. К этой работе активно привлечены НПО и другие секторы гражданского общества. Недавно мы создали при Министерстве Совет по связям с общественностью в области образования. В него вошли депутаты Парламента, видные ученые и общественные деятели, представители бизнеса, НПО, СМИ. На обсуждение Совета выносим самые ответственные вопросы, в том числе по функциональной грамотности. Надеемся, что и на региональном уровне будут созданы аналогичные советы – возможно, при акимах областей. Это позволит выстроить новую систему взаимодействия сферы образования с обществом.
Четвертый механизм функциональной грамотности – развитие дополнительного образования. Нацпланом предусмотрены коренные изменения в работе дворцов, домов школьников, музыкальных школ, станций юных техников и натуралистов и т.д. Впервые в истории Казахстана будет обновлена их материально-техническая база (МТБ). Будут внедрены новые технологии и инновационные формы: детские интерактивные парки (наукограды), технопарки, музеи, научные кружки и т.д. Уже начато издание детских познавательных журналов. Все это будет способствовать профессиональному самоопределению личности и формированию у учащихся потребности в творческой деятельности. Здесь очень важна поддержка на областном уровне. Ведь пока у нас охват дополнительным образованием всего 21%, а к 2016 году нужно выйти на 50%-ный охват. Для этого в регионах предстоит разработать детальные предложения и планы по повышению охвата учащихся дополнительным образованием.
В целом План до 2016 года включает 37 мероприятий. Из них 11 начинаются в 2012 году.
По постановлению Правительства общий объем финансирования мероприятий Национального плана на эти годы из государственного бюджета составляет 24,6 млрд. тенге, в том числе из республиканского – 22,7 млрд. тенге.
Реализация Национального плана обеспечит основы для формирования у учащихся функциональной грамотности. Это даст рост интереса к творчеству и инновациям, новую мотивацию к овладению знаниями и к трудовой деятельности, что особо подчеркивает Президент страны. Тем самым будет сформирована одна из основ новой феноменальной модели школы, соответствующей мировым трендам в образовании.